:: Зубейда Давлетъярова. ПОЧЕМУ АЛМАТЫ НЕ СТАЛ РАЕМ ЗА ТРИЛЛИОН ТЕНГЕ?

Просмотров: 3,627 Рейтинг: 4.7

В Казахстане борьба с коррупцией, судя по внешним признакам, вышла на новый виток. Теперь о коррупции как о главном зле, заговорил и второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Причем заговорил знаково – президент поручил Агентству по противодействию коррупции проверить чиновников столичного акимата на предмет их участия в так называемом деле «Astana LRT». А это, надо сказать, не простые чиновники – фамилий пока никто не называл, но в разработку взяли десятерых, имеющих статус «экс-руководителей» города. Надо отметить, что если борьба с коррупцией и впрямь вышла на уровень первых руководителей госорганов, то себя неуютно должны чувствовать себя очень многие.

Уже не единожды руководством республики поднимается тема итогов госпрограммы развития регионов до 2020 года. Оно и понятно – 2020 год уже завтра, а показателей, поставленных в госпрограмме, достигнуто не было. Недавно об этом говорил и госсекретарь Крымбек Кушербаев, проводя в Нур-Султане совещание по борьбе с коррупцией. Затронув вопрос освоения бюджетных средств, выделенных в рамках программы развития регионов до 2020 года, Кушербаев упомянул, что чиновники украли средства, направленные на развитие и модернизацию ЖКХ и чистую питьевую воду. Получилось что-то около 5,8 миллиарда тенге.

Примечательно, что в упомянутой программе указаны всего три города с развитой системой ЖКХ – это столица, Шымкент и Алматы. И вот Алматы только за два года реализации программы развития города до 2020 года из республиканского бюджета было выделено более триллиона тенге.

Согласно программе, на эти бюджетные деньги алматинцам должны были построить коммунальный рай. Давайте просто ознакомимся с целями программы:

1. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития города Алматы;

2. Обеспечение устойчивого роста промышленности и повышение энергоэффективности;

3. Развитие продовольственного пояса;

4. Развитие малого и среднего предпринимательства;

5. Развитие межрегионального сотрудничества;

6. Создание благоприятного инвестиционного климата;

7. Улучшение инновационного климата в городе;

8. Обеспечение доступности дошкольного образования;

9. Повышение качества и инклюзивности и среднего образования;

10. Обеспечение специализации профессионального образования с учетом потребностей экономики города и страны;

11. Улучшение здоровья населения и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения;

12. Развитие рынка труда и обеспечение занятости населения;

13. Обеспечение безопасности на рабочем месте;

14. Снижение уровня бедности;

15. Обеспечение социальной защиты нуждающегося населения;

16. Сохранение историко-культурного наследия и развитие сфер искусства;

17. Развитие массового спорта;

18. Обеспечение консолидации общества для стабильного развития нации;

19. Развитие туристского кластера мирового уровня;

20. Обеспечение правопорядка и развитие системы профилактики правонарушений;

21. Обеспечение общественной безопасности, в случае техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

22. Развитие коммуникационных сетей;

23. Обеспечение доступности жилья и объектов социальной инфраструктуры;

24. Обеспечение высоких стандартов качества для жилищных объектов;

25. Снижение уровня загруженности дорожной сети;

26. Повышение мобильности и доступности общественного транспорта;

27. Обеспечение потребителей качественными и надежными коммунальными услугами;

28. Понижение уровня атмосферного загрязнения;

29. Создание современной системы управления и переработки отходов и обеспечение надлежащего санитарного состояния городских территорий;

30. Благоустройство и озеленение города;

31. Экологическая реабилитация малых рек, водных объектов города Алматы;

32. Улучшение координации деятельности государственных органов по реализации политики государства, развития структур местного управления и самоуправления.

Мы видим множество благих намерений, упакованных в красивую обертку, до воплощения в жизнь которых осталось меньше года. Программа действовала с 2016 года, то есть акиму Бауыржану Байбеку, под чье честное градоначальничье слово и пролился этот триллионный дождь над Алматы, давалось на ее реализацию четыре года (а не сто дней, как почему-то решили пробайбековские блогеры, устроив на днях подведение итогов работы нового акима – подождите с новым, тут со старым неразбериха на триллион тенге). Но что в итоге получили горожане за эти деньги?

Достаточно взять всего лишь один аспект – жилищно-коммунальное хозяйство города, куда относятся электроснабжение, централизованное водоснабжение и водоотведение. Индикатором выполнения этого пункта программы развития города является достижение стопроцентного снабжения питьевой водой населения города. Иными словам, любой житель Алматы, вне зависимости от района обитания, должен включить кран на кухне, откуда польется чистая питьевая вода, которую он сможет использовать в хозяйстве – просто пить, кипятить, готовить на ней еду. И это в 2020 году должно стать доступно каждому.

Расскажите теперь эту историю жителям присоединенных к Алматы территорий. Тем более что именно в эти районы и шли основные вложения по линии ЖКХ. По данным управления статистики, с 2015 по 2017 годы включительно инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение по Бостандыкскому району составили 69 089  558 000 тенге; по  Наурызбаевскому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, энергоснабжение составили 60 239 373 000 тенге; по Алатаускому району в этот же период инвестиции в основной капитал на водоснабжение и канализацию, электроснабжение составили 95 778 834 000 бюджетных тенге.

Куда ушли все эти деньги, если до сих пор горожане, живущие в присоединенных еще в 2014 году территориях, то есть жители Бостандыкского, Наурызбаевского, Алатауского, Медеуского, Жетысуского районов города Алматы до сих пор испытывают отсутствие централизованного питьевого водоснабжения, ежедневно подвергая свое здоровье и жизнь опасности, потребляя неочищенную и недезинфицированную воду, получаемую ими от частных ТОО, бесконтрольно занимающихся забором этого стратегического ресурса из протекающих в этих районах рек и бьющих из земли родников.

Отметим, что доступность и бесконтрольность этих открытых источников воды, из которых часть горожан получает воду, может привести к провокациям со стороны деструктивных элементов. То есть, тут и национальная безопасность определенно находится не в числе приоритетов.

Централизованное водоснабжение и водоотведение, которым на 100 процентов должны быть обеспечены алматинцы, в нашем понимании реализуется только посредством оказания этих услуг коммунальным предприятием «Алматы Су». Но в том же Бостандыкском районе, в ущелье Ремизовка, водохозяйственной деятельностью на присоединенных территориях занимаются частные компании, такие как ТОО «Орхан», которое подает воду не питьевого свойства с бывших малодебитных скважин МВД. К качеству воды «Орхана» имеет претензии СЭС, причем она готова закрыть эти скважины по решению суда из-за несоответствия санитарным нормам, на что неоднократно поступали жалобы от потребителей.

Такие компании как ТОО «Сервис Тау Су», ТОО «Тау Су Кызмет» берут речную воду с каскада ГЭС (принадлежащего АО «Алматинские электрические станции») и без всякой очистки и дезинфекции подают ее в жилые дома, школы, детсады, расположенные в Ремизовке. Получается, ежедневно подвергаются опасности жизнь и здоровье тех горожан, кто потребляет в быту эту речную воду.

При этом, несмотря на неоднократные жалобы, акимат Алматы до сих пор не видет в деятельности вышеуказанных предприятий никакого криминала. Более того, ходили слухи, что с этими предприятиями будут заключены договоры по созданию государственно-частного партнерства (ГЧП). К слову, на недавнем совещании в Антикоррупционной службе режим ГЧП был назван коррупциогенным, поскольку не существует каких-то общих инструкций по организации работы госорганов с частниками.

Не менее странной и алогичной выглядит ситуация с водоотведением. Так, акимат в 2017 году затеял строительство канализационного коллектора протяженностью 8,8 км от горнолыжного курорта «Кок Жайлау» до проспекта аль-Фараби вдоль улицы Навои. Канализационный коллектор построен, а курорта еще нет – общественность отстояла плато, на проект ГЛК наложен мораторий президентом страны.

Проблема в том, что канализационный коллектор прошел мимо населенных микрорайонов, и от него без ГЛК пользы вообще никакой нет. А в Ремизовке продолжают пользоваться выгребными ямами, усугубляяя санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе. 

Что же касается электротрансформаторов, то люди проделывают все необходимые ремонтные работы за свой счет, не зная, что все это имущество давно в коммунальной собственности и на это выделяются бюджетные деньги.

Тем не менее, акимат как-то отбивался от проверяющих органов. Как это происходило? Оказывается, все эти годы сотрудники акимата Алматы только и занимались поиском имущества горожан и юридических лиц в виде инженерных коммуникаций (трубопроводы теплоснабжения, водоснабжения и канализации, линии электроснабжения, трансформаторы). Затем обманным путем для изыскания бюджетного финансирования эти объекты через суды представлялись как бесхозное, после чего акимат брал их в коммунальную собственность.

На ремонт, восстановление или поддержание этих объектов рабочем состоянии выделялись бюджетные деньги, сами объекты вписывались в отчеты как новые, отремонтированные или заново отстроенные. То есть, для внешнего наблюдателя видимость исполнение программы развития города была полной.

А за этой ширмой якобы бесхозные объекты передавались на баланс управления энергоэффективности Алматы, хотя, по идее, они должны принадлежать коммунальных предприятиям – тому же «Алматы Су» или АлТС, но этого не произошло. Ну и жители продолжают ремонтировать эти объекты за свой счет, менять трубы водопроводов и канализации, трансформаторы. Причем все эти работы автоматически приводят к увеличению стоимости объектов, а значит, можно дальше просить бюджетные средства на их «обслуживание» по более высокой ставке. При Байбеке, получается, изобрели вечный двигатель по переводу средств из бюджета на баланс… А вот интересно. Ведь кому-то должны платить за все эти якобы произведенные работы.

И такая компания – частная, как и положено, нашлась. Некое ТОО «ABM Group», которое якобы берет на себя ремонт и обслуживание бывших «бесхозных» объектов. Как работает эта схема? Поясним на примере Ремизовке, где в советские времена были преимущественно дачи. Сети электроснабжения дачники в свое время построили за свой счет и по групповому счетчику коллективно расплачивались за электроэнергию, завысив тариф, чтобы оставались деньги на проведение ремонтных работ на сетях и их обслуживание. Такое продолжается и по сей день – местные жители также скидываются на ремонт сетей и платят ежемесячные тарифы, не зная, что на основании судебного решения Бостандыкского районного суда Алматы от 10 июня 2016 года, что акимат города признал за собой права собственности на бесхозное имущество, то есть, инженерные сети и оборудование, находящееся в этом районе. Вот и получается, что жители этих микрорайонов платят за реальные работы на сетях свои кровные деньги, а акимат – за виртуальные работы какой-то своей прикормленной фирме.

…В следующей публикации мы расскажем подробно об этой схеме и ее участниках.

Средняя: 4.7 (3 оценок)