:: МИНА ДОБРА: КРЕАТИВНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ…

Просмотров: 2,123 Рейтинг: 4.5

В условиях карантина, редакция обратилась к автору текстов на культурологическую тематику, филологу Ельдесу Сейткемелеву. С просьбой прокомментировать большое интервью политолога Айдоса Сарыма, для сайта Ратель.кз.

в котором  прозвучало новое определение состояния казахстанского политического поля, такое как «созидательное разрушение»…

***

Е.Сейткемелев (по телефону):

- Отвечу цитатой из Мао Цзэдуна: «Без разрушения нет созидания»… отвечу предельно серьезно, и даже процитирую председателя Мао полностью, в данном случае: «Разрушение – это критика, это революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание». И давайте обойдемся без примитивных доказательств очевидного. К примеру, зерно должно быть разрушено для получения муки, а из муки, разрушая ее структуру, получаем хлеб и т.д. Ведь то, о чем говорит Айдос Сарым содержит многоуровневые смыслы, во всей своей простоте и сложности. Заявленное «созидательное разрушение» может быть рассмотрено в динамике «креативного уничтожения», в различных стадиях. Объяснимся на примере «коммуникации-общения». Существовал раньше целый пласт литературы, под названием «эпистолярный», сиречь «из писем». Телеграф, а следом телефон, стал убивать этот жанр, со всеми своими… «милостивый государь», «за сим остаюсь ко услугам» и прочая, и прочая. И что осталось…кроме мычаний-кряхтений-вздохов в трубку…когда свой язык стал…паузой. Да, многозначительным, но молчанием. Так было в начале 20-го века, но уже в конце, почти прикончив «эпистолу», телефон начинает выдавать текст СМС. Дальше – больше. И быстрее…голосовой набор СМС и вновь, почти уничтожив текст, который лень набирать, общаемся «глаза-в-глаза» по ватсапу, и вновь – подпишитесь на Телеграм-канал, где и текст, и видео, и аудио. И так раз за разом – уничтожаем, чтобы созидать. Новое, конечно. И здесь хорош сарымовский образ, он запомнился мне своей киношностью… про зеленые ростки на вулканической почве, а не про торчащие на асфальте руины и сушняк. Да, с этим можно согласиться, в свете общемировой пандемии – есть впечатление некоего «пейзажа после битвы», хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что это только начало кризиса. Мир подошел к той грани, за которой только война может снять накопленные противоречия столкновений глобализма и национализма…если говорить об этом в упрощенной форме. Войны – пока – не случилось только потому, что мировой консенсус решил обойтись «катастрофой-лайт», с элементами нашей «Катастройки» (по А.Зиновьеву). И кто теперь играет роли Горбачева и Ельцина…вот это нужно определять по отношению к основным мировым игрокам, а не только в паре Байден-Трамп.

Да, мной в недавнем интервью для «Зонакз.нет», был предложен образ «мины добра», который сродни большевистской установке: «Железной рукой пролетариата загоним человечество в счастье». Теперь же это звучит примерно так: «Железной рукой демократии загоним человечество в покаяние за несовершенство мира капитала». И в формуле «Свобода, Равенство, Братство», равенство не должно рассматриваться как равенство граждан перед законом, а как равенство в потреблении благ…в смысле, как уже прозвучало, «дайте встречному негру 10 долларов, если вы уже покаялись за века рабства». Не хотите? Тогда имейте мужество поджечь этот «бикфордов мир» (по А.Куркову), чтобы рванула «мина добра» и нивелировала все несправедливости этой жизни… каждого отдельно взятого капиталистического мирка, не пожелавшего делиться накопленным в результате эксплуатации рабского труда. Вот это и станет креативным уничтожением мины добра, которая закладывается постоянно извечными попытками построения Царства Божьего на этой грешной земле.

 

- В этом же интервью, А.Сарым с предельной открытостью, если не сказать цинизмом, провозглашает некий эдикт: «Имеешь 10000 сторонников, которые смогут приносить по 100 долларов на партийные нужды – можешь основывать свою партию». Как это понимать?..

- Давайте для визуализации политического процесса партийного строительства, попытаемся представить следующую картину…ну, так для придания объемности изображаемого, и все, конечно же, достаточно условно, на уровне игры воображения… Оттолкнемся при этом, от расхожего утверждения: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Так вот, давайте представим, что вы в компании друзей-единомышленников, собрались послушать музыку на огромной площади. Круглая сцена – посередине, публика прибывает и становится вокруг сцены отдельными группами, каждая со своими музыкальными предпочтениями. В итоге, площадь представляет некий огромный цветок ромашки, где на каждом из лепестков собрались люди с похожими вкусовыми предпочтениями: стоят, не смешиваясь, любители классики, фольклора, эстрады, джаза, хард-рока, рэпа и т.д. Программы концерта – нет, но все пришли послушать «свою музыку», и они начинают выкрикивать музыкантам требования исполнить ту или иную композицию. Шум и гвалт стоит невообразимый, и тогда руководитель оркестра, перекрикивая всех, предлагает, чтобы от каждой из групп слушателей говорил кто-то один. Сцена находится высоко над толпой, и для того чтобы делегировать хотя бы одного, нужно чтобы он оказался вровень со сценой, и тогда его товарищам будет легче выдвинуть его вперед, чтобы он встал рядом с музыкантами и руководителем оркестра. А для этого потребуется некая платформа-лепесток, с которой можно будет начать движение к цели – оказаться среди профессиональных музыкантов и высказать свои пожелания к программе концерта. Чисто механически представьте себе эту передвижную платформу из железных конструкций и досок… Представили…и вы сможете доказать, что это не будет стоить денег? Да-да, простых дензнаков, за которые все это можно собрать, привезти, установить… Так вот, пред нами простейшее объяснение необходимости партийной кассы – именно она позволит не остаться внизу, в толпе, а оказаться там, где заказывают музыку…

 

- А по поводу новомодных «праймериз»… 

- Рискую показаться просто банальным циником, но все же надеюсь остаться в стилистике трюизма – банальности возведенной в степень мудрости. И как тут не вспомнить чеховское: «Лошади кушают овес и сено. Волга впадает в Каспийское море». Так вот, «праймериз» - это отбор кандидатов на роль «героя-любовника», театрального «жен премье» - «первого молодого» …было и такое амплуа. И как это отобразить для простейшего понимания…если все мы, по большому счету, исполняем роли…

Представим ситуацию, в которой мы можем оказаться, если уже не оказывались… Допустим, вы договорились друзьями или сотрудниками, пойти после работы в баню…со всеми вытекающими, как говорится…или поиграть в карты…можно и в бане, неважно…и вот, вы звоните супруге и заявляете, что «зашиваетесь» на работе, так что не стоит ждать…ну, вы представили. Как прилюдно вы…нет, что вы, не лжете, нет!.. а сообщаете неполную информацию. Согласитесь, что в банях порой проходят вполне деловые и неформальные встречи, на которых можно решать то, что происходит на заседаниях в офисе. Да и в карты не обязательно всегда проигрывать, и можно пополнить семейный бюджет, на радость жене…так что – ну, вы поняли…вы просто сообщили неполную информацию. Но самое главное – как вы это сделали! Супругу надо убедить отрешенной констатацией титанического труда на благо семьи, подмигивая при этом друзьям – такой вот я ловчила, а не подкаблучник, как может показаться непосвященным.

Так вот, режиссеры утверждают – если вы может играть два состояния одновременно, у вас есть актерский талант. И когда изображаете в один и тот же момент, благопристойного семьянина и вольного казака, то задатки актера у вас налицо…

И партийные праймериз, по большому счету  и «по чесноку» - это тоже самое…что уметь играть одновременно и революционера, и царедворца… и в этом убедить своих однопартийцев.

 

- А что на Ваш взгляд не прозвучало в интервью, из того, что прозвучать должно было?

- Не могу согласиться с тем, что был обойден вопрос о неправомерности отсутствия на партийном поле РК, консервативной партии. Да, соглашусь с тем, что в этом просматривается некая политологическая осторожность. Ведь консерваторы, в мировой политической практике – это прежде всего верущие люди. А поскольку партии на религиозной основе у нас запрещены, то и… Но при этом, нельзя забывать о том, что ничто так не сплачивает людей, как не ощущение совместной обиды, как ни некое «баюканье общей боли». И как тут не вспомнить о том, что эпоха Реформации, открыла дорогу протестантам в Новый Свет. И теперь «белый-англо-саксонский-протестант» стал притчей во языцех», сплачиваясь и готовясь к решающей битве за родную Америку. А в наших степных палестинах, неужели не просматривается грядущая протестная консолидация шиитов, исмаилитов, ахмадийцев, коранитов…и все это при том, что монархии Персидского залива сдают позиции «шиитскому поясу», и Йемен тому пример. Молельные дома шиитов, при отсутствии официальной мечети – это ли не обида, которая объединяет покрепче государственного патернализма… А русские старообрядцы, кержаки, немцы-лютеране, суфисты, вайшнавы, да и просто тенгрианцы…они что они смогут не составить Альянс Консервативных Сил Казахстана…вопросы, вопросы?..

 

 - Думаю, что они еще будут и мы обязательно их Вам зададим.

Вопросы задавал Дж. Сулеев

Средняя: 4.5 (4 оценок)