:: Эльмира Алимбаева. ОТКРОВЕНИЯ «ИНТЕРДЕВОЧКИ»

Просмотров: 688 Рейтинг: 3.3

В крайний  уик-енд южная столица, в государственной филармонии имени Жамбыла, насладилась творческим вечером российской народной артистки театра и кино Елены Яковлевой под названием  «Откровенный разговор»...

 Елену Яковлеву невозможно не любить.  Искренняя, талантливая,  ироничная, доброжелательная  и красивая. Вместе с тем упорная и бесстрашная.  На ее счету более  100 ролей в театре и кино. Каждая из них — знаковая. Достаточно вспомнить сериал «Каменская»,  фильмы «Анкор, еще Анкор!», «Воспитание жестокости у женщин и собак» и, конечно, нашумевшую картину «Интердевочка», сделавшую ее всесоюзной звездой.

В канун своего 58-летия известная актриса  выступила перед казахстанскими зрителями и не без доли юмора, столь присущего ее характеру, откровенно рассказывала о себе, учителях и любимых ролях в театре и кино.

Елена Яковлева родилась на Украине в Житомирской области в семье военнослужащего. Она никогда не мечтала о другой профессии, актерской игрой заразилась с детства.  Еще будучи маленькой,  не просто жила фильмами, а вживалась в роль каждой героини, воспринимая все буквально и быстро реагируя. Однажды, просматривая фильм с участием любимой советской актрисы Тамары Семиной, где по сценарию  муж-военный бросает свою жену (Тамару Семину), маленькая Елена, потрясенная таким поступком, перенесла эту сцену в реальность. «В тот момент мой отец, тоже военный, уходил на работу и надевал сапоги, - вспоминает Яковлева, -  И я, заострив на них взгляд, кинулась ему в ноги с криком: «Не уходи! Не бросай нас! Я  сделала это так убедительно, что мама и вправду подумала, что отец от нас уходит. Именно тогда я поняла, что я уже состоявшаяся актриса».

Из-за службы отца семье приходилась переезжать с места на место, а Елене  -постоянно менять школу. И где бы она ни училась, всегда играла какую-нибудь роль, в каждой школе была разной.  Подростком  будущая Каменская много читала, продолжала смотреть фильмы, а ночью под одеялом импровизировала.

Но воплотить  детскую мечту стать актрисой  удалось не сразу. После школы, при поступлении в Харьковский институт культуры, она потерпела неудачу.

Однако целеустремленная Яковлева, не собиралась сдаваться. Она замахнулась на столицу. Для этого копила деньги, работала библиотекарем в читальном зале, комплектовщицей на радиозаводе, а затем  техником-картографом.  А спустя два года, в 1980 году, несмотря на наставления родителей учиться на бухгалтера,  отправилась в Москву поступать в ГИТИС.

В то время в Москве шла Олимпиада, и Елена не могла поселиться ни в одной гостинице.  Отступать было некуда, она не из тех, кто боится трудностей. Пришлось ночевать на вокзале. «Сдала чемодан в камеру хранения, сама до вечера сидела в библиотеке и готовилась, - рассказывает Яковлева. - На вокзал приходила ночью – поспать на скамейке. Помню, решила прогуляться по Москве, зашла в один из продуктовых магазинов и купила колбасу-солями. Какой удивительный вкус! Это было счастье! Если есть такая колбаса, надо здесь жить», - тогда подумала я. Но вокзальная жизнь закончилась быстро. «Однажды, спустя четыре дня, на меня обратил внимание дежурный милиционер. Он спросил, почему я, с виду нормальная девочка, ночую на вокзале. Рассказала ему, что пока не сдам туры в ГИТИС, буду жить здесь, потому что общежитие мне не дадут, а мест в гостиницах нет. Он проникся моим положением и помог мне через свою знакомую устроиться в двухместном номере  гостиницы на ВДНХ. Тогда я потратила почти все свои деньги».

Поступить  в ГИТИС на актерский факультет тогда было нереально -  600 человек на место. Многие абитуриенты в случае провала собирались подавать документы во МХАТ или ЩУКу. Но только не Яковлева. Себе она сказала: «Или ГИТИС или ничего! В школу-студию МХАТ? Но я уже окончила школу.

 Ехать в Москву и поступать в училище? Родители  меня не поймут».

 На вступительном экзамене, где нужно было подготовить басню, прозу и монолог, Яковлеву сначала хотели  «завалить», экзаменаторам не понравился украинский говор Елены. Однако будущая артистка  решительно настояла прослушать ее до конца, добавив,  что московский акцент ничем не лучше, и, тут же продемонстрировав его, оставила всех в  недоумении.

Правда, Елена признается,  во время прочтения отрывка Л. Толстого «Воскресение» она сильно волновалась: в горле пересохло, мысли путались, да еще и челка на лоб без конца падала. Но затем, вспомнив игру любимой Тамары Семиной в этом спектакле, собрав всю волю в кулак, была более чем убедительна. И, чтобы придать исполнению еще большую реалистичность, Елена упала на колени,  и комиссии пришлось слушать ее стоя: девушку попросту не было видно сидящим за столом профессорам. А где было много смеха, так это во время прочтения басни «Ворона и лисица». Она то вставала на стул, то слезала с него, пока, наконец, не сломала сиденье и не провалилась и не застряла в нем. Приемная комиссия хохотала, а сама Яковлева была непоколебима. Будущая артистка покорила педагогов и была зачислена с первой попытки в институт в мастерскую Владимира Андреева.

 Учась в Гиттисе, Яковлева уже начала сниматься в кино, ее часто сравнивали с Гундаревой. На третьем курсе состоялся ее дебют в музыкально-лирической комедии «Двое под одним зонтом» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. А после ГИТИСа, в 1984 году, стала актрисой прославленного театра «Современник». Первая роль - Гитель Моска в постановке  «Двое на качелях» Галины Волчек. За ней последовали любимые работы в спектаклях «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние», «Близнец», «Играем... Шиллера» и многие другие. В общей сложности Яковлева отдала «Современнику» 27 лет.

Елена действительно откровенна со зрителями. Но даже о самых печальных событиях своей жизни рассказывает с юмором и с такой мимикой и интонацией, что невольно хочется смеяться.  Например, ей три раза пришлось перенести тяжелую полосную операцию. Во время съемок «Склифософский», когда в очередной раз ее увезли в больницу без сознания, очнувшись, она увидела: «Черная простынь, на ней цветы… Возле кровати стоят горем убитые родственники и медперсонал. Тогда я подумала, что уже умираю».  В каком бы состоянии Яковлева не находилась, любознательность -  ее конек. «Я попросила врачей  поприсутствовать на одной операции. Они подумали, а вдруг, если  покажут мне гнойный живот, то я точно свалюсь от увиденного. Но меня наоборот заитересовало, что в животе все кишки разных фантастических цветов и выглядят не страшно, а на самом деле божественно красиво».

Яковлева — крепкий орешек,  умеющая за себя постоять. Но с коллегами по цеху всегда  доброжелательна, может найти  общий язык с кем угодно. Не исключение — животные. «Когда снимали «Склифосовского», мой питомец-кот не мог попасть в кадр, все время убегал. И тогда я попросила оставить нас одних, решила  поговорить с ним по душам, после чего он  меня понял и исключительно справился со своей ролью. А потом и вовсе от меня не отходил».

Яковлева признается, что в профессии она амбициозна, но лишена звездности, а в жизни  обычный человек.  Очень любит общение, наблюдать за людьми, читать книги и знакомиться с биографией известных людей, смотреть фильмы о великих женщинах. Любимая поэтесса — Бэлла Ахмадулина.

  Сегодня Елена Яковлева   продолжает успешно сниматься в кино и сериалах. Искусство перевоплощения у нее в крови. Последние роли — жена Зинченко в «Экипаже» (2016) с Машковым и Козловским и Баба-Яга в популярном фэнтези «Последний богатырь» (2017).  Она член жюри в новой развлекательной программе «Люди за кадром» (2019). И все же нам навсегда запомнится по фильму  «Интердевочка».

Надо сказать, что на сцену Елена  Яковлева вышла с пустой корзинкой, куда попросила класть записки с вопросами. Но ее рассказы были настолько увлекательными, что хватило времени ответить всего лишь на несколько. Она этот пробел решила восполнить, пообещала, что обязательно прочтет все вопросы, и пригласила зрителей в Москву на свои спектакли. «Когда вы придете на спектакль, билеты не покупайте. Зайдите через служебный вход, спросите меня, и  я выйду. Скажите, что вы из Алматы, и я обязательно вас посажу в зале!».

Вот что значит настоящая, поистине народная….

Справка: Елена Яковлева – народная артистка России, лауреат Государственной премии России, премий «Ника» (дважды), «ТЭФИ», «Золотой орел». Не раз признавалась лучшей актрисой страны, самой популярной актрисой изданиями «Театр», «7 дней», «Советский экран». 

Избранная фильмография Елены Яковлевой: «Интердевочка», , «Анкор! еще анкор», «Ретро втроем» режиссера Петра Тодоровского, «Плюмбум или Опасная игра» Вадима Абдрашитова.
«Воспитание жестокости у женщин и собак», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Никто не знает про секс», «Важнее, чем любовь», «Жизнь налаживается», «Обменяйтесь кольцами», «Любовь нежданная нагрянет».
Телесериалы: «Каменская», «Петербургские тайны», «Преступление и наказание».                       

Средняя: 3.3 (6 оценок)