:: ВЕЛИКИЙ ДЖУТ: 4 ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ

Просмотров: 4,776 Рейтинг: 4.0

31 мая в Казахстане – День скорби, День памяти жертв политических репрессий. С 20-е по 50-е годы XX века казахи потеряли 100 тысяч человек (писателей, поэтов, учёных, общественных деятелей и многих других), четверть из них была приговорена к высшей мере наказания – расстрелу, остальных отправили в лагеря. За инакомыслие, за антисоветские высказывания, как «врагов народа».

Со всего СССР в тот период в лагеря в Казахстан сослали 5 миллионов человек. Хотя историки склоняются к тому, что на самом деле их было больше. Но репрессии – это не только Степлаг, Карлаг, АЛЖИР, Мамочкино кладбище... Это ещё и массовая кампания по насильственному переселению народов с обжитых мест, из дома – в Казахстан. Это День скорби не только для казахов, нет: для всех бывших советских граждан.

Огромная часть живущих в республике сегодня народностей оказалась здесь именно в результате депортации. Это и немцы, и чеченцы, и украинцы, и корейцы, и поляки, и греки, и русские, и многие-многие другие.
45.jpg
В этот день принято вспоминать истории депортированных семей. «Открытая Азия онлайн» уже рассказывала о детях времён репрессий – сосланные из разных уголков Союза, они нашли родину на казахской земле.

Самый известный «ребёнок депортации» – Герольд Бельгер. Его семью – они поволжские немцы – закинули в аул Северо-Казахстанской области. Там он вырос, в совершенстве овладел казахским и сроднился с казахами. Он стал писателем, публицистом, перевёл на русский язык многих казахских писателей, а немецких поэтов – на казахский; собирал пословицы, которыми славится государственный язык, составлял словари.Бельгер.jpg
Герольд Бельгер стал символом эпохи, он пользовался огромным авторитетом, и называли его тут уважительно – Гер-ага. В 90-е годы у него была возможность переехать в Германию, с почётом, по приглашению принимающей стороны. Но он остался. И вот что говорил о депортации:

«В том, что казахи приняли депортированных немцев, а последние, в свою очередь, безболезненно влились в казахское общество, есть диалектическая закономерность. Может быть, в основе взаимопонимания двух народов лежит то обстоятельство, что эти многострадальные народы были угнетёнными и бок о бок проходили все трудности. И немцы, и казахи испытывали большие мучения. А те народы, которые прошли через гнёт и страдания, питают друг к другу дружеские, братские чувства, хорошо понимают».

И даже это ещё не всё.

В этот день вспоминают и жертв голодомора 30-х годов. Сегодня в Алматы открыли монумент в память о них. Так сложилось, что в начале-середине прошлого века на эти земли и этот народ обрушились все возможные и невообразимые страдания. Тема репрессий для казахстанцев – очень чувствительная. А тема голодомора – чувствительнее в 10 раз, она болезненна и до сих пор кровоточит. Писать о ней с наскока тяжело и неправильно. Да и невозможно – нет таких данных, по которым до конца можно было бы оценить масштаб трагедии.
голодомор.jpg
«Открытая Азия онлайн» не берётся давать оценки. И даже настаивать на достоверности каких-то фактов и цифр, касающихся тех событий. Редакция считает, что главное – правильно поставить вопросы, на которые современникам необходимо найти ответы.
 

Вопрос №1: продовольственный кризис или голощёкинская реформа?

Великим джутом называют голод в Казахстане 1931-1933 годов. Голод в буквальном, самом страшном, смысле этого слова – когда людям нечего было есть, когда они умирали от голода. Потому его часто называют «голодомор».

Самый пик его пришёлся на зиму с 32-го на 33-й.

В художественных произведениях – книгах, фильмах, пьесах, а также в документальных материалах – мемуарах, биографиях - о джуте сказано много. О том, как родители отрезали себе пальцы, чтобы хоть чем-то накормить детей, о случаях людоедства, о том, что белсенді (партактив в аулах) при этом питался исправно…

Один из главных вопросов, которым задаются современники, – причины, по которым голод возник. Кто-то придерживается версии, что – из-за общемирового продовольственного кризиса, неурожая…
33.jpg
Но общепринятая и, похоже, самая обоснованная: голод был создан человеком. Точнее – людьми, советской властью. Ему предшествовали:

- продразвёрстка – обязательная сдача производителями в пользу государства строго обозначенной части своего продовольствия по установленным ценам;

- коллективизация – передача всего личного в общее, коллективное, пользование (и земли, и скота, и инструментов, и прочего);

- раскулачивание – уничтожение кулачества как класса, лишение его всего имущества. А кулак – это кто? Это средний класс, часто – фермер, крестьянин, скотовод, который что-то производит, а к тому же предоставляет рабочие места.

В Казахстане эта политическая репрессия носила название «разбаивание». То есть «местный средний класс» лишали скотины. И если крестьяне могли как-то это пережить (хотя по всей новой Стране Советов недоедали), продолжая возделывать хоть немного земли, то конфисковать скот у казаха означало обречь его на голод. Это было единственным видом хозяйствования и способом пропитания в здешних местах. Стоит упомянуть и о принуждении к осёдлости. Кочевников – даже если у них и осталась какая-то скотина, - заставляли отказаться от традиционного образа жизни и оставаться на одном месте.

В Казахстане этот голод принято называть «голощёкинским». В 1925 году секретарём в Казахский край большевистский центр назначил Филиппа Голощёкина. За два года именно он провёл тут так называемый «Малый Октябрь»: отъём скота и имущества, конвоирование в места «постоянного жительства».
 

Вопрос №2: что стало со скотиной?

Для понимания реальной картины нужен ответ и на этот вопрос. Для чабана-казаха скот являлся основой жизни, и то, что происходило с ним на самом деле, поможет осознать масштабы бедствия и тяжесть его последствий.

Сейчас уже открыто говорят о том, что скот, конфискованный в процессе раскулачивания, просто забивали. Потому что созданные тут же колхозы были не в состоянии его кормить и содержать. Сейчас звучат такие цифры: через восемь лет после начала коллективизации – к 1933-му - из 40 миллионов голов осталась примерно одна десятая часть, то есть 4 миллиона. Многие считают, что данные преувеличены.
50.jpg
На этот счёт есть даже исследования немецких учёных. Впрочем, они тоже оперируют приблизительными числами, поскольку настоящая статистика в те годы, конечно же, не велась. Но по их прикидкам, которые они просят считать ориентировочными: в 1928-1929 годах на каждый казахский очаг приходилась 41 голова, в 1933-м – 2,2 головы.

Сходятся ли цифры? Подсчёты двумя абзацами выше показывают убыль в 10 раз, а эти – в 18 раз. Не сходятся.
 

Вопрос №3: три с половиной миллиона или один миллион?

А это самая трагичная, самая болезненная сторона истории: сколько казахов погибло из-за джута? Сегодня всё чаще говорят о том, что от голода умерли три миллиона человек. Некоторые настаивают на четырёх миллионах. Хотя официально принято считать, что жертв – около полутора миллионов. А есть ещё сотни тысяч откочевавших в южные регионы России, Узбекистан, Монголию, Китай.

Эту цифру – полтора миллиона - обосновывают, как правило, тем, что сравнивают результаты переписей населения СССР за 1926 год (до голодомора) и 1937-го (после).
30.jpg
Если верить этим данным, то в момент первой переписи казахов было 3 968 289 человек, а в 37-м насчитывалось уже 2 862 458. Но очевидно, что правду по этой «статистике» не определишь. Во-первых, она не учитывает причины убыли (количество умерших и откочевавших), во-вторых, следующая перепись проводилась через 4 года после джута – слишком большой срок, чтобы понять, сколько жизней унёс голод.

А другой статистики либо не существует (она не велась – нечаянно или намеренно), либо она скрывается.
 

Вопрос №4: намеренный геноцид или случайные геноцидные результаты?

В Казахстане, в народе, сегодня события тех лет называют не иначе, как «геноцид». Но официально, конечно, такая точка зрения не поддерживается. А в частном порядке споры на эту тему ведутся активно и, учитывая, что речь идёт о гибели людей, о миллионных жертвах одного народа, нередко заканчиваются жестокими, шовинистскими высказываниями и обидами на национальной почве.

Зарубежные учёные тоже чаще всего не склоняются к тому, что советская власть вела планомерное уничтожение какой-то одной нации (речь идёт не только о казахах, но и об украинцах), но прямо называют «геноцидными» сами результаты советской плановой экономики.

Что такое геноцид? Это действия, которые совершаются специально с намерением уничтожить -
полностью или частично - какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную группу людей.
11.jpg
Тут нужно учесть, что джут унёс жизни не только казахов, но и представителей других народов. В те же годы в Украине тоже был голодомор (сейчас его считают намеренным уничтожением голодом), точных данных о жертвах также нет, а приблизительные – погибло больше двух миллионов украинцев. Были и другие жертвы.

Сколько и каких? И какой процент они составляют по отношению к казахам и украинцам? Можно ли, помня об умерших соседях, считать это геноцидом? Были ли в планах советской власти именно такие результаты? Отнимался скот у казахов с расчётом на то, что они вымрут? Или такой итог стал неожиданным побочным эффектом? Или результат был побочным, но ожидаемым?

От того, какие ответы найдутся на все эти вопросы, зависит окончательное слово, которым стоит называть то, что происходило в 30-х годах. Но для поиска нужны документы, нужно рассекречивать архивы, искать цифры, сравнивать. И нужно говорить об этом. Понятно, что это и сегодня всё ещё большая политика – только в рамках не одной, а уже нескольких стран, крепко друг с другом связанных. Но замалчивать и делать вид, что этого не было, - значит накалять обстановку. Дискуссии, обсуждения, оценки, научные обоснования и исторические выводы для всего этого очень нужны. Но с наименьшим количеством эмоций. Тот, кто не умеет с ними справляться, всегда рискует перейти к новому геноциду.

Источник: OpenAsia

Средняя: 4 (2 оценок)

Казахи-мой любимый народ. Судьба кидала меня в разные страны по долгу службы и жизненным обстоятельствам. И вот сам я  русский этнически выросший в Казахстане считаю что казхи-самый добрый и сердечный народ. Особенно его женщины.Милосердные и мудрые. Многие народы были угнетены,но казахи были добры к ссыльным не поэтому.Чеченцы и ингуши тоже угнетённый народ, но в автобиографической книге "Ночевала тучка золотая" автор, сам ребёнком детдомовским насильно сосланный в Ингушетию, почувствовал это "гостеприимство ",когда ночами местные абреки детям взрезали животы и засовывали туда кукурузу. А казахи делились последним куском.В Сибири русские встречали высланных злобой и в суровые студёные зимы не пускали даже детей ссыльных в дом.Пгибло там немеренно народа репрессированного. А казахи приняли в свои жилища и сердца изнанников.Поэтому ге бы ни был бывший казахстанец никогда он не забудет свою ставшую родной казахскую землю.

Комментарии