:: Ренат Байтов. ОТ АЯГОЗА ДО АЛМАТЫ: СПЛОШНОЙ УГОЛОВНЫЙ СЮР С ВОДОСНАБЖЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ

Просмотров: 2,432 Рейтинг: 3.0

850 миллиардов – это вам не семечки… Но бывает и больше!

Во второй половине последнего осеннего месяца Комитет партийного контроля (КП) cамой грозной политической организации страны, партии Nur Otan подняла вопрос об эффективности использования бюджетных средств. Процитируем СМИ: «В частности, речь идет о реализации проектов по обеспечению населения питьевой водой. А средства, надо сказать, колоссальные – в 2011-2019 годах в сектор водоснабжения и водоотведения государством было инвестировано 850 миллиардов тенге». Далее сообщается, что партийцы «проштудировали материалы по итогам реализации государственных и региональных программ, результаты проверок ревизионных комиссий» на основе которых руководитель рабочей группы Сакен Естай… сообщил о вопиющем бездействии местных властей зафиксированных в Аягозском районе ВКО.

Таким образом, новость о аягозском провале полетела во все концы медиа-пространства. Надо сказать, что вопрос с водоснабжением казахстанцев в разных местах страны начинает заметно обострятся. Это заметно по различным публикациям в СМИ. Об этом и раньше журналистская братия писала, но в последние год-полтора материалов просто пруд пруди. Массу информационных поводов стала давать сама действующая власть. Например, «АиФ»-КАЗАХСТАН» в позапрошлом месяце, отмечал, как эта тема поднималась на крупных собраниях-отчетах в Сенате парламента РК, в офисе Государственного секретаря с участием руководителей профильных ведомств, включая правоохранительные и надзорные органы.

Напомним, тогда устами председателя Сената парламента РК, а потом уже и Госсекретаря РК было твердо сказано об ответственности за провал такого рода программ и направлений. Практически впервые было сказано о том, что уже существует такая традиция-тенденция, когда руководители допустившие такую неэффективность, переходят благополучно на другие посты и должности, а пришедшие на их место начинают лихорадочно просить деньги на то, что не доделал предыдущий бастык. Поэтому Госсекретарь заявил об актуальности рассмотрении такого  механизма, как восполнение средств, которые пропали, мягко говоря втуне, по вине нерадивых (вороватых?) исполнителей-руководителей-управленцев …за счет последних.  

Заметим, громкая порка отдельно взятого Аягоза на фоне  85 миллиардов тенге сразу вызывает кучу вопросов. Почему? В начале третьей декады прошлого месяца перед президентом страны докладывалась Наталья Годунова, Председатель  Счетного Комитета. Глава государства был ознакомлен с результатами анализа эффективности деятельности так называемого квазигосударственного сектора. Таким образом, была представлена информация о ходе аудита, проводимого в ряде регионов, включая город Алматы, а также в отдельных государственных органах. По итогам встречи Президент дал ряд конкретных поручений. То, что творится в регионах этот понятно. Но вот упоминание об Алматы и пункт об «отдельных поручениях» дает богатую пищу для далеко идущих предположений.

Что «не так» вокруг партийного шума с аягозским провалом?

И что же мы можем наблюдать в связи с вышеизложенным? А то, что окраины Алматы испытывают ровно те же самые проблемы, что испытывают жители заштатного Аягоза по части отсутствия питьевой воды и новых водоотводов. В связи с чем напомним, что сказал совсем недавно новый аким Алматы, прослуживший на этом посту всего четыре месяца: «Сейчас 23 микрорайона на окраинах города без центрального водоснабжения (вода привозится водовозами). В 11 микрорайонах уже начаты строительно-монтажные работы. Оставшиеся 12 микрорайонов будут отработаны в 2020 году. Строительство начали, но источника воды нет. Мы разработали два водозабора. На водозабор надо порядка 17 млрд тенге»… Хорошие планы, и вряд ли алматинцы что то имеют против них. Только вот надежд на реализацию таких хороших планов, честно говоря, не очень то и много...  Ибо плавали, знаем. Воистину: лыко да мочало - начинай сначала!

К слову, прошедшее в Алматы крайнее совещание с участием Президента Казахстана по дальнейшему развитию мегаполиса расставило много точек над «i» в понимании того, как будет жить самый крупный город республики дальше. Но, как выясняется, на это ВНОВЬ нужны баснословные деньги из бюджета. В связи с чем так и подмывает спросить, как это сделало одно казахстанское интернет-издание «…а почему бы не провести аудит по предыдущим выделенным на город средствам и не поискать недостающие деньги там? Когда введут практику, чтобы уходящий аким отчитывался по исполненным им программам. Тем более что они сами эти программы и утверждают?».  

И тут самое время вспоминать о такой, ныне забытой почему-то той же партией Nur Otan, госпрограмме под четким и ясным названием - «Развитие города Алматы 2020». На которую за последние четыре года было выделено порядка 2,5 триллиона (это очень много ноликов) тенге, и одним из пунктов развития ЖКХ стоял показатель 100 % охвата населения города централизованным питьевым водоснабжением и водоотведением до 2020 года. До 2020 года остается один месяц с небольшим, а 100 % охвата даже близко нет… Ну тогда вновь возникает сакраментальный вопрос: а куда подевались деньги? Между тем, Nur Otan, ведущая партия, она же партия власти, возглавляемая (заместитель  председателя – Прим.) человеком, который как никто в этой стране имеет прямое отношение, мягко говоря, к неисполнению госпрограммы «Развитие города Алматы 2020»... ругает в хвост и гриву аягозский акимат. А параллельно такой сюрреалистической картинке, пресс-служба партии Nur Otan сообщает, что, по данным института общественной политики партии "Нур Отан", рейтинг партии "Нур Отан" вырос на 10% и составил 65,8%... Что можно тут сказать? Не думаем, что прирост приверженцев Nur Otan составили алматинцы…

Ведь на одной чаше весов оставшееся без цивилизованного обеспечения (в данном случае питьевой водой!) население на 28 году Независимости, а на другой - хищение государственных средств. Ну а тревогу забили лишь в конце 2019 года!.. Хотя виновники хищений, растрат и провала проекта должны, наверное, уже сидеть в камерах заключения, под следствием? Или как?.. Но в итоге получается – «или как»…

Аналогии?

...Сегодня в стране происходит много скандалов из далекого и недалекого прошлого, будоражащих вообращение обещественности. После скандала с Манзоровым в след  след прикатил скандал в котором фигурирует Олеся Кексель, видный в недавнем прошлом деятель Генпрокуратуры. И эта «веселая» история тоже касается именно Алматы.  Но сплохи этого скандала начинались не этой осенью.

Этим летом на одном из старейших и популярнейших интеннет-ресурсов вышел материал, из которого следовало, что О.Кексель кошмарила одного банковского клерка из «Казколммербанка» в далеком уже 2016 году, за причатснотсь к невовзвратному кредиту. Суть всей аферы там довльно любопытная, некая частная фирма строила развязку на Сейфуллина-Аль-Фараби, потом объект по завершению строительства... был как бы безвозмездно (?!) передан городу. Взамен эта фирма получила  в длительную аренду участок за 440 000 000 долларов (!).

Понятно, что это какя-то хитрая и совершенно мутная, если не сказать больше, схема.  Но какое отншение она может иметь к теме данного материала вправе спросить читатель? Да самое прямое. Просто надо вспомнить кто и где на тот момент находился на руководящей должностях сторон, участвовавшизх в этой операции,  в частности – кто рулил стуктуройвоглазвлял акимат. Сегодлня никакого Казколммерцбанка даже в наличии нет, но шлейф. В том числе и в ситуации разбазаренных неизвестно на что и как средств, выделенных на то же водоснабжение, остался. Схемы в чем то даже схожие.

Отечественная бюрократическая машина известна своей неспешностью, даже отличные идеи выданные на гора самим же аппартом редко доводятся до реального результата. Имеется в виду идея о возмещении ущерба от проваленных госпрограмм. С другой стороны, в силу объективных причин, подсчитанные ущербы от таких коррупционных схем, рано или поздно выявляются. Ведь такие суммы же не могли окончательно и бесследно  испариться в  воздухе? На самом деле у каждой бюджетной теньгушки есть свой путь, независимо от того, она отправилась по адресу на запланированное государством же строительство водопровода, очистной станции… - или оно «утекло» в некие частные карманы, превратилось в чей-то кэш, превратилось в иностранную валюту и осело в оффшоре, поменяв свой ранее очерченный маршрут.

Проблема  уже в другом -  как призвать хоть к какому-то ответу виновников тотальной   неэффективности госпрогармм и, в приниципе, почти любых инвестиций? В данном случае отпущенных на благоустройство города и в сферу ЖКХ? И несмотря на все скандалы и аресты - здесь госмашина традиционно заметно тормозит. Явно существует определеная неприкасаемость определенных лиц. Видимо поэтому в последнее время участились обращения граждан, общественности в международные организации, в международные институты, в поиске справедливости, в поиске возможности приструнить любителей мутных схем с бюджетными (то бишь – народными!) деньгами.     

ПРО ТЕМЕ: Зубейда Давлетъярова. ПОЧЕМУ АЛМАТЫ НЕ СТАЛ РАЕМ ЗА ТРИЛЛИОН ТЕНГЕ?

Средняя: 3 (3 оценок)