:: Ерлан СЕЙТИМОВ. РЕПЛИКА-12.

Просмотров: 624 Рейтинг: 5.0

ОМАР ХАЙЯМ О «ЖИВИТЕЛЬНОЙ ВЛАГЕ»

Считается, что 18 мая  - день рождения Омара Хайяма.
Точных сведений о его рождении, как дне, так и места нет, но эта дата считается наиболее точной.
Сохранился гороскоп Омара Хайяма, и ученые посчитали, что согласно упомянутым созвездиям для того времени, день рождения приходится примерно между 17-19 мая. И наиболее подходит 18 Мая.
Будем считать его днем рождения Омара. 
Пользуясь случаем, хотел бы затронуть одну тему в поэзии Хайяама – тему вина.

***

Пей вино, ибо радость телесная — в нем.

Слушай чанг, ибо сладость небесная — в нем.

Променяй свою вечную скорбь на веселье,

Ибо цель, никому не известная, — в нем.

***

Не только в советских работах, обусловленных цензурой и «борьбой с пьянством», но и в зарубежных исследованиях постоянно говорится о каких-то аллегориях, метафорах, о суфийском влиянии, иносказании, и прочее и прочее,.. все мы с такими текстами знакомы.
Но мое глубокое убеждение, что когда Хайям говорит о вине, он говорит о вине. И когда он говорит о пользе и удовольствии от вина, он имеет в виду именно это.
Применим скальпель Оккама и не будем умножать сущности.
1. Первый аргумент, что Хайям писал именно о вине, это то, что не сохранилось ни одного рубаи, написанного рукой самого поэта. Математические и другие научные труды есть, а стихов - нет. Так как вино тогда формально было запрещено, да и другие вольнодумные идеи были в поэзии Омара, поэтому он и не рисковал дать повод для расправы над собой. А головы за инакомыслие тогда рубили очень легко и быстро.
2. Второй аргумент: как известно, Омар Хайям был еще и врачом, он непосредственно лечил и писал медицинские трактаты.
В бытность свою наставником правителя Малик-шаха он написал трактат «Науруз-наме», где изложил свое мнение по многим практическим вопросам, которые были интересны и практически полезны в то время.
В главе «Слово о пользе вина», Хайям пишет, что еще Гален и Гиппократ, «говорили, что для организма людей нет ничего более полезного, чем вино, в особенности, виноградное вино, горькое и отфильтрованное.»
Конечно, Хайям знал о вреде неумеренного потребления алкоголя, поэтому и говорит, что «В нем много пользы для людей, но его грех больше его пользы. Мудрому нужно пить так, чтобы чтоб его вкус был больше его греха, чтобы не мучиться, упражнением он доводит свою душу до того, что с начала питья до конца от него не происходит никакого зла и грубости, ни в словах, ни в поступках, а только добро и веселье. Когда он достиг этой ступени, ему подобает пить вино. Преимуществ вина много.» Далее, ссылаясь на Галена и ибн Сину, Хайям рассматривает 13 сортов вина, и указывает пользу и вред каждого сорта с медицинской точки зрения и средства, как убрать вред каждого вида вина.
Как видно, при таком знании предмета незачем придумывать всякие аллегории и метафоры, а можно просто говорить про вино, как про вино.
Более наглядно совет Омара Хайяма звучит в его рубаи:

***

Запрет вина – закон, считающийся с тем,

Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

***

Конечно, разговоры про аллегории и метафоры помогают уйти от неоднозначной темы, но скальпель Оккама режет проще и надежней.

Разве не так?

Ну, это риторический вопрос, типа, реплика в зал.

ПРЕДЫДУЩАЯ РЕПЛИКА

http://www.dialog.kz/articles/mnenie/2019-05-08/erlan-seytimov-replika-11

 

Средняя: 5 (1 оценка)