:: Артур Новиков (Киев). AD LINGUA

Просмотров: 2,340 Рейтинг: 4.2

Предваряя статью украинского поэта Артура Новикова, позволю себе пояснить ситуацию, ставшую подоплекой описываемого им события. Решением комитета по присуждению Международной литературной премии «Триумф» имени Н. В. Гоголя  Олжас Сулейменов стал ее лауреатом.  Процедура вручения премии была назначена в помещении мемориального здания – Национального Союза писателей Украины. А за день до этого события Олжас Омарович любезно согласился встретиться с казахской диаспорой Киева в Государственном музее Т.Г.Шевченко.  Именно об этой встрече, вернее, о своих ощущениях и рефлексиях от нее, Артуром Новиковым написано короткое эмоциональное эссе, представляемого вниманию казахстанских читателей. (Рустем Жангужин)

14 марта. Национальный Музей Тараса Шевченко

Неожиданности лучшее, что есть на свете, в них, собственно, свет и происходит.

Что касается меня, то идя на встречу с Олжасом Сулейменовым, к слову – узнал о ней совершенно случайно, совершенно не предполагал, что этот вечер серьезно изменит мое мировоззрение.

Во всяком случае, этот термин навсегда покинул мой лексикон.

Welt ist das Wort – Мир это Слово, и никак иначе.

Пока мы не долго ожидали Олжаса Омаровича, было время оглядеться.

В холле Музея Шевченко собралось чуть более ста слушателей и осмотревшись, напрашивался любопытный вывод: - среди собравшихся не наблюдалось ни одного «общего» лица.

Имеем в виду скучающую публику, которая обыкновенно приходит на подобные мероприятия скорее по велению статуса, нежели ума.

Уверен, большинство также узнали о событии неожиданно и из источников, находящихся за гранью пресловутого повседневного здравого смысла.

Вывод – банальней, чем iPhone в руках парковщика – случай всегда выбирает своих...

Хотя если подумать, весь Гомер об этом.

И в Илиаде, и в Одиссее, да и во всей древнегреческая драме о том же. Правда креативные греки почитали сакральное понятие Рок, но и времена тогда были эпические, звучные. Равно как и их жизнь, полная авантюр и приключений.

Немного забегая вперед:

 - Совершенно по-другому стану ощущать связь между буквой и звуком, который она передает и словом, которое при этом образуется и, вероятно изменится сам вкус слов.

Без привязки к конкретной лексике. Печатный лист, рукопись, экран планшета, глиняная табличка и прочее -  мир знака и речи переживает вторичное рождение и последующий генезис.

Наконец наше нетерпеливое ожидание закончилось, мэтр приехал и лекция(?) началась.

Что можно сказать? – во-первых это был джаз.

All that Jazz.

 Допуск соприкосновения шумерского пра-языка и тюркских наречий, дарование миру кириллицы в реторте с греческим алфавитом, именно по характеру как фонетики, так и смыслообразования наших языков. Здесь не проводятся разделительные линии между славянскими и тюркскими языковыми группами, вот единения хоть отбавляй.

Эмоция рождает звук, для мысли уже необходимо слово и все это не может быть не обусловлено планетарным местом, ландшафтом и соответственно живущим там народом.

Я догадываюсь - древние пели. Потребность в раздельной речи возникла несколько позже.

Мысли возникли на первых минутах выступления Олжаса Сулейменова и это только начало.

Странные люди шагают по эпохам впечатываясь в них как ладони в глину и изумленные потомки в хрониках и диссертациях тратят порой жизни на этот невероятный, с бесчисленными гранями, узор.

Выдох… Продолжаем.

Термин «протоистория», равного не слышал.

Моментальный переход к бронзовым мечам, глиняным светильникам и катит Евфрат воды благословенные. Впрочем, что еще можно было ожидать от автора, написавшего «Глиняную книгу»?

Многое из сказанного идет ровно в контраверсе к академической схоластике аки айсберг на Титаник, но мозг не возражает.

Изначальное соприкосновение шумерской и тюркских цивилизаций, почему нет даже на вербально-сакральном уровне? От первых увлечений шумерами осталось в памяти словечко ваштараш – погоняющий облака. Не таким уж шумером нужно быть, чтобы ощутить и увидеть просто по звуку это действо. И далее, имена богов – Эа, Энлиль, вечно живущий Утнапиштим.

А бог-убийца Кункунуци, он же Улликумми? Ассоциации моментальные, исходники того языка, на котором говорим мы все, хоть в Семиречье, хоть в Причерноморье.

Здесь же и те ключевые моменты кириллицы, о которых сказал Олжас Омарович, к вопросу о переходе на латиницу. Звуки и соответствующие им знаки Й,Ч,Щ, Т. е. мягкие согласные свойственны только нашим языковым группам и естественно их отображает только дар Кирилла и Мефодия.

Согласимся, визуальное прочтение звука — значит немало, особенно в литературном тексте.

А всевозможные CH, KH и TSC в словах циклоп и Циолковский пусть пребывают в иных областях разумной деятельности.

Все сказанное, латиницу, безусловно, не отвергает.

Вернемся к человечеству.

Идея первого толчка цивилизации в области Семиречья, Алма-Аты, как векового культурного центра интуитивно близка и понятна. Возможно, Африка и колыбель человечества, но представить как первобытные скотоводы бредут от Калахари до Евфрата, чтобы именно там создать первый в знаемой истории социально-культурный проект – Шумеро-Аккадское царство представляется с трудом. Мотив как-то невнятен, от жары они спасались или другие весомые причины нашлись?

А если вспомнить исторически достоверные периоды, то кажется, все великие волны людского цунами проходили по вполне другим параллелям – от предгорий Тянь-Шаня до Рима на заре нашего летоисчисления и от Норвегии туманной до марева песчаного Марокко несколько столетий позднее.

Фрагменты памяти,.. Зеркальные отблески…

В той части выступления Олжаса Сулейменова, что касалась общечеловеческой истории, путешествие было бесконечным, успевай пейзажи замечать. Малая Азия и Рим, Великая Булгария, дунгары и Хазарский каганат и не мгновенья без живого интереса.

И разумеется об Аль-Фараби.

Да и как не сказать о земляке, вернувшего темной (на тот период истории) Европе ее же античную философию?

Ренессанс безусловно прекрасен. Чуму и инквизицию в расчет не берем. Тем не менее, уместным было бы вспомнить, что за нашим гуманитарным, философским и многая прочая, расцветом, стоит мавританская Кордоба, философские школы Дамаска и ласково - лукаво улыбается седобородый старец из Отрара, вернувший в мир живых было почивших Платона и Аристотеля.

Об «Аз и Я», книга, о которой не могли не вспомнить на этом вечере.

Что говорил автор, увы, не помню, Википедия в помощь:

«Я впервые заявил, что „Слово о полку Игореве“ было написано для двуязычного читателя двуязычным автором. Допустим, русским, который владел и тюркскими языками. Значит, на Руси тогда существовал билингвизм. Я попытался это доказать, опираясь на данные многих древнерусских источников. В советской исторической науке считалось, что в русский язык за время половецкого и татаро-монгольского нашествия попало всего несколько тюркских слов, таких как аркан или кумыс. Я же говорил о НЕВИДИМЫХ тюркизмах, которые всегда считались русскими. Вот это и потрясло академиков. Я, как ни странно, оказался первым двуязычным читателем „Слова о полку Игореве“

И мне любопытно, а как могло НЕ БЫТЬ двуязычия на тогдашней Руси?..

Вспомним лермонтовского Максим Максимыча. Достойный капитан, прослуживший на Кавказе без малого два десятка лет, владел двумя – тремя горскими наречиями. Необходимость, без которой и не дослужил бы, вероятно.

Толстовских «Казаков» туда же...

Модные чеченские словечки в повседневной речи и двуязычие как норма. Ландшафт воспитывает характер, образ жизни рисует физический портрет, а далее образование завершает человеческое со-общение и со-бытие.

Теперь вот Русь наша, Киевская.

С печенегами мы свели близкое знакомство в году 875 от Р.Х., раззнакомились в 1036. Двести лет, значит, разнообразной дружбы и общения. А с 1055 года -новый круг. Скажем так, диалога – половцы-кипчаки. Итого более трех сотен лет непрерывного действа между народами, взаимного участия в жизни друг друга (опускаем монголо-татарский период), при таких исходных двуязычиях наших предков самая естественная вещь, как и взаимное влияние и слияние повседневной и писанной речи.

Вполне допускаю, что и моя интеллигентная речь наполовину половецкая по изначальному генезису языка. Если еще родословная восходит к печенегам – то просто счастлив и горд.

Не академически, разумеется.

Заключительная часть встречи касалась общественно-политической деятельности Олжаса Сулейменова. И понимания того, как далеки новости от реальности, а совершившаяся история от документального кино и канала Discovery. Летопись канувшего мира вживую – когда еще так повезет?

Отдельной темой - создание антиядерного движения «Невада — Семипалатинск» и последовавший запрет испытаний, и закрытие полигона в Семипалатинске. Поэт и его соратники (4 миллиона поддержавших запрет на ядерные испытания) выступили против государства, и государство (а затем и государства) присоединились.

Не при каждой демократии такое провернешь.

Я далек от того, чтобы включать фанфары и волынку, но почему бы не протянуть тонкую красную нить от Отрара IX до Алма-Аты ХХ? Странное место эта часть великой Центральной Азии, точка генезиса, как не посмотри.

Salve vitae!

Средняя: 4.2 (6 оценок)