:: Виктор Майлин. СПОСОБНЫ ЛИ КАЗАХСТАНСКИЕ «НЕСОГЛАСНЫЕ» К ВЗРОСЛЕНИЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ РАВНОВЕСИЮ? БЕЗ СПЕКУЛЯЦИЙ И САМОВНУШЕНИЯ

Просмотров: 2,537 Рейтинг: 2.8

Во все времена,  отличительной чертой казахстанской оппо-тусовки являлась ее  безапелляционная экспансивность, помноженная на  пафосную импульсивность. Вкупе с повышенной мнительностью и частой сменой настроения. То есть, если давать рекомендации медицинским языком, то к психиатру еще вроде как немного рановато, но и терапевт широкого профиля уже не поможет. Короче говоря,  необходимо постоянное наблюдение у специалистов, ибо даже качели настроения могут быть связаны с периодом напряжения, созревания или менопаузы (вот это все у местных оппиков точно в наличии), но при затяжном характере,  часто приводят к биполярному расстройству. И тогда, пациенту начинает казаться, что им манипулируют некие «высшие силы», его перманентно  обманывают все кому не лень, а видение мира лишь в черно-белых тонах, приводит либо к затяжной депрессии, либо прорывается наружу состоянием аффекта и агрессии.

Конечно, можно ко всему этому относится снисходительно, что, мол, взять с людей, которые не зная ничего «слаще морковки» постоянно бросаются их крайности в крайность, то сотворяя себе кумиров на ровном месте, то, при малейшем разочаровании  с не меньшей страстью предавая их анафеме.

Даже наша бывшая землячка Джамиля Стехликова (это которая в Чехии пару лет занимала министерскую должность),  не так давно подметила, что «в Казахстане достаточно что-то сказать в Твиттере  или выйти на митинг, где участвует всего 10 человек» и пылкая любовь оппозиционного меньшинства, дескать, будет гарантирована. А там и до «белой кошмы» недалеко. Это когда «Кажегельдина в президенты!», «Туякбая в президенты!», «Абилова в президенты!», «Косанова в президенты», «Аблязова в кардиналы» (и такое то ли в шутку, то ли всерьез написанное кем-то  читал - авт.)   и… так далее и тому подобное. Ну а потом,  «герои вчерашних дней» либо тихо забываются,  либо с проклятиями свергаются с виртуального трона.

Что собственно и произошло с Амиржаном Косановым, которого его вчерашние поклонники щедро осыпали всякими обидными эпитетами и даже планировали совершить показательное  рукоприкладство. Да так, что даже медиа-магнат Арманжан Байтасов вынужден был затупиться: « Призываю прекратить травлю в социальных сетях Амиржана Косанова. Это никого не красит. Те, кто верил в его победу, кто разочаровался, кто считает себя обманутым - не стоит вам сыпать проклятия на человека, за которого вы ещё несколько дней назад голосовали. И прежде чем кого-либо в чём-то обвинять, сначала спросите себя: что вы сделали для положительных изменений в стране?». А ведь действительно  …что? Побушевали в ФБ? Парочку раз устроили бучу на улице, нервируя полицейских и распугивая ни в чем не повинных прохожих? Вот и все достоинства и достижения. Ну, еще самого Косанова до больничной койки довели от переживаний. Есть, чем гордится.

Насчет, Косанова, конечно можно особо не переживать. Дай Бог оклемается, соберется с партийными силами (теперь это ему вполне по плечу, невзирая на все повизгивание  экстремалов и радикалов ), да протиснется в парламент. Либо во главе небольшой партийки проевропейского либерально-демократического толка, либо традиционалистского национал-популистского образца. Это уже от генеральных спонсоров будет зависеть. А заодно, и всякие бытовые меркантильные дела сможет решать. И не надо недовольно шипеть. Получилось то, что должно было получится - сами его выпестовали, демонизировали, в верховные главнокомандующие напророчили, теперь уж наслаждайтесь  результатом (!!!).

И апеллировать здесь стоит лишь к самому себе, но ни как не к окружающим, и уж тем более, не подменять понятия,  обзывая небольшую кучку временных единомышленников - «народом», который чего- то там «хотел и требовал». Это кстати, еще одна важная отличительная черта местечковых «несогласных». Чуть что- сразу «народом» прикрываются, без всяких на то оснований.

Достаточно на пять минут заглянуть в тот же «Фейсбук», главное место скопища наших «пикейных жилетов»,  и там от слова «народ» будет буквально рябить в глазах: «Что может сделать народ?», «Народ вышел на улицы», «Как народу жить с этим?», «Народ за дураков держат», «Только народ может смести эту власть», «Народ еще себя покажет», «Народ предали» и так далее, до бесконечности. Апогеем этой «народности» можно считать шедевральную фразу: «Народу нужен ДВК!» исторгнутую одной беглой мошенницей, ныне обретающейся за тысячи километров от спешно покинутого Казахстана, но видать точно знающей, что именно нужно «народу».

В результате , очень хочется сказать всем этим господам и дамам- а может хватит подменять понятия и спекулировать термином «народ»? Ведь если вам не известно, то согласно определению: «Народ» - это исторически сложившаяся общность, объединенная тремя факторами  государственным, этническим и социальным». И только вместе, а не каждым в отдельности. То есть, данное понятие охватывает всех без исключения людей, населяющих какую-либо страну. Скажем, когда говорят «американский народ», то подразумевают всех американцев, живущих в США, независимо от их расовой и национальной принадлежности, а также имущественного положения. В устах же казахстанских оппозиционеров, понятие «народ» сужено лишь до самих себя, любимых. Все остальные миллионы граждан страны,  вроде как вообще побоку,  или из-за тщеславного самомнения  самих «оппиков» являются в их глазах какой -то бессловесной массой. До такого цинизма , к слову даже наша власть (которую, идеализировать тоже ни в коем случае не стоит) никогда не опускалась.

А ведь, положа руку на сердце, обращаться именно к «народу» в настоящее время имеет право лишь она. Хотя бы, в силу своей легитимности. Что подчеркивают и казахстанские политологи: «Агитационная риторика Касым-Жомарта Токаева направлена на все казахстанское общество. На всех тех, кто будет голосовать за преемственность курса Нурсултана Назарбаева. Точнее, за стабильность и сохранение текущего состояния при условии постепенных перемен в различных сферах» - говорит с своем комментарии политолог Уразгали Сельтеев.  И там же упоминает и Косанова, который, по его мнению, «способен собрать голоса недовольных действиями центральных и региональных властей. Скорее всего, его поддержат те, кто сталкивается с систематическими фактами перекосов и несправедливыми решениями в судах, полиции и акиматах...».

То есть, чувствуете разницу - «все общество» и «недовольные на местах». Так кто больше соответствует понятию «народ»? Справедливости ради, это похоже понимает и сам Амиржан Сагидрахманович который понятием «народ» отнюдь не злоупотребляет (по крайней мере, когда он что то говорил на русском языке…) - а оценивает вещи гораздо более реалистично: «Мы максимально использовали возможности электоральной кампании и постарались довести свою программу до избирателей. И она была поддержана определенной частью общества». Чувствуете разницу:  «определенная часть общества» это отнюдь не народ. А в лучшем случае -  «сегмент электората»: - )))

Так же, как нельзя на звать народом тех, кто вышел на улицы в день выборов и последующие пару дней, причем, не важно из каких побуждений. Здесь можно употребить понятия – «толпа», «публика»… Или еще круче (это уж кому как нравится)- «скопище»,  «орава». В общем, некое сборище людей непонятно чем объединенных, кроме плохо сформулированного недовольства. И именно так! - потому что, к сожалению, пока еще не доступны полные социологические выкладки подробно расписывающие какие категории общества и по каким причинам голосовали за того или иного кандидата. То есть, понятно, что у Косанова был так называемый «протестный электорат», только вот однородным его назвать тоже будут трудно.

И ведь на самом деле, если даже поверхностно попытаться разобраться кто, по каким причинам и, насколько осознанно отдал свой голос за кандидата от движения «Ұлт тағдыры» (таковых, как известно, в общей численности набралось по официальным данным 1 миллион 495 тысяч 401 человек),  то вообще получается дивная картина. Есть такие, которые видели в нем кандидата «против всех» и голосовали не столько за его персону, сколько в качестве демонстративного неприятия иных кандидатур. Некоторое  количество,  попыталось увидеть в нем лишь ортодоксального «нацпата» с аргументом:  «он хорошо владеет казакша». Здесь, конечно, можно возразить – а что? все остальные кандидаты государственным языком владели хуже??? Тогда, в ход идет парирование, что он среди них самый больший «нагыз» (хотя,  и с этим тезисом  легко мог поспорить, например, почетный аутсайдер выборов  Садибек Тугел).  Были и совсем диковинные варианты - например «широко известный в узких кругах» журналист и правозащитник Андрей Свиридов, поведал читателям своей странички в социальных сетях о том, что он проголосовал за Косанова лишь потому…  что тот тоже когда то учился на журфаке КазГУ (!!!). В остальном,  Косанов Свиридову вообще не нравится, ни как личность, ни как политик, ни программа его - но вот сработала, если можно так выразится, «корпоративно-профессиональная солидарность». И подобных примеров масса, что свидетельствует о том, что немалая часть электората Косанова вообще плохо понимала смысл такого мероприятия как «президентские выборы», потому как, хорошего знания государственного языка, или обладания тем или иным дипломом для управления страной, будет крайне маловато.

Я уже не говорю, о вышедших с «протестами» на улицу (помимо,  сторонников «бойкота», провозглашенного беглым уголовником «из-за бугра», там оказались и такие личности,  которые  не могли пойти на избирательный участок, потому что банально пребывали в полицейском розыске за квартирные кражи, или оказались гражданами других государств). Или это тоже «народ», как теперь обобщают некоторые доморощенные горе-аналитики в  тех же соцсетях? Я вас умоляю, но это же самая настоящая подмена понятий и, соответственно, грубое манипулирование. Только на этот раз - самими собой… это когда видится лишь то,  что хочется видеть.

Да нет, уважаемые, - народ в это время либо проводил время на избирательных участках, либо отдыхал с семьями, либо, в течении последующих рабочих дней, добросовестно пребывал на своих рабочих местах, а не на улицах,  скверах и затем в полицейских каталажках. Такой «роскоши», позволить себе могут далеко не все. У народа как раз задача себя и свои семьи прокормить, а не требовать непонятно от кого и  непонятно чего  (как это было в начале июня)

Ну и для того, чтобы раз и навсегда закрыть «народную»  тему, еще одна довольна объемная, но очень показательная научная цитата дающий подробный расклад,  чем именно отличается толпа от народных масс:    «Понятие толпы близко по содержанию к понятию массы, но оно очень отличается от понятия народа. Толпа есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры, как правило, добивающиеся  своих эгоистических целей. Толпа долго не живет, она быстро растворяется, хотя и быстро возникает.  Толпа не может созидать, она способна только разрушать, ее психику легко использовать для деструкции социальных институтов и порядков. Она часто служит социальной базой националистических и  иных радикально-деструктивных политических движений и организаций. Чем ниже уровень политической культуры толпы, тем она опаснее, и нельзя не учитывать эту опасность. Толпу часто используют во время предвыборной кампании, когда каждый кандидат хочет заполучить побольше голосов избирателей. Ей обещают горы золота, она, как правило, этому верит и обещает голосовать именно за того кандидата который больше обещает. Но всегда и во все времен, подлинным субъектом истории выступает народ, а не толпа». Что-либо добавить к этому будет трудно.

Остается только лишь пожелать, чтобы в дальнейшем (ведь на июне нынешнего года политическая жизнь нашей страны отнюдь не заканчивается), представители  той самой,  по выражению Косанова - «определенной части общества»,  попытались немного нравственно и духовно повзрослеть. И впредь свои поступки и решения старались соизмерять не с сиюминутными эмоциями, а руководствуясь здравым смыслом. Тогда и не будет ощущения ни манипуляций со стороны, ни  тем более, само-манипуляций изнутри. И даже понятием «народ» не придется в очередной раз спекулировать, потому что,  перестав демонстративно противопоставлять себя обществу, причем, иногда абсолютно  на ровном месте), гораздо продуктивнее частью этого самого общества стать. И вместе работать на благо страны, искореняя всяческие недостатки легальными и куда более действенными методами. Время взывает именно к такой разумной и, вместе с тем, активной вовлеченности в жизнь страны, в жизнь общества, и как первая ступень, в жизнь своего жилого дома, квартала... 

Средняя: 2.8 (4 оценок)