:: ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЛОГЕРСТВО В КАЗАХСТАНЕ: ЗАКАЗЫ ИЛИ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Просмотров: 1,024 Рейтинг: 0.0

Проплаченных блогеров Казахстана с поличным еще не ловили, но… Очевидно, что знаний им не хватает, зато готовности рассуждать обо всем на свете хоть отбавляй.

Казахстанские блогеры в большинстве своем берутся судить о том, в чем не разбираются, считает политолог Замир Каражанов. Во всяком случае, когда речь идет о политической или социальной тематике. И это бросает тень на все экспертное сообщество целиком, потому что сограждане в итоге перестают верить вообще кому бы то ни было.

«Диванные эксперты» ни за что не отвечают

Политолог Замир Каражанов к отечественной блогосфере относится прохладно. Во-первых, она просто не развита как следует. Потенциал есть, но реализуется очень слабо и даже до российской блогосферы еще далеко.

По его мнению, проблемы в другом. Если не касаться моды и гастрономии, а сосредоточиться на политической и социальной тематике, налицо негативная тенденция.

Откровения о бешеных доходах блогеров в Казахстане: «всего лишь подработка»

Сам блогинг — это просто высказывание собственной точки зрения, в наших реалиях слишком часто просто не подкрепленной необходимыми знаниями. В лучшем случае блогер просто пересказывает то, что услышал или прочитал в других местах. Кстати, он может и сам это не осознавать. Это во-первых. Во-вторых, налицо отсутствие профессиональной подготовки — в отличие от журналистов, имеющих хоть что-то за спиной.

Мало того, у блогера просто нет ответственности за свою работу. Когда журналист готовит публикацию, он понимает, что отвечает за этот материал, и пишет, естественно, по всем законам журналистики: опрашивает экспертов, ищет источники и так далее. Блогеры же просто пишут все, что им самим в голову взбредет, — считает Каражанов.

По мнению политолога,   именно поэтому в народе появился термин «диванные эксперты»

Так называют людей, которые толком ни в чем не разбираются, но пытаются давать оценки и прогнозы вообще по любому поводу. Правда, называют так не только блогеров. В итоге получается профанация экспертного сообщества в целом, потому что людям лень разбираться, кто эксперт настоящий, а кто «диванный». Кто-то верит всем подряд, кто-то, наоборот, перестает верить кому бы то ни было… а кто-то просто прекращает читать и слушать.

Мифы и иллюзии отечественной блогосферы

Бывает и по-другому, продолжает Каражанов. Некий блогер «проглатывает» миф, который ему придумали и «скормили», например по ТВ, и начинает уже сам поучать пусть небольшую, но свою аудиторию.

Например, миф, что Трамп на самом деле марионетка. Или что якобы в Казахстане ничего не производят. А ведь мы входим в первую тройку по объему ВВП на постсоветском пространстве! Как мы можем ничего не производить? — возмущается эксперт.

Каражанов считает, что так называемых «народных журналистов» уже начали теснить профессионалы.

Хотя лет десять назад некоторые прочили обратный процесс: мол, блогеры убьют СМИ. Но тогда не было столько электронных масс-медиа, сейчас же все изменилось — СМИ сами идут в Интернет.

Блогерство рано или поздно впадет в кризис. Потому что нынешние блогеры на самом деле распространяют иллюзии. Какое-от время аудитория к ним будет прислушиваться, но в конце концов потеряет интерес. Блогеры не могут конкурировать ни со СМИ, потому что у них низкая ответственность, ни с экспертами, потому что мало знаний. В конце концов, от них тоже будут отворачиваться, потому что скучно и неинтересно, — сказал Каражанов.

Не пойман — не блогер?

При этом наличие «проплаченных блогеров» в казахстанском сегменте политолог отрицает. По крайней мере, когда дело касается политики.

Вопрос в том, кто и за что будет платить? Я  не вижу такой политической силы, организации или структуры, которая готова была бы выкладывать деньги. В той же России у разных группировок есть политические цели и проплаченные блогеры. У нас ни целей, ни подходящих спонсоров, — утверждает Каражанов.

Правда, коммерческая реклама в блогосфере имеется. Никаких политических целей, соответственно, и претензий у эксперта к ним нет.

Его коллега Эдуард Полетаев относительно наличия проплаченных блогеров в оценках осторожен. Он припомнил, что как-то в Сети даже появлялись «гонорарные ведомости» с указанием выплаченных сумм. Но настоящие они или же это фейк — неизвестно до сих пор.

— И ни разу не было, чтобы предъявили действительно несомненные доказательства. Чтобы кого-то поймали за ухо и предъявили народу. И даже за коммерческие посты, хотя уж тут многие «за плюшки» напишут приятное заказчику, — сказал Полетаев.

Авторитета у отечественных блогеров практически нет.

Кроме того, по мнению Полетаева, если даже кто-то и балуется принятием политических заказов, то необязательно за наличные. Это может быть просто принцип «ты мне, я — тебе» или дружеская поддержка. В конце-концов, просто ради хайпа, без каких-то дополнительных стимулов.

Касательно развития отечественной блогосферы особых иллюзий Полетаев тоже не питает. Хотя признает, что некий потенциал у нее есть, но он не реализуется.

— У нашей блогосферы есть некая вторичность по сравнению, например, с российской. Не говоря уже об англоязычной блогосфере. Никто не вышел на такой уровень, чтобы с ним считались хотя бы власти городского масштаба. Хотя нужно признать, что и в России их считанные единицы, — говорит Полетаев.

Одна из причин — отсутствие каких-либо серьезных возможностей. Блогосфера серьезно зависит от уровня свободы слова, развития коммуникаций и вообще социальных сетей. Там, где соответствующих условий нет, можно не ожидать и ее развития.

У профессионалов возможностей больше

Говоря об англоязычной блогосфере, Полетаев отметил одно из главных отличий от отечественной.

Наибольшую часть аудитории там собирают люди, которые уже «звезды», например журналистики

То есть уже обладают нешуточным авторитетом, поэтому к ним прислушиваются.

   — У нас же блогер может набрать сравнительно большое количество читателей, хотя сам никому не известен… Большое по нашим меркам, конечно, поскольку основное число читателей внутри страны. А бывает, что и внутри отдельно взятого города, — считает эксперт.

Возможно, это связано и с особенностями масс-медиа двух миров. У нас, говорит Полетаев, какая-то инсайдерская информация очень часто может появляться в социальных сетях вроде Facebook и Telegram. Во всяком случае, раньше, чем в СМИ (в которых ее может и вообще не быть).

В англоязычном пространстве чаще такой информацией обладают профессиональные журналисты и публикуют факты не в блогах, а в своих СМИ. И в этом они намного превосходят обычных блогеров, у которых нет таких организационных и финансовых возможностей, — сказал он.

Источник: 365info.kz

Голосов еще нет