:: Зубейда Даввлетъярова. СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА

Просмотров: 1,877 Рейтинг: 3.3

«Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется;

а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет».

Соломон

Сразу две вещи порадовали казахстанцев. Черта бедности с 1 июля будет не 40% от прожиточного минимума, как много лет к ряду, с короткой пересменкой в 50%, а сразу 70%. Остался еще такой же рывок и понятия «бедный» и «живой» в Республике Казахстан сравняются. Вторая хорошая новость: 500 тысячам граждан страны будут списаны пени и штрафы по потребительским беззалоговым кредитам. Для 250 тысяч из них долг будет списан полностью. 

Черта бедности в 40% от прожиточного минимума была постоянным многолетним позором Казахстана. Над этим показателем издевались все неравнодушные люди, у кого есть представление об элементарной логике. Правительству предлагали поднимать данный показатель хотя бы по 1% в год, чтобы через 60 лет уровнять порог физической выживаемости и бедность.

Когда с 1 января 2018 года черту бедности подняли до 50% от прожиточного минимума, то многие не сразу в это поверили. Получается, что политическая воля в государстве появилась и дойти до 100% можно за совсем небольшой срок. Потом новый рывок до 70% с 1 июля 2019 года. Получается, власть вполне может идти на такие шаги, хоть нефтедолларов в казне и поубавилось. Теперь все затаили дыхание и ждут новых процентных подвигов от Акорды.

К самому прожиточному минимуму, кстати, очень много вопросов. Потому что если вы проживаете в Алматы или Нур-Султане на съемной квартире, то и с чертой в 70% (20789 тенге) от прожиточного минимума выжить невозможно. Еще там нет расходов на лекарства, например, а мясо, сыр и молоко максимально заменены на фасоль, тыкву и зерновые. Ну да это уже придирки. Главное, что верховная власть пошла навстречу простыми людям широкими шагами.

Указ президента от 26 июня 2019 года №34 «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан РК» в истории Казахстана вещь беспрецедентная. Для людей с либеральным складом ума (либерал в данном случае – это человек, который считает, что власть должна принадлежать финансистам) это дикость и абсурд. Потому что либералы полагают невозможной активную государственную политику в таких вопросах, как выплата правительством  долгов перед банками и микрофинансовыми организациями за социально уязвимые группы населения.

В комментарии к указу говорится: «Сложилась ситуация, когда наиболее уязвимые в социальном плане граждане (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи, потерявшие единственного кормильца, получатели адресной социальной помощи, дети-сироты) в силу разных причин попали в тяжелую жизненную ситуацию и не могут обслуживать взятые на себя кредитные обязательства. (…) Цель – помочь казахстанцам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, дать им возможность улучшить финансовое положение своих семей».

Описанная выше проблема затрагивает жизненные интересы около 500 тысяч человек. Размер более 86% кредитов составляет менее Т1 млн. Средний размер задолженности – около Т300 тыс. Глава Казахстана считает, что не может оставаться безучастным, видя, что люди не в состоянии выбраться из долговой ямы.

В указе содержится поручение правительству и Национальному банку в порядке одноразовой акции принять следующие меры. В качестве прямой и адресной финансовой помощи за каждого заемщика из вышеназванных категорий граждан, государство погасит основной долг и начисленное по нему вознаграждение в общем размере до Т300 тыс. в банках второго уровня и микрофинансовых организациях. При этом их общая задолженность не должна превышать Т3 млн по состоянию на 1 июня этого года. Для более 55% заемщиков, то есть для 250 тыс. человек, это означает полную оплату общего размера задолженности, включая основной долг и вознаграждение. Что касается остальных заемщиков, то будет погашена часть их долга в размере Т300 тыс., что станет существенной поддержкой им в восстановлении платежеспособности и снижении долговой нагрузки.

Позиция президента – сложившаяся с потребительскими кредитами ситуация не должна повториться. Для ее предотвращения Национальный банк по поручению главы государства обязан принять жесткие меры регуляторного характера и усилить ответственность финансовых организаций за принятие на себя чрезмерных рисков. Будет введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума во избежание дальнейшего ухудшения их финансового состояния. Национальный банк примет дополнительные меры регулирования при выдаче беззалоговых потребительских займов. Среди них – общий коэффициент долговой нагрузки на заемщика, дополнительные требования к собственному капиталу банков и другие.

Министр финансов Алихан Смаилов на специально проведенной пресс-конференции сообщил, что 70% пеней и штрафов по проблемным кредитам будет списано за счет банков второго уровня и микрокредитных организаций, а 30% от всей суммы штрафов и пени погасит Фонд проблемных кредитов. Внешне формула выглядит простой, но отнюдь не примитивной. Если бы рядовой должник, ссылаясь на свои жизненные форс-мажоры, пришел в БВУ договариваться с банком на предмет того, что 70% штрафов за просрочки ему прощают, а 30% он оплатит, то далеко не со всеми банкирами у него получилось бы договориться. Даже с учетом того, что условия кредитования прописаны не мелким шрифтом на предпоследней странице. А вот когда подобную схему банкам предлагает государство – договороспособность сказочно повышается.

Эксперты в своих оценках почему-то называют сумму государственных вливаний в счет разовой «кредитной амнистии» в 150 млрд тенге. Фактически умножают полмиллиона человек на 300 тысяч тенге каждому и выходит приведенная выше сумма. Но если 70% пеней и штрафов БВУ и МФО идут «дисконтом», то общая сумма естественным образом «утрясается» и «усушивается». Сам г-н Смаилов сообщил, что на кредитную амнистию потребуется порядка 105 млрд тенге, из которых 88,5 млрд возьмут в республиканском бюджете (статьи для финансового маневра уже ищут), а 17 млрд тенге будут привлечены с помощью выпуска специальных облигаций Фонда проблемных кредитов. В пересчете на «вечно зеленый бакс» получается не так уж и много.

Проект легкорельсового общественного транспорта в Нур-Султане оценивается в 800 млрд тенге. С данной статьей расходов однозначно можно повременить, если принять во внимание, что для многих малообеспеченных семей ежемесячное обслуживание кредита в 300 тыс. тенге съедает свыше половины располагаемого дохода. Президент, по крайней мере, государственные акценты уже расставил.

Общее число казахстанцев, имеющих проблемы с беззалоговыми кредитами, превышает 5 млн человек. Еще недавно до их проблем у верховной власти не было никакого дела. Теперь правила игры резко поменялись. Те варианты ослабления долговой нагрузки и закредитованности социума, которые еще вчера казались фантастическими, сегодня уже можно рассматривать в качестве рабочей основы.

Касым-Жомарт Токаев своей политической линией показывает, что главное – это подход государственника и политическая воля, а не количество денег в бюджете. В середине «нулевых» государственная казна ломилась от реки доходов и многие правительственные траты получались совершенно безумные, а черта бедности составляла 40% от прожиточного минимума. Теперь с доходами гораздо скромнее, зато пресловутая черта уже 70% и сам прожиточный минимум чиновники обещают пересмотреть в сторону повышения. Когда под такие новости и долговое бремя ослабевает – появляется почва для оптимизма.     

 

Средняя: 3.3 (3 оценок)