:: О СОВКОВОМ АНТИНАЦИОНАЛИЗМЕ НУРЛАНА ЕРИМБЕТОВА

Просмотров: 16,251 Рейтинг: 3.4

Автор: Кайрбек НАГУМАНОВ

Заголовок статьи Светланы Мищенко: «Национализм в Казахстане - это реванш за социальный проигрыш›, где приводится интервью с политологом Нурланом Еримбетовым ("Огонек.Казахстан", №16, 16 апреля 2007 г.), привлек мое  внимание своим безумством.
Вообще-то безумством может быть случай,  требующий лечения у психиатра, а может и случай  высшего, гениального взлета мысли.
Стала крылатой фраза, сказанная Нобелевским лауреатом по физике Нильсом Бором об одной теории элементарных частиц: «Нет сомнения, что перед нами безумная теория, но весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться еще и верной!» Гениальные мысли настолько редки и ценны, что просто  грех упустить  возможность познакомиться с такими мыслями, да еще человека, живущего где-то рядом. Оставалось лишь выяснить, достаточно ли безумен антинационализм Еримбетова, чтобы быть еще и верным? Но по мере чтения,  мои надежды таяли, как мартовский снег под щедрым солнцем. Когда же дошел до слов: «некоторые договариваются и до диких вещей вроде "Оставайтесь, нам нужны рабы..." или «я бы приехал и эту девчонку поставил на место - на государственном языке»,  стало ясно, что имеем, как говорится, клинический случай.

Националист - это звучит гордо!
Начнем с того, что в свое время советская идеологическая машина постаралась на славу и до сих пор ярлык «националист» в сознании многих воспринимается как позорное клеймо. Эта машина преднамеренно, со злым умыслом, приравняла националиста к нацисту, шовинисту и т.п. Такое негативное представление стало настолько привычным, что даже те,  кто болеют душой за незавидное положение казахского языка и культуры, вынуждены порой оправдываться, что они не националисты. Если бы Еримбетов бросил вызов сложившемуся представлению и выступил с идеей, переворачивающей этот образ националиста на прямо противоположный, то этот поступок стал бы тем самым безумием, дающим его взглядам право на истинность. Но он безнадежно отстал от времени  и на  такой поступок не способен.
В весьма авторитетной британской  энциклопедии четко определено: «Национализм . это верность или приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов». Иными словами, националист озабочен судьбой своего, коренного народа на своей же земле. То есть земле, на которой этот народ сформировался. Сила и суть национализма -  в убежденности индивидуального и коллективного сознания людей в жизненной  необходимости своего национального государства. Государство необходимо не ради удовлетворения чьего-то тщеславия, личных амбиций, но как средства защиты, сохранения и развития языка, культуры, особого образа жизни народа. Ведь национализм это ответная реакция на притеснения со стороны господствующей нации.  Нацист же или шовинист весь поглощен претензиями к другим народам, противопоставлением интересов  своей нации интересам всех других. Для таких любая земля, на которую ступит их нога, становится своей и исконной.
Образ националиста в жутких тонах совершенно неверен. Можно ли привести более яркий пример преодоления человеком своекорыстного эгоизма, зоологического индивидуализма, чем национал-патриот? Желание жить в родной языково-культурной  среде присуще человеку на уровне инстинкта.  Развив инстинкт в национальное самосознание, он уже  воспринимает судьбу народа как свою личную. И жизненный путь борца за национальные интересы вовсе не усыпан цветами. Этот путь можно описать словами русского поэта Николая Некрасова: "судьба готовила путь славный, имя громкое  народного заступника, чахотку и Сибирь".
Вообще, можно ли назвать какую-то другую систему взглядов, в большей мере отражающих коренные интересы людей, чем
национализм?  В мире нет недостатка во всякого рода наднациональных или даже антинациональных идеологиях. Но до сих пор риторика панславянизма не смогла породить политической организации, которая добровольно объединила бы всех славян. Давно уже собранные под одной крышей славянские республики первыми подписали приговор СССР и мирно разбежались в разные стороны. Также разбежались по своим национальным квартирам чехи и словаки. А кровавые разборки славян Югославии пришлось останавливать всем миром. Ту же участь терпят идеи панарабизма и панисламизма. «У пролетария нет отечества!» - заявил Карл Маркс. Но, оправившись от шока первых дней войны, Иосиф Сталин в обращении к народу стал взывать не к идее пролетарского интернационализма, но к национальному духу русских, становому хребту советской империи. Даже идеи общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека встречает активное неприятие у большей части населения планеты.
Если и можно назвать идеологию, победно шествующую по всем широтам и параллелям, так это национализм. Что и отметил еще в 1962 году такой серьезный исследователь, как Ганс Кон: «впервые люди и цивилизации по всей планете охвачены общей идеей, и
это идея национализма». «Национализм сегодня представляет собой легитимизирующий принцип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества» - вторит ему английский историк Энтони Д. Смит.
В отличие от коммунизма, национализм совсем не призрак, и бродит он не только по Европе, но и по всему миру. Если в начале ХХ века было порядка 50 национальных государств, то к концу их стало все двести! То есть, «фактически все существующие государства являются национальными. Государства, не являющиеся национальными, считаются неполноценными. Они должны превратиться в национальные или исчезнуть. ("Глобалистика". Энциклопедия. - М., 2003 г.).
Вот и   Британская империя, над которой когда-то не заходило солнце, дробясь на национальные государства, ужалась сейчас  до размеров Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. Но и это не предел. Шотландия в скором времени
может отделиться от  Великобритании.  Такое обещание избирателям дала Шотландская национальная партия. Правящая  лейбористская партия выступает категорически против: «мы никогда не позволим националистам дурить людей разговорами о разделении Великобритании». Тем не менее, лидеры Шотландской национальной партии изначально заявляли, что в случае победы поставят вопрос о выходе страны из состава Соединенного Королевства. С такой позицией партия победила на выборах в парламент страны совсем недавно, 3 мая 2007 года. Националисты держат свое слово и собираются  провести  референдум по этому поводу уже через три года. Символично и то, что сторонники независимости Шотландии одержали победу именно в 2007 году, когда проходят празднования 300-летия объединения Англии и Шотландии в Королевство Великобритания.
Впрочем, за примерами и ходить-то никуда не надо. Советский Союз распался на ряд суверенных государств не по классовым или иным соображениям, а по этническому признаку. Поэтому Казахстан наш сугубо национальное государство казахов. Потому-то
символы государственности - флаг, герб, гимн - носят ярко выраженный национальный характер. Кстати, на недавно прошедшем Евразийском медиафоруме министр иностранных дел Марат Тажин в ходе дискуссии о ситуации в Центральной Азии постоянно пользовался термином «национальные государства региона», не выделяя из них Казахстан. В самом деле, если бы наша страна в действительности была бы не моно-, а многонациональной, то следовало бы назвать ее, скажем, «Полиэтностаном». Но такое,  надеюсь, в голову даже Еримбетова не придет. И все же, есть весьма влиятельные и активные силы в стране, упорно вбивающие в общественное сознание идею многонациональности Казахстана. Вопреки всем фактам и разуму, ради личных и групповых интересов.  Находятся и те, кто готов обслуживать эти силы, пропагандировать эту идею.

Что позволено политику, не позволено политологу
Если бы антинационализм Еримбетова исходил из уст простого обывателя, то  было бы полбеды. Но ведь наш «герой» преподносит себя как политолога, к тому же обремененного ученой степенью кандидата  политических наук. Не знать, что наше время уже названо веком ренессанса, возрождения национального самосознания людей во всех уголках планеты, - ученому не простительно. Еримбетов не чувствует пульса времени, отстал от жизни. Тем не менее, берется безаппеляционно  судить людей в вопросе, которым он не владеет. Как тут не вспомнить слова Галилео Галилея: «На собственном долгом опыте я заметил, что в делах разума состояние человечества таково: чем меньше люди знают и чем меньше разбираются в подобных вещах, тем с большей решительностью пытаются рассуждать о них».  Перефразируя самого Еримбетова, можно сказать, что его  замшелый  антинационализм и есть социальный реванш за свою отсталость,  неконкурентность на рынке идей.
При отсутствии ясного и верного представления о том,  какая  идеология господствует в мире  и  чем руководствуется народы в деле государственного строительства, Еримбетову не остается ничего иного, как пуститься во вся тяжкая, безудержно предаваясь всякого рода домыслам, переходящие в откровенную клевету. «Возможно, его (т.е.,  национал-патриота, - К. Н.) когда-то не взяли в ЦК . но не потому что он казах, а потому что был двоечником›. (Как просто, оказывается, было стать членом ЦК - достаточно предусмотрительно сохранить и предъявить свой школьный  дневник без двоек! Ведь в других документах . аттестате, дипломах, - отметок «двойка» не ставят.) Далее, «его в свое время не утвердили на работу в союзном министерстве - но не по пятой графе, а потому что он неконкурентоспособен». Но тут даже журналистка не выдерживает и пытается возразить: «Я знаю многих образованных и вполне конкурентных представителей казахского народа, которые не только разделяют мысль о необходимости создания привилегий по национальному признаку, но и активно продвигают эту идею в массы». Но Еримбетова уже не остановить: «Поверьте, в этих высказываниях нет искренности›. (Что, он проверял их искренность на детекторе лжи?) И дальше, как это часто бывает, все со своей больной головы валит на здоровые – «Эти люди пытаются угадать, какая идея пройдет "на ура" и уже в зависимости от этого себя позиционировать›. Но тут уж явный перебор и наш «герой» противоречит сам себе. Он же ссылается на нашего президента,  который еще в 93-94 годах жестко позиционировал себя: «Любого, кто будет – высказывать националистические лозунги -  я буду считать своим личным врагом!». «Желающих заиметь такого врага, разумеется, не нашлось» - утверждает Еримбетов. В связи с недавними событиями президент вновь подтвердил свою позицию, а Генеральная прокуратура подкрепила угрозы президента 164-ой статьей Уголовного кодекса РК за разжигание межнациональной розни. Так что, какое уж тут «на ура»! 
Напротив, в «угадайку» играют не национал-патриоты, а наш антинационалист. Хотя президент и Еримбетов занимают одну и ту же позицию, между ними большая разница. Назарбаев - политик. Поиск истины политика не волнует.  Главное для него - власть и, чтобы удержать ее, он готов поступиться истиной, исходя из ситуации, баланса политических сил. Напротив, для настоящего  ученого главное - истина, и ею поступиться он никак не может. Ради истины он может пойти, как Джордано Бруно, даже на костер. Однако эта участь Еримбетову явно не грозит. В национальном вопросе он - рыба-лоцман, которая все время крутится возле акулы. Поэтому, куда власть, туда и Еримбетов.
 
Горькие слезы казахов
Вся уникальность так называемого межнационального согласия в Казахстане проистекает из еще более уникальной терпимости казахов к униженному положению себя, своего языка на своей же земле. Представьте себе, что в ваш дом без вашего приглашения
приехали и поселились какие-то люди. Тем не менее, вы их приняли, поделились даже самым необходимым для себя, последним.
Однако со временем незваные гости стали чувствовать себя в буквальном смысле как дома и навязывать свои порядки, даже свой язык. И вот мы имеем то, что имеем. «В родном государстве, на родной земле в данный момент горькие слезы проливают только
казахи, - констатирует печальный и тревожный факт писатель Герольд Бельгер. - Хотел бы, чтобы это поняли представители других наций. Пока не будут защищены казахский язык, религия, культура, не будут поставлены и решены проблемы казахов, мы не
достигнем намеченных высоких целей. Поэтому представители других национальностей должны в первую очередь думать о путях решения проблем казахов. Какой бы вопрос ни рассматривался, необходимо его рассматривать с точки зрения полезности для казахов. Тогда остальные вопросы решатся сами собой».
В национальном государстве казахов живут и представители других народов. Причем любая диаспора имеет все права и возможности для поддержания своих обычаев и традиций, языка и культуры. Что и делается сейчас в форме многочисленных национальных культурных центров, общеобразовательных школ на языках диаспор и т.д. Но все это должно быть в той мере, в которой она не мешает  возрождению и укреплению казахского языка как единственного во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Не надо строить иллюзий о перспективах двуязычия. «Екi бас бiр казанга сыймайды›, то есть «двум медведям в одной берлоге не жить». Это прекрасно осознают лучшие представители русской диаспоры. «Что благо для русского языка, то может обернуться смертью для казахского языка. Ареал существования казахского языка - только здесь, в Казахстане, иначе он погибнет», - еще на заре нашей независимости предупреждал депутат Верховного Совета КазССР Александр Княгинин.  Больше иных казахов за судьбу языка искренне переживают и борются настоящие патриоты Казахстана - азербайджанка Асылы Осман, курд Надир Надиров или тот же немец Герольд Бельгер.
Первой и важнейшей задачей Казахстана как национального государства является как раз «защита казахского языка, религии, культуры». Иначе, зачем было отделяться от России? Ведь любые другие задачи (развитие экономики, науки и техники,
обороноспособности и т.д.) проще решать, объединившись в единое государство, например, с той  же Россией. Неслучайно  рождение Европейского  союза началось с раскрытия экономических границ, со свободного передвижения людей, капитала, товаров
и услуг. По общему рынку ходит уже и единая валюта.  Государства ЕС все больше поступаются  даже политическим суверенитетом.
Действуют Европейский парламент, Совет министров, Суд и другие наднациональные институты. И только в одном отказано  Европейскому союзу - союз союзом, а язычок врозь!
И в этом суть любого национального государства. Глобализация заставила страны открыть свои рынки и одновременно закрыть культуры. Франция . один из отцов-основателей ЕС, - ввела жесткий «закон Тубона», запрещающий в стране . перекрестке мира, употребление какого бы то ни было языка, кроме французского. Родине идей современной демократии плевать на свою же «Декларацию прав человека и гражданина», когда речь идет в буквальном смысле о национальной безопасности, о судьбе своего языка, а, значит, и всей французской нации! Не случайно, все союзные, и даже автономные республики СССР, при первой появившейся возможности, еще до приобретения независимости, прежде всего, приняли законы о статусе языка коренного народа как государственного. То есть, у каждого народа сработал инстинкт самосохранения.

Молодец против овец, а на молодца - и сам овца
Государственный язык не вопрос выбора, торга или спора о том, чей язык лучше. Дело даже не том, «уважаешь или не уважаешь»?
Знать его . это такая же обязанность гражданина Республики Казахстан, как платить налоги, служить в армии. Кто хочет справиться со своей обязанностью - ищет пути, а кто не хочет - ищет причины. Помню, в школе меня перевели из первого класса во второй с условием, что за лето подтяну русский язык. Что и сделал я, играючи, в буквальном смысле, с русскими детьми. Моя неграмотная мать, переехав в город в возрасте далеко за сорок, без особого труда освоила русский язык в общении с другими. Сложнее было моим детям - в то, советское время, играть, общаться на английском не с кем. Тем не менее, усиленно занимаясь в школе и дома, они, еще старшеклассники, стали свободно владеть английским языком. То есть, главное - желание, подкрепленное необходимостью.
В первые годы независимости противники государственного языка ссылались на невозможность в короткий срок освоить казахский. Потом стали ссылаться на нехватку хороших учебников и методик. Теперь же откровенный саботаж процесса перехода на государственный язык Еримбетов изощряется прикрыть выдумыванием  очередной  причины. Он все сводит к отсутствию ускоренных курсов казахского языка с билбордами на каждой улице: «Мы открылись!». Опять же, либо он не владеет вопросом, либо откровенно вводит в заблуждение, обманывает людей. Постоянно живя в лесу, поневоле научишься понимать даже язык зверей и птиц! Большинство постоянно проживающего в  Казахстане русского населения в той или иной степени понимает язык коренного народа. Есть и те, у кого отличный казахский. Без всяких курсов и билбордов. Достаточно послушать русских, да и представителей других  диаспор, на казахских передачах телевидения. Многие, трезво оценив перспективы и приняв решение, сами успешно  осваивают госязык и отдают своих детей в казахские садики и школы.  Тем самым, гарантируют будущее и себе, и детям. Но есть и те, кто ностальгируя о прошлом, упорно сопротивляются требованиям  времени. Есть силы и  структуры, призывающие и организующие людей «к молчаливому солидарному бойкоту в отношении изучения государственного языка». Этого не скрывает, например, руководитель информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» Федор Мироглов. Истинную причину демонстративного «незнания» казахского понимает даже «молодая девчонка из банка», но только не Еримбетов.
Зато, с каким пафосом он расписывает, чтобы бы он сделал с этой девчонкой лишь за то, что осмелилась она  потребовать у его друга знания государственного языка. «Он должен был мне позвонить и сказать: «Нурлан, меня обижают». И я бы приехал и эту девчонку поставил на место - на государственном языке». Цветистое красноречие, демагогия Еримбетова не были бы столь вызывающими, если бы он  с такой же решительностью поехал и разобрался со скинхедами  Санкт-Петербурга.  С теми, кто с особой жестокостью (медики насчитали на теле погибшей десяток ножевых ранений)  убили Айнур Булекбаеву только за то, что она разговаривала на казахском по сотовому со своими родственниками. Но Еримбетов только на «молодую девчонку из банка» молодца, а на молодцов-скинхедов и сам овца.

Явки, адреса, фамилии
Чувствуя шаткость, неубедительность  своей позиции, Еримбетов прибегает к грязному, бьющим под дых приему: «некоторые договариваются и до диких вещей вроде "Оставайтесь, нам нужны рабы...". Как говорится, было бы смешно, когда бы не было так
грустно. Уже стало национальной чертой, когда при появлении в компании хотя бы одного русского, казахи подсознательно переходят на русский язык общения. Поэтому трудно поверить,  чтобы хоть  какой-то казах в отношении русского мог сказать такие слова. Но, если  такой случай утверждается во множественном числе – «некоторые», - то тут уж  явная клевета Еримбетова на весь казахский народ!
К сожалению, этот слоган стал уже  притчей во языцех для всего постсоветского пространства. Вот как описывают российские СМИ историю появления лозунга: «русские, не уезжайте». Первую чеченскую войну российская власть оправдывала необходимостью
«наведения конституционного порядка» в одном из своих регионов. Учитывая уроки поражения в этой войне, прежде всего, в информационном плане, вторую войну  российские власти оправдывали уже легко воспринимаемым для обывателя обвинением в
«геноциде русских» в Чечне. Нет даже смысла спорить по этому поводу. Хотя бы потому, что война на то и война, что она  обязательно сопровождается насилием над мирным населением с обеих сторон. Но, и  в этих экстремальных  условиях войны, ощущался недостаток фактов преступлений против русского населения. Иначе, чем объяснить, что даже в такой солидной газете, как «Известия», появилась статья о геноциде в Нефтемайске. Как выяснилось потом, такого городка не существует в природе. Видать, были уверены, что никто проверять не будет, а доверчивый читатель все проглотит.
«Не известно, в каком кабинете Лубянки придумали слоган, "Русские, не уезжайте, нам нужны рабы" (Информационный центр "БАБР.RU" http://babr.ru/), но по заказу сверху и с легкой руки писак российской пропаганды, оказалось, что нет страны на постсоветском пространстве, где не был бы осуществлен «геноцид русских». И, что удивительно, во всех этих странах на заборах, на вокзалах, в аэропортах и на демонстрациях везде, как под копирку, отмечены надписи с призывами не уезжать. Роль распространителя этой пропагандистской фальшивки в Казахстане, судя по интервью, взял на себя Еримбетов. Утверждая, что  раздаются голоса о нужде казахов в русских рабах, он, тем самым, раскалывает наше общество на рабов и рабовладельцев по этническому признаку. Между тем, сам кочевой образ жизни казахов за всю их историю не допустил сколько ни будь серьезного  развития института рабства. Это позорное явление напрочь отсутствует в нашем национальном менталитете.  Если все-таки вирус рабовладения   каким-то образом проник в наше сознание и уже проявился в действиях, то, как  конкретно, по-чекистски, требует президент РФ Владимир Путин: где явки, адреса, фамилии? Тех самых  националистов или хотя бы одного из них с лозунгом: «Оставайтесь, нам нужны рабы!» (фотографии, видеосъемки и т.п.).  Где документальные свидетельства  надписей с такими же призывами на заборах, машинах, плакатах демонстрантов и т.д.? В каких сводках МВД Республики Казахстан зафиксированы такие случаи и возбуждены уголовные дела? А так как таких свидетельств, я уверен, у Еримбетова нет, то впору привлечь его к уголовной ответственности за преднамеренное распространение ложных слухов, домыслов, разжигание межнациональной вражды, клевету на национал-патриотов.

Прислано по эл. почте

Средняя: 3.4 (8 оценок)

Автор используя многословие и витиеватую псевдонаучную фразеологию пытается развенчать человека исповедующего тот же национализм, но со здоровым уклоном. Еримбетов тоже за приоритет национального, но на логичной основе. На основе конкурентности, на осонове состязательности. Тупым нацикам давно пора понять, что наше - казахское - будущее в создании, поскольку мы молодая и еще не конца сформировавшаяся нация, конкурентоспособной и мобильной нации. Все эти призывы к самобытности и замкнутости - путь в НИКУДА. Мобильная адаптация к вызовам времени, в том числе и прежде всего нашего языка. Что же касается диаспор, то не надо выдавливать их используя фактор языка. Это должен быть эволюционный процесс: естественный и плавный. Попытка форсировать языковую пролему губительна как для языка, так и для его носителей. Имеется в в иду политическая плоскость проблемы. Одним словом пусть будет национализм. Но только здоровый и логичный и не надо впадать в крайности. И последнее: от статьи явно отдает "заказняком". Видимо госопдин Еримбетов начинает кое-кого раздражать. Что косвенно свидетельствует в пользу правильности обозначаемых им проблем. Если и есть у националистов будущее, то только за такими как Нурлан Еримбетов. Хотя здесь тоже есть о чем поспорить. Но никому не дано владеть ИСТИНОЙ в последней инстанции.

Комментарии

У него жена кореянка и спонсирует его Ким, а еще его выгнали с поста зам акима Кызылординской области за служебное несоогтветствие. В общем вторую жену из секретарш завел. А районах никогда не был, хотя за идеологию отвечал. Вот блин мыслитель

Еримбетов прав во всём, кроме ключевого термина названия своей статьи. В отношении казахов надо писать не национализм, а КАЛБИТИЗМ.
НАЦИОНАЛИЗМ - удел просвящённых наций.

Ваш комментарий""""""""" Где документальные свидетельства надписей с такими же призывами на заборах, машинах, плакатах демонстрантов и т.д.? В каких сводках МВД Республики Казахстан зафиксированы такие случаи и возбуждены уголовные дела?""""""" это делается явочным порядком...

И посмотрите сводки ДВД, на худой конец - в поисковом портале в сети...

Любой поисковик - выдаст столько информации...

Этот тип в Кызылординской области был замом акима по идеологии. Вот тогда мы и увидели его здоровый национализм. Область стала русифицироваться, а историческое здание Совнарнкома КазССР снесли без каких-либо возражений

Ваш комментарий Не наговаривайте на ЕН. При нем область перешла на казахский язых во всех госорганах.Он был одним из лучших замакимов страны.

Переход Кзылординской области на казахское делопроизводство был необходимосстью, потому что население области 100% казахскоязыное. ЕН тут совсем ни причем. Принципиальное решение также принимал не он

он инициировал строительство памятника Коркуту,при нем зажила культура,появились свои чемпионы мира,мамбы его не любили. Взяток не брал. О нем до сих пор тепло вспоминают и старики и молодежь.

"Государства, не являющиеся национальными, считаются неполноценными. Они должны превратиться в национальные или исчезнуть. " - так считает автор статьи. Тогда как быть с США? Неужели кто-то думает, Что это государство слабое и исчезнет, превратившись в национальное? Какой национальности оно будет???

Кхм.. Могу сказать одно, Еримбетовых знал нормально, был знаком как со старшим так и с младшим его сыновьями, точно не брал взятки, обычно наши акимы себе дворцы строят, а он в квартире жил с семьей.Да и вообще нормальный мужик. Про национализм, моим родителям подкидывают записки, тип, Казахстан для Казахов или долой русских свиней. Национализм прогрессирует и это пугает. Русские здесь рожденные и прожившие всю жизнь, в чем они то виноваты?

Ваш комментарий

Господа спорщики! А как по поводу того казаха, который на базаре в Семипалатинске зарезал 2 русских и подкинул письмо, в котором призывал резать русских? У меня есть ксерокопия того письма.А что там с демонстрацией в Алма-Ате с лозунгом "Казахстан - для казахов!"? Кого привлекли? А почему в начале 90-х (сообщение газеты "АиФ") казаха, подкладывавшего русским письма с угрозами и требованием выехать из Казахстана, только вызвали в прокуратуру и предупредили о недопустимости подобного нарушения? Это не национализм? Не фашизм? Кстати, куда деваться русским из Семипалатинска и Усть -Каменогорска, основанных в 1718 и 1720 гг соответственно? Вы же отсчитываете период колонизации максимум с 1730 года?Или Вы собрались резать Казахстан по живому? Зачем? А "Закон о языках" - это просто закон о мононациональной власти. Кстати, а сколько уже наворовала эта мононациональная власть? Алиев и К? Кто обманул дольщиков? Кто культивирует взятки и подарки в ВУЗах и школах, ссылаясь на некие "национальные " традиции? Кому выгоден национализм, отец фашизма?