:: Виктор Майлин. «КАЗАХСКИЙ МИР» СЕМИРЕЧЕНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Просмотров: 1,862 Рейтинг: 5.0

Приближаются весенние праздники – Пасха, Первомай и День Победы. В двух из них не главную, но довольно заметную роль будут играть казаки, неизменно вызывающие фантомный тоталитарный зуд у части населения.

Вроде, между казахами и казаками тяжелой межой стало восстание 1916 года, по одну сторону баррикад которого оказалось казахское население Туркестанского края, по другую – царское казачество. Казалось, это разделение, основанное на взаимном недоверии и страхе повторения тех событий, навечно превратит казахов и казаков во врагов. Однако этого не произошло.

По крайней мере в Казахстане. Невзирая на укоренившееся в современной России представление о казаках как о чисто православном воинстве, закрепленное соответствующим заявлением  патриарха Русской православной церкви Кирилла, - в Москве начинали строить идеологию «Русского мира».

Так вот, невзирая на все попытки представить исключительную «русскость» и «православность» казачества, достоверно известно, что казачьи объединения на территории Казахстана исторически пополнялись казахами.

На этот счет есть своя идеология и доблестные события прошлых лет, которые не забыты потомками.   

Начальник управления межнациональных отношений координационного совета русских, славянских и казачьих организации АНК, полковник Семиреченского казачьего войска, атаман мусульманского юрта, родовой казак Асылхат Артыкбаев, вспоминая события 1916 года, оправдывает казаков, участвовавших в подавлении восстания:

– Мне часто говорят, что казаки уничтожали казахов. А разве казах Кенесары Касымов не сжигал казахские аулы? Разве царский генерал, хан Букеевской орды Джангир, султан – правитель средней орды, казачий полковник Арслан Джантурин не убивали казахов и башкир - сторонников Пугачевского восстания? Разве не зауряд-хорунжий Ихлас Тулеев и хорунжий Биктурсун Алдияров отрубили голову хорунжему Махамбету Отемисову? Казачьими офицерами были Исатай Тайманов, Сырым Датов, башкир Салават Юлаев, об этом говорят их фамилии с окончанием на «ов» и «ев» –  в те времена только казаки и русские дворяне имели фамилии, а простой народ имел прозвища типа «Ивашка», «Степашка» или именовался «Иван, сын Степана».

«Были сражения по освобождению всего юга казахских земель от хивинского и бухарского войска, затем вытеснение из Семиречья китайских войск, заключение Чугучакского мирного договора с китайцами, демаркация государственной границы между Россией и Китаем. Именно в этих сражениях мой прадед Кыдыралы Усен стал атаманом мусульманского юрта Семиреченского казачьего войска. Так началась казачья страница жизни моей семьи», - говорит Асылхан Артыкбаев.

Очевидно, что нынешний московский взгляд на казаков как на исключительно русское и притом обязательно православное воинство – ошибочен.

Очевидно, руководствуясь этими историческими соображениями, атаман Координационного совета русских, славянских и казачьих организаций Юрий Захаров еще в 2012 году согласился на создание мусульманского юрта. Первыми присягнувшими казачеству на Коране казахами, вступившими в мусульманский юрт, стали потомки казахского батыра Сураншы, сражавшегося вместе с казаками против кокандского хана в 1860 году. А также – правнук знаменитого казаха Рахимжана Кошкарбаева, первым водрузившего красный флаг Победы в рейхстаге.

Есть среди них, в самой что ни на есть казахской традиции, несущие родовую память прадедов, век назад выбравших путь защитников отечества наряду с Ч.Валихановым, генералом Джангиром и другими достойными сыновьями казахского народа.

Асылхан Артыкбаев, по сути, является идейным вдохновителем появления мусульманского юрта в казачьем войске, и объясняет это с исторической точки зрения – опытом совместного сосуществования и боевых побед казахов и казаков. Да и сам мусульманский юрт, по его словам, выдумка отнюдь не современная – казаковали в свое время и мусульмане, и буддисты, и ламаисты, и тенгрианцы.

Смотреть с опаской или тем более враждебностью на людей в архаичной военной форме, в дни великих праздников (великих – по своей притягательности для миллионов казахстанцев), не стоит – «пятой колонной» казаки не являются… Это живое воплощение нашей казахстанской истории.

Средняя: 5 (4 оценок)