:: СТРОЙОТРЯДЫ: СОВЕТСКИЙ ОПЫТ НЕПОВТОРИМ… В ПРЯМОМ И ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ

Просмотров: 2,295 Рейтинг: 5.0

Состоялось очередное  заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Трудовое лето: феномен мобилизации усилий молодежи. К 60-летию создания студенческих отрядов»

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»:

- В 2019 году движение студенческих трудовых отрядов на постсоветском пространстве отмечает 60-летний юбилей. За минувшее время оно охватило около 15 млн человек и по масштабу не имеет аналогов в мире. Моментом возникновения отрядов принято считать 1959 год, когда студенты МГУ им. М. В. Ломоносова добровольно поехали в совхоз «Золотая Нива» Булаевского района Северо-Казахстанской области поднимать целину. Постепенно движение захватило молодежь всех республик СССР, студентов из ряда стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. На пике развития движения его ежегодная численность превышала 830 тысяч человек. Студенты участвовали в строительстве железных и автодорог, возводили заводы и электростанции, нефте- и газопроводы, школы и жилые дома, работали на селе. Движение студенческих трудовых отрядов вошло в постсоветскую историю как важное государственное и общественное явление. К сожалению, информации об этом недостаточно в сегодняшних СМИ и в общественном дискурсе. После развала СССР движение сошло на нет. Однако, в нынешнем тысячелетии оно возобновилось в новом формате, в условиях рыночной экономики.

 Оказалось, что вновь приобретают значение некогда забытые, но доказавшие востребованность инициативы, которые воспитывают в молодежной среде патриотизм, трудолюбие и другие положительные качества. По инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в 2005 году были созданы молодежные трудовые отряды «Жасыл Ел». Они предоставили возможность молодым людям на период летних каникул поработать в студенческих отрядах по разным направлениям: строительство, озеленение, благоустройство населенных пунктов. За прошедшие годы в отрядах было трудоустроено более 260 тысяч бойцов «Жасыл Ел» во всех областях страны. В Российской Федерации в 2004 году была создана молодежная общероссийская общественная организация Российские студенческие отряды (РСО).

Формирование у молодых людей позитивного отношения к общественно-полезному труду имеет особое значение, учитывая, что нынешний год в Казахстане объявлен Годом молодежи. Кроме того, в Беларуси, Казахстане и России выдвинуты идеи о создании и работе в 2019-20 гг. международных молодежных трудовых отрядов, объединяющих новое поколение трех государств.

Движение студенческих отрядов выросло на казахстанской земле. По истечении лет можно утверждать, что оно стало знаковым событием по самой сути, по форме организации труда, появлению новых отношений и принципов студенческого самоуправления.

В настоящее время страны Евразийского пространства переживают период экономической и социальной модернизации. Активно поддерживаются различные студенческие движения и молодежные лагеря. Привлечь студенческую молодежь к строительным работам и выделять квоты компаниям, которые будут сотрудничать со стройотрядами, поручил Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев во время торжественного открытия Года молодежи в январе 2019 года. По его словам, молодежь должна внести свой вклад в строительство священного города Туркестан. «Сейчас в Казахстане ведутся масштабные строительные работы. Строятся дома, заводы. В наше время были специальные студенческие отряды. В выходные мы работали и зарабатывали деньги. В связи с этим, я поручаю вовлечь молодежь в строительные работы», - сказал он. - Туркестан как областной центр в ближайшие годы станет большим городом. В его строительстве должны участвовать молодые люди».

Другой юбилей, отмечаемый в нынешнем году - 65 лет назад началось освоение целины. На степных просторах Казахстана появились первые земледельческие хозяйства - совхозы. Их создавали молодые парни и девушки, которых впоследствии будут именовать первоцелинниками. Освоение целины непосредственно связано с движением студенческих трудовых отрядов. Кстати, известная кинолента 1976 года «Моя любовь на третьем курсе» была снята на «Казахфильме». В основу сюжета положена пьеса известного драматурга Михаила Шатрова о студенческом стройотряде, проведшем свой трудовой семестр в одном из целинных совхозов. Славу фильму принесли песни Александры Пахмутовой, которые стали хитами на эстраде, и вокал Александра Градского.

Именно в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате состоялось два из прошедших четырех Всесоюзных слетов участников и организаторов студенческих отрядов. Сначала в 1979 году, когда студенческим отрядам исполнилось 20 лет, и в этом же году в стране широко отмечалось 25-летие начала освоения Целины. Затем в 1984 году, посвященный, соответственно 25-летию студенческого трудового движения и 30-летию освоения целинных земель. В Казахстане стройотрядовцы трудились не только в традиционных целинных районах, но и, например, на строительстве города Экибастуз. Студенты возводили комплекс «Казгуграда», а интернациональный отряд из лучших бойцов работал на сооружении ледового катка «Медео».

Формат студенческих строительных отрядов (ССО) был удобен для плановой советской экономики. Строительство в наших сложных климатических условиях, как правило, длилось несколько месяцев, и студентов не надо было обеспечивать различными социальными потребностями, которое требовало советское законодательство, вроде постоянного трудоустройства, жилья и т.д. Студенты в палатках легко жили в летние месяцы, упиваясь романтикой. О комфортных условиях говорить не приходилось, но молодежь зарабатывала серьезные деньги, гораздо больше стипендии.  

Деятельности стройотрядов сопутствовал определенный церемониал, молодежь не только получала хорошую трудовую практику, но и училась ценить чужой труд, адаптироваться в обществе. В организации так называемого третьего трудового семестра активно участвовали КПСС, ВЛКСМ, органы образования и просвещения, министерства и ведомства, профсоюзы, разные общественные организации. По сути, студенческое трудовое движение было делом всего общества и государства. Студенты работали на объектах более 50 министерств и ведомств. Причем, судя по источникам, ежегодные заявки на студенческие отряды были в пределах 1,5 млн человек, а реально представлялось возможным трудоустроить не более 800-850-тысяч. Во Всесоюзном студенческом отряде было порядка 70 тысяч руководителей разного уровня. Каждый пятый студент был руководителем и организатором. Этот опыт помогал в будущем быстрее вписаться в трудовой коллектив.

Как правило, студенческие трудовые отряды воспринимались как строительные, поскольку именно в этой сфере деятельности было задействовано большинство из них, однако, многие студенты работали также на железной дороге в качестве проводников, или вожатыми, воспитателями в пионерских лагерях.

Кстати в этом году также юбилей у знаменитого БАМа – ему 45 лет. Эта стройка объединила множество студенческих отрядов со всего Союза. Одним из символов БАМа стали куртки стройотрядовцев, так называемые бамовки (их еще называли целинками), чем-то похожие на модные тогда джинсовые куртки. На БАМе есть поселок городского типа, который собирался стать городом - Новая Чара, ему в этом году исполнилось 40 лет. Он был построен коллективом специализированного Строительно-монтажного поезда «КазахБАМстрой» и облик поселка напоминает Казахстан. 

В заключение отмечу, что пример соседней России, где современные студенческие отряды были задействованы в строительстве олимпийских объектов в Сочи, объектов саммита АТЭС во Владивостоке и даже в строительстве атомных электростанций, свидетельствует о том, что и в нынешних условиях рыночной экономики труд студентов может принести определенную эффективность.

 

Бахыт Жанабаев, президент Корпоративного фонда «Жастар KZ», ветеран движения студенческих отрядов:

- Наша организация занимается как раз подготовкой участия ветеранов студенческих движений в юбилейном слете студенческих отрядов, который пройдет с 25 по 28 октября в Москве. Его участниками станут 6 тысяч человек из России и стран СНГ. Уже определена площадка открытия слета - Государственный Кремлевский дворец, и подтвержден ряд гостей и спикеров. 10 лет назад, в 2009 году на слете самая большая делегация после России была из Казахстана. Нас приехало 110 человек со всех областей республики. Казахстан очень хорошо тогда себя показал. Например, мы провели презентацию казахстанского клуба ветеранов трудовых отрядов. Я участвовал непосредственно в секции студенческих педагогических отрядов.

Казахстан – особая республика, здесь студенческие трудовые отряды работали особенно эффективно. Помню, как в 1980-х годах газета «Московский комсомолец» (а в те времена это было очень популярное издание) дала материал о том, что в Казахстане студенты - пионервожатые получают зарплату, эквивалентную 1800 килограммов сахара за лето. И молодежь поехала в Казахстан работать. Сейчас наша задача - не просто поехать в Москву, поучаствовать в слете, а попробовать придать импульс студенческому трудовому движению. Я считаю, что его надо продолжать. 

Программа «Жасыл Ел» стартовала в 2005 году. Мы были рады. Уже тогда говорили, что необходимо возобновлять работу трудовых отрядов. Участников «Жасыл Ел», кстати, в обиходе еще называли «зелеными человечками», потому что они занимаются озеленением. Кстати, вопрос возобновления деятельности студенческих трудовых отрядов первая подняла партия «Отан». Был виден активный импульс в отношении возрождения отрядов, который шел также от многих ректоров вузов Алматы и от некоторых посольств стран СНГ. Все поддержали идею, но никто не занялся ею системно. Движение «Жасыл Ел» пришло к тому, что сохранился единственный штаб в Алматы, оно продолжает действовать, но выездные отряды отсутствуют. В этом году мы по приглашению москвичей попробовали сформировать отряды для Крыма. Но тема оказалась закрыта, и в Крым мы ехать не можем. Который год в Москве витает предложение о восстановлении школы интернационализма на базе города Гагарин в Смоленской области. Где, кстати, самым активным отрядом был казахстанский интернациональный отряд. Но опять-таки все поддерживают предложение, но значимых результатов пока нет.

Для нас важно сейчас сохранить духовную преемственность и сделать так, чтобы казахстанская делегация приняла активное участие на слете в Москве. К сожалению, это участие пока под вопросом, к тому же, на сегодняшний день ни один из ныне здравствующих командиров республиканского студенческого отряда на территории Казахстана не проживает. Возможно, будет участвовать делегация одного из казахстанских вузов, который имеет богатую историю работы студенческих отрядов. Но нас интересует больше вопрос о том, как интегрировать молодежь в то интересное, насыщенное прошлое? Есть также предложение о восстановлении интересной истории студенческих трудовых отрядов в лицах, событиях, датах. Казахстан был самой интернациональной площадкой по студенческим отрядам. Больше отрядов, чем в Казахстане, ни одна республика не принимала.

 

Шавкат Сабиров, президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана»:

- Я учился в Томске, и, чтобы попасть в стройотряд, надо было пройти несколько конкурсов. Это все было очень серьезно. К примеру, командиру нашего отряда по итогам года присвоили орден Трудового Красного знамени.

Многие нефтепроводы, особенно те, которые пролегают на территории Сибири, эффективно обслуживать можно было только летом, зимой бесполезно. Этим занимались студенческие стройотряды, я был в одном из них. Нас на вертолете закидывали в тайгу, затем мы просто шли вдоль трубы и латали повреждения. Также на вертолетах нам доставляли стройматериалы, питание. Если же мы добирались до населенного пункта, сразу же поступала команда идти ремонтировать, например, детский сад. Остается в поселке, например, небольшая бригада, она делает ремонт, а потом догоняет остальных. Можно заметить, что в Сибири очень многое построено силами студенческих отрядов. Ну а с точки зрения маржинальности, после трудового лета мы возвращались в вуз, как будто выигравшие большие деньги в лотерею «Спортлото». Наши чемоданы были полны деньгами. Тогда в «Спортлото» был максимальный выигрыш 5000 рублей. Мы подшучивали над теми, кто не знал, что с студенческих отрядах можно было прилично заработать. Открывали чемоданы, показывали деньги и говорили, вот посмотри, выиграл в «Спортлото». Студенчество в Сибири – особое, мы все строили, студенты из Томского академгородка, Новосибирского… - десятки тысяч студентов работали. А какая дисциплина была, попробуй не послушай комиссара! Он быстро тебе два-три трудодня вычтет. Так что в стройотрядах был и важный воспитательный был момент.

 

Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК:

- В советское время студенческие строительные отряды являлись мощнейшим механизмом политической социализации молодежи. И не только в профессиональной сфере, ведь строительством занимались и историки, и музыканты. Я был комсоргом 4 года из 5 лет учебы. Два года был секретарем комитета комсомола вуза. И хорошо знаю, как организовывалась работа стройотрядов. Она была под контролем ЦК ВЛКСМ. Строгая организация была по всей стране: в движении должен был участвовать каждый вуз. Например, в 1976 году меня посылали проверять мордовский вуз по поводу работы строительных отрядов, в город Саранск. Отчет о проверке отправляли в Москву. Если в Казахстане сейчас создавать студенческие трудовые отряды, то молодежные организации, наверное, должны будут взять на себя роль, которую тогда выполнял ЦК ВЛКСМ.

Относительно международных трудовых отрядов могу поделиться опытом. Будучи студентом 3-го курса ко мне поступило предложение участвовать в работе отряда, который выезжает в международный трудовой лагерь в Венгрию. Я учился в МГУ, где и был сформирован отряд. Приехали на озеро Балатон. Отряд был небольшой, 22 человека, из них 4 девушки, их отправили собирать персики, а парням поручили строительство автодороги. В Венгрию приехали представители всех социалистических государств, от каждого - по одному отряду. Только от СССР было два отряда – из Москвы и Ленинграда. Начинали работать рано утром, чтобы не в самую жару. Вечерами проходили спортивные соревнования между отрядами, концерты, костры. Это, по сути, был настоящий фестиваль. Месяц пролетел как один большой праздник. То, что мы заработали в местной валюте, часть отдали на руки, остальное было оплачено за неделю отдыха на озере Балатон и неделю в Будапеште. Организовать подобные международные площадки вполне под силу и в наше время.

 

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»:

- Хочу напомнить, что студенческие трудовые отряды были также задействованы в ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, например, после землетрясения в армянском Спитаке. Я училась в Ленинграде, и с нашего факультета в Армению отправилось довольно большое количество студентов. А вскоре я уже сама поехала в составе стройотряда, будучи преподавателем, после Зайсанского землетрясения 1990 года. Я тогда работала в институте в Рудном. Привезла студентов, сама работала поваром. Нас было 50 человек, интересный институт социализации получился. Насколько по-разному, оказывается, питаются люди, кто-то не ест лук, кто-то морковку. А мы находились в степи, вдалеке от цивилизации. Тяжело было угодить всем: завтрак, обед, ужин, сплошная круговерть. Но для молодых людей работа в стройотрядах - отличное решение. Особенно для тех, над которыми родители пеклись, заботились. Когда они оказывались в новой среде, у них выкристаллизовывались характеры, появлялись лидеры. В условиях, когда нет электричества, нормальной питьевой воды, туалетов. Ветер дует постоянно. Особенные такие впечатления.

Думаю, что возрождение студенческих трудовых отрядов в прежнем формате затруднено. Потому что они были присущи мобилизационной экономике. Скажем, я долго прожила в Аркалыке, городе, который в значительной степени построен заключенными. К некоторым объектам руку приложила армия. Это мощные силы, но деньги за эти работы они не получали. Студенты получали, но работали в строго ограниченных временных рамках. Однако, стройотряды – неплохой механизм именно для профессиональной социализации. Возможно, с этой стороны стоит подойти к решению вопроса. Выпускники вузов, выходящие на работу, часто немногое умеют делать. Производственные практики, которые есть, часто формальны. А вот получать практики через трудовой механизм, в котором существенная рыночная составляющая, было бы эффективно. Возможно, большим предприятиям, корпорациям было бы выгодно иметь подающих надежды сотрудников. Сейчас в стране идет реформа жилищно-коммунального хозяйства, востребованы будут массовые профессии – слесаря, электрики и т.д. Таких специалистов не хватает. Только строительством заниматься не обязательно, людей надо задействовать в зависимости от потребностей рыночной экономики. Если трудовое студенческое движение будет воссоздано, важно, чтобы не произошло опошление идеи. Ее нужно продвигать в адаптированном для современной экономики, качественном варианте.

 

Андрей Хан, главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований:

- О движении, которое родилось в СССР, остались приятные воспоминания, особенно в плане заработков для студентов. Кстати, справедливо было бы заметить, что в Советском Союзе не было безработицы. И поскольку студентам государство могло платить приличные деньги, значит, были фонды неосвоенных средств в рамках текущих планов строительства. Если же рассматривать ССО в контексте существующих сейчас социально-экономических реалий, то сразу же надо констатировать - сегодня студенты заработать большие деньги на стройках заработать не смогут. Если кто-то и способен платить большие деньги, то это только государство (которое этого делать все равно не будет), в рамках какой-то странной политики по возрождению ССО. Как правило, в качестве сезонных заработков студентам не предлагают больше 100 тысяч тенге в месяц. Это не столь мотивирующая сумма. Если у частников есть деньги, то им проще нанять гастарбайтеров, которые обойдутся дешевле, способны жить в палатках, готовить себе сами, без комиссаров и бригадиров. То есть вся эта советская система как воспоминание приятна, но в наших условиях в прежнем форм-факторе не будет работать. Есть глобальное волонтерское движение, являющееся конкурентом, участие в котором тоже подразумевает социализацию молодых людей, общение и воспоминания также останутся.

Мне кажется, что мы должны студенческие трудовые отряды рассматривать в качестве предтечи нового движения, которое мы должны придумать и внедрить с точки зрения тех функций, которые применимы в постсоветское время. Нужен микс, чтобы была как профессиональная, так и идеологическая составляющая. Сейчас много денег платить студентам не получится. Но можно дать им возможность каким-то образом себя проявить. Кто их и куда возьмет сейчас без опыта работы? Разве что в качестве разнорабочих, но и заплатят им соответственно. И новые студенческие отряды уже не будут иметь прежнего масштаба и соответствующей политической опоры.

 

Айгуль Омарова, независимый политолог, публицист:

- Я сталкивалась с движением студотрядов в своем родном Нуринском районе Карагандинской области. И могу выделить несколько составляющих их деятельности. В первую очередь, это - профессиональная востребованность, потому что у нас в районе работали студенты из Карагандинского политехнического института, в основном учившиеся по специальности «промышленное и гражданское строительство». Возводили они как раз в основном дома и кошары (а также коровники), и во всех семи целинных совхозах района были здания, построенные студентами. Я еще тогда для себя отметила, что, помимо социализации и профессионализма, работа в студенческих трудовых отрядах воспитывала предпринимательскую жилку. Давайте вспомним, что ряд современных олигархов, выходцев из СССР, в свое время плотно работали в стройотрядах.

Мне понравилось, что Юрий Булуктаев затронул тему международных лагерей. Я недавно беседовала с одним из бывших руководителей Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ЛКСМ Казахстана Жуматом Марденовым.  Он из тех, кто отравлял студенческие отряды из Казахстана в страны социализма. Он уже несколько лет предлагает возродить движение трудовых отрядов именно как международное. Да, Андрей Хан правильно говорит, сейчас студентам много платить не будут. Но в то же время можно выделить такой определенный объем работ, с которым справится только студенческий стройотряд за определенный промежуток времени. Есть над чем подумать.

Кстати, кроме практического эффекта от работы стройотрядов был ещё и культурно-просветительский момент. Студенты устраивали концерты, встречались со школьниками, и это тоже положительно сказывалось на улучшении досуга сельчан. Хотя, что скрывать, встречались и случаи дебоширства, драк с местными. Но такое было крайне редко, потому что отнимали часть заработка за такие проступки.

 

Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан:

- Студенческие трудовые отряды были хорошим явлением, многие из нас его хорошо запомнили. Когда училась, я попала в сельхозотряд, и там получила определенные навыки. Что можно сегодня сделать? Как продолжить данную  историю? Во-первых, нужно искать средства, закладывать их специально для этих целей. К примеру, я на днях побывала в центре детского отдыха «Тау-Жанашар», где были дети из разных регионов республики. Так вот, воспитатели рассказывают, что когда из Атырау приехали три года назад те же самые ребятишки, что и сейчас, это были другие дети, в том плане, что они были очень агрессивно настроены, совершенно изолированы, и не хотели ни с кем вступать в контакт. Пробыв в лагере, они стали взаимодействовать с другими детьми, и сейчас уже с первых дней легко идут на контакт. У нас очень большая страна. Молодежь с Запада не бывает на Юге, Восток для них вообще какой-то край непонятный. Поэтому, чтобы было взаимодействие внутри страны, мы должны молодежь знакомить друг с другом. И кстати именно это было одой из причин создания 60 лет назад студенческих трудовых отрядов - представителей разных республик, чтобы молодежь контактировала, друг друга понимала. Кроме того, хочу отметить такой момент как формирование стрессоустойчивости. Сейчас нашим детям она необходима. Мы им формируем комфортные условия и все контролируем. Раньше, в советское время никто у родителей не спрашивал разрешения по привлечению ребенка к труду. Сейчас родители могут быть против. Или же отпустят ребенка, но будут постоянно следить, и не дай бог, ребенок пожалуется, что, допустим, бытовые условия не соответствуют, родители тут же поднимут шум - гам. Поэтому прежде нужно донести необходимость до родителей, объяснять, что даст молодому человеку участие в трудовом отряде, что это выносливость, дисциплина, реальная адаптация к жизни.

А теперь вопрос: где можно поработать студенту? Недавно мне одна женщина позвонила и пожаловалась. У нее дом отдыха в Зеренде, и она жалуется, что некому работать, многое приходится делать самой. Никто не идет работать за 80 тысяч тенге в месяц. Она говорит, что готова даже взять на воспитание детей из детского дома в надежде, что они потом с ней останутся в семейном бизнесе. Другой пример, куда можно направить студенческие силы. Обратился мужчина, у которого в Кокшетау фабрика (легкая промышленность). И он сетует, что 200 человек должно по проекту работать, а их не найти, хоть закрывайся.  Таких случаев очень много. Руководство готово принять людей на работу, создать определенные условия. Возможно, это приемлемые варианты для того, чтобы попробовать молодежи найти себя в труде, некоторым образом воссоздать движение, и не исключено, что у многих получится эффективно выполнять служебные обязанности, и они даже захотят остаться. Да, во времена СССР это была определенная идеология труда: соединять рабочие руки и средства производства, давать навыки молодежи. Мы этих условий в определенной степени лишены. Трудно пока сказать, что за организация будет, которая подвигнет молодых людей на труд. Здесь нужен опытный, авторитетный организатор.

Нам нужно с помощью молодежи объединить регионы страны! Есть где работать, есть кому работать, просто нужно эффективно руководить процессом.

 

Айгуль Омарова:

- Если есть такие желающие, кто готов принять на работу студентов на лето, то возникает вопрос: кто их организует и направит? Если это будет молодежная организация, то какая? Многие совершенно не пользуется популярностью у молодых людей. Кроме того, у организаций должен быть некий интерес, чтобы взяться за такую работу.

 

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

- Мы сегодня живем в условиях рыночной экономики. Той централизованной экономики, существовавшей в СССР, как и подобного недостатка рабочей силы, сегодня, конечно же, нет. Прозвучало предложение реанимировать движение студенческих трудовых отрядов, но мне кажется, что это движение никогда не отмирало. Оно просто преобразовывалось, адаптировалось под новую экономическую ситуацию. К сожалению, в этом году в Казахстане случилась большая трагедия в городе Арысь, связанная с взрывами боеприпасов в воинской части. Будут выделены миллиарды тенге на восстановительные работы. Важно заметить, что у государства деньги есть. Можно было бы организовать студенческое движение, которое помогло бы восстановить город. Другое дело, совершенно справедливо возникает вопрос, кто это дело будет возглавлять? Я думаю, что ни партии, ни НПО, руководство должно осуществлять государство за счет средств бюджета. Я помню лет 15 назад, когда я был проректором одного из вузов, к нам поступила информация: срочно нужно привлечь определенное количество студентов на молодежную практику. Выделялась относительно символическая сумма, 15 тысяч тенге на одного человека. Сегодня она могла быть значительно больше. Но идея была очень хорошей. То есть эти 15 тысяч - доплата от государства к заработной плате от тех предприятий, которые привлекут студентов. Я думаю, и сегодня можно такой механизм выработать через местные исполнительные органы власти, управления молодежной политики.

Второй момент. Как представитель системы высшего образования могу утверждать, что мы испытываем ряд трудностей, связанные с тем, что десятки тысяч абитуриентов уезжают из нашей страны, чтобы поступить на учебу в зарубежные вузы. В Казахстане намерены реализовать интересную идею. Министерство образования и науки с 1 сентября внедрит волонтерские ваучеры для студентов. Они смогут сами зарегистрироваться, выбрать определенные ваучеры и работать по ним. После этого они получат вознаграждение в определенном размере. То есть появляется возможность не бесплатно, а в счет ваучера (который погашает часть стоимости учебы в вузе) привлекать студентов к работе в тех же домах престарелых, больницах, детских домах, то есть выполнять социально-значимой работы, причем связанной с будущей специальностью. Также запланировано повышение стипендии на 30% студентам-волонтерам.

Некоторое время назад меня пригласили возглавить ассоциацию общественных объединений «Инаят», мы организовывали поездки врачей, юристов, учителей в сельскую местность. И эти взрослые люди, профессионалы своего дела возвращались в город воодушевленные. Они ничего не зарабатывали, но получали уникальную практику. Например, юрист после того, как два соседа поругались из-за границ территорий участков, забор туда-сюда сдвигают, и доходит у них чуть ли не до боевых действий. Юрист им помог, рассказал, как правильно поступать по закону. То же самое касается врачей, в некоторых селах порой даже фельдшерского пункта нет. А представляете, если студент 3-го или 4-го курса приедет в глубинку, получив энную сумму денег от государства, а вуз ему сделает определенную скидку, то он пройдет, хочу заметить, реальную производственную практику. Это, по сути, будет то же самое движение студенческих отрядов разных направлений – педагогических, медицинских, и т.д. Ирина Смирнова привела хороший пример про женщину, которая готова взять на попечение детей из детского дома, чтобы в последующем их обучить своему ремеслу. К сожалению, в Казахстане много детских домов, домов престарелых, и вот если в них на круглогодичной основе будет организована необходимая работа, и студенты смогут пусть даже символическую оплату получать, это уже шаг вперед. Мы можем продолжить славные традиции студенческих отрядов, но нужна государственная программа с определенным финансированием и с идеологической поддержкой. В условиях многопартийности она может приобрести несколько другие формы. А если организацию и управление возьмет на себя государство, то выглядеть программа будет политически нейтрально, решая социально- и экономически значимые задачи.

 

Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:

- Понимаю ностальгию тех, кто участвовал в советских трудовых отрядах. Но, кажется, что в размышлениях произошла небольшая путаница. Трудовой студенческий отряд - абсолютно понятная вещь - это сезонная работа и при всей имевшейся романтике, мы четко понимаем, что основным ее мотиватором всегда была высокая заработная плата. Никакой другой определяющей мотивации по большому счету не было, во всяком случае, если говорить о середине 1980-х годов. Что касается опыта из Узбекской ССР, то вся эта хваленая социализация студентов выливалась в работы по уборке хлопка. Получался практически бесплатный рабочий труд. А в стройотрядах летнее время молодежь тратила исключительно ради денег. Сегодня ситуация радикально изменилась. Работодателям невыгодно брать сезонных работников-студентов, неквалифицированных, у которых при этом будут огромные запросы. Сейчас молодежь с большими претензиями. Поэтому гораздо выгоднее взять на работу тех же гастарбайтеров, это будет гораздо дешевле, меньше ответственности и прочих проблем. То есть в настоящее время мы сталкиваемся с четкими рыночными требованиями.

Кроме того, в ходе дискуссии обнаружилось, что работу в трудовых отрядах мы путаем с волонтерством. Но это же однозначно бесплатный труд. То есть волонтер - человек, работающий ради какой-то своей особой мотивации. Да, волонтерство - это прекрасная возможность обрести опыт, но не производственная практика, а скорее деятельность отдельно взятого человека. Например, в каком-то поселке нужен фельдшер. Но нужен один специалист, не отряд. Его работа требует определенных навыков, постоянной связи с университетом, это другой формат работы. Другой вопрос, как производственную практику нужно организовывать, какие стимулы должны быть, но он выпадает за рамки проблем студенческих трудовых отрядов. И тут возникает ключевой вопрос: зачем нужно возрождать эти отряды? Идеологии нет, экономической составляющей нет, как и целеполагания. То есть мы сталкиваемся с тем, что имеется желание романтику юности перенести на нынешнюю ситуацию, которая совершенно иная как в финансовом плане, так и в идеологическом. 

 

Акимжан Арупов:

- Что касается мотивации, то даже в советский период она была не только чисто финансовая. Имелись и карьерные намерения, ведь сколько людей, когда-то работавших в стройотрядах, продвинулись в итоге на государственной службе! Возможно, многие студенты сознательно вступали в трудовые отряды, ведь это была хорошая ступенька на карьерной лестнице. Да и возможность путешествовать – тоже вполне себе мотив. Я помню, когда учился в МГУ, на факультете приглашали девушек на сбор клубники в Болгарию. Они знали, что мало что заработают, но они побывают за границей и увидят другую страну! 

Я думаю, что движение студенческих трудовых отрядов надо продолжать. Давайте посмотрим на нашу молодежь. Лучше пусть ребенок сидит на студенческой скамье, чем на скамье подсудимых. У молодежи должна быть уверенность, цель. Да, может он мало что заработает, но, по крайней мере, будет как-то задействован. Летом у него должен быть организованный досуг.

И если бы мне сегодня предложили со студентами отправиться, допустим, на сбор урожае, я бы бесплатно поехал. И многие студенты также бы бесплатно поехали, потому им это интересно. Другое дело, что надо продумать, как адаптировать все это под нынешние условия.

 

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК:

- Что касается экономической эффективности ССО. Данных в открытом доступе немного, они достаточно отрывочные. Например, в 1979 году, то есть близко к пику развития движения объемы произведенных работ советскими ССО исчислялись 1,5 миллиардов рублей. На тот момент общий объем работ строительно-монтажных работ в СССР составлял около 65-70 млрд. рублей в год. Таким образом, работы, выполненные ССО, составляли около 2-2,3 % от общего объема строительства в СССР. Это много, ведь речь идет всего лишь о четверти года (так называемый третий трудовой семестр, когда работали студенты), то есть, если перевести это на полный год, получается, что ССО давали около 8-9% годового объема строительства. При том, что численность людей в отрядах была на тот момент порядка 800 тысяч человек. А общая численность занятых в строительстве в СССР была примерно 11,2 млн человек. То есть студентов в строительстве было около 7%, а производили работ они при этом около 9%. Получается, что у ССО была даже несколько выше эффективность, чему у профильных строительных организаций и штатных работников, притом, что это люди с низкой квалификацией, но по результатам они не уступали профессиональным рабочим кадрам. То есть ССО - достаточно эффективная структура. Это не было в чистом виде субсидированием со стороны государства каких-то молодежных организаций вне экономических аспектов. Фактически движение студенческих трудовых отрядов приносило прямой экономический эффект, стало значимой частью экономики страны, но прежней, которой сегодня нет. Будет ли польза от того, если возрождать их сейчас в прежнем формате. Если говорить о чисто рыночных механизмах востребованности студентов, их интересе в получении будущей работы, то надо вспомнить такую форму как дуальное образование. И попытаться каким-то образом интегрировать необходимые элементы, когда студенты проходят более углубленную практику. Но это уже не относится к сфере государственных интересов, скорее, это относится к перспективам самих студентов и вузов, чтобы их выпускники были более профессионально подкованы.

Государственные интересы, конечно, могут существовать в сферах не экономического плана, например, в вопросах межкультурных связей, молодежной политики. В этом случае должна быть четкая соответствующая программа, в рамках которой государство выделяет деньги по вовлечению студентов в общественно-полезную деятельность.

 

Джанибек Сулеев, web-издатель:

- В советское время у ССО главными конкурентами в вопросе обретения выгодных подрядов на строительство были так называемые шабашники, среди которых было много жителей республик Северного Кавказа, а также Западной Украины. В Казахстане всякие бывали инциденты между конкурентами, вплоть до потасовок. Это конечно не афишировалось и не освещалось. Но вот сейчас ССО, как строительная единица прежнего вида, думаю, не сможет ни с кем эффективно конкурировать. Поддерживаю мысль о том, что движение студенческих трудовых отрядов можно возродить, но делать это нужно по-новому, учитывая специфику нынешней экономической ситуации.

 

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане»:

- Я два раза работал в ССО. В итоге стал плотником второго разряда, есть что вспомнить. Конечно, сначала приходилось и с тачкой бегать по стройке и с носилками ходить, и кирпичи таскать. Но это личный опыт. Вопрос в том, как перекинуть прежний подход к организации студенческого труда в нынешнее и в будущее время. Этого мы не знаем. Полагаю, что всем должны заниматься профессионалы. А то, что опыт действительно востребован, совершенно очевидно. Для меня цифры, озвученные Вячеславом Додоновым, стали новостью. Ведь работали студенты достаточно эффективно! Я уж не говорю о социализации, проявлении лидерских качеств, трудолюбии и дисциплине. При этом не считаю, что в настоящее время много молодых людей не трудоустроено, тех, кто работает, значительное количество. Им сегодня не обязательно в перерывах между сессиями облачаться в форму студенческого трудового отряда. На Западе, допустим, существует скаутское движение, его члены, кстати, работают и зарабатывают, не только принимают участие в волонтерстве. Виды трудоустройства студентов, безусловно, должны быть разработаны профессионалами, теми, кто занимается молодежью. Поэтому мы говорим, что у государства должна быть эффективная молодежная политика. Думаю, дело не в том, что мы живем в эпоху сугубо рыночной экономики, и поэтому возродить студенческие отряды невозможно. На то и существует государство, чтобы регулировать рыночные взаимоотношения, создавать какие-то структуры и механизмы для того, чтобы помогать социально уязвимым слоям, а также формировать молодежную среду, в которой будут расти не только юристы, экономисты, но и профессионалы других необходимых специальностей. ССО в свое время во многом способствовали тому, что даже молодые филологи и историки научились молоток в руках держать. И это отнюдь не лишнее умение в этой жизни. Кроме того, необходимо развивать международное студенческое трудовое движение в рамках хотя бы трех стран – Беларуси, Казахстана и России, пока есть еще такая возможность.

 

Акимжан Арупов:

- Свято место пусто не бывает. Напомню, что в США существует программа международного обмена Work and Travel, созданная для зарубежных студентов, желающих познакомиться с культурой и традициями американцев, подтянуть свой язык, приобрести опыт работы, попутешествовать и при этом еще и заработать денег. Уже в 1990-ых годах в вузы приходили люди и агитировали студентов поехать на работу в США. Официантами, сборщиками сельхозпродуктов, воспитателями в детских лагерях, спасателями на водах и т.д. То есть на международном уровне идея привлечения студентов к труду весьма востребована. И программы четко организованы. За работу, по меркам некоторых стран, платят довольно приличные деньги. Знаю некоторых студентов, которые таким образом ездили, зарабатывали, правда, были и такие, кто принял решение там остаться.

 

Юрий Булуктаев:

- Самое главное, что студенческие отряды являлись школой трудового воспитания. Не существовало в них лентяев, тех, кто филонил, это полноценные трудовые коллективы, в которых «пассажирам» места не было. Существовала система строго отбора. Я формировал отряд на остров Сахалин, когда был комсоргом в МГУ. Вы знаете, какой жесточайший конкурс был?! Возможно, потому что действительно имелась мотивация, студенты на Сахалине зарабатывали больше всех. Помню, когда был еще школьником и жил в сельской местности, к нам приезжали студенты  Московского института нефтехимической и газовой промышленности, они устраивали вечерами концерты, сельская молодежь к ним тянулась. Они не только труд, но и культуру несли с собой. В том виде, какими были ССО, их возродить, конечно, сложно. Но в прошлом году был создан Комитет по делам молодежи и семьи при министерстве, который вполне мог бы заняться данной темой.

 

Бахыт Жанабаев:

- Замечу, что наше обсуждение часто сводится не к идее студенческого трудового движения, а к личным воспоминаниям. Движение не надо возобновлять в том же виде, никто же не говорит, что давайте, мол, прикрепим комсомольские значки, наденем куртки и двинемся вперед, к новым завоеваниям. Тем более, что у нас еще не полноценная рыночная экономика, трансформация затянулась. Дело не в том, чтобы восстановить, а в том, чтобы не забыть. Я сейчас живу в городе неподалеку от места, где в очередной раз ремонтируют дорогу, и часто наблюдаю, как, допустим, шестеро ребят сидят и смотрят, как один кувалдой машет. В строительных студенческих отрядах такого не было никогда.

 

Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net:

- Я думаю, что невозможно взять лишь один или несколько элементов из опыта студенческих трудовых отрядов и использовать их в настоящее время. Например, учеба в вузе сегодня – это также два учебных семестра в год, иногда триместры. Но сейчас у студентов много дополнительных форм получения знаний, должен быть бюджет времени, чтобы заниматься трудом в отрядах. Скажем, когда ССО курировала ВЛКСМ, имелись своя структура, госфинансирование. Но даже если сделать современное стройотрядовское движение ограниченно массовым, то все равно система должна быть комплексной – внятная организация, открытые тендеры, защита трудовых прав работников и т.д.

 

Замир Каражанов, политолог:

- Американская программа Work and Travel не плоха, но кто знает, насколько долго она будет существовать? Кроме того, есть же определенные требования к участникам программы. НЕ каждому их по силам преодолеть. Что касается Казахстана, то хочу заметить: кто только здесь не строил разные объекты, мы говорим про студентов, но ведь были и военнопленные, заключенные, военнослужащие. Это была такая экономика, где такие работы были вполне применимы. Вопрос в том, как оформить студенческие трудовые отряды сегодня? И, самое главное, как их финансировать? Читал несколько раз документы, связанные с Концепцией государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», там про студенческие трудовые отряды ни слова.

Чтобы их возрождать, нужно продумать все нюансы, именно на государственном уровне.  На самом деле такого рода программы были не только в СССР, встречаются они по сей день и в других странах, например, в Израиле, или в Китае. Город Шэньчжэнь на юге КНР тогда рассматривался властями как «китайский ответ Гонконгу», в значительной мере был построен студентами. Сегодня же этот мегаполис входит в первую пятерку городов мира по темпам прироста населения, является технологичным городом.

Про возрождение строительных студенческих отрядов в наших условиях пока говорить трудно, так как бушует открытая рыночная экономика. В ее рамках кому строить всегда найдется. Трудно так просто собрать группу студентов, вывести и оставить работать. Их нужно обеспечить жилищными условиями, питанием. Как мы знаем, сегодня общежитий в коммунальной собственности, по сути, и нет. Где тогда размещать членов ССО? Не под звездами же им ночевать?! Востребована ли у нынешних студентов романтика прежних лет? Поэтому, если и говорить о возрождении отрядов, то делать это нужно на уровне государства, правительства.

Также необходимо знать, какие необходимо возвести объекты. Вряд ли сейчас привлекут студентов строить, допустим, магазин, ведь речь идет о сроках, о качестве. Кто захочет бегать за каждым студентом и объяснять ему, как и что делать? Вспоминаются эпизоды из советского фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где хулиган Федя отбывает наказание 15 суток административного ареста на строительстве жилого дома. На той же стройке подрабатывает студент Шурик, которому приходится перевоспитывать хулигана. Шурик интеллигентный и очень трудолюбивый, но не факт, что такие правильные студенты сегодня хотят на стройку. К тому же, над студентами отряда должен быть начальник и ему тоже нужно платить.

Что может сделать государство в этом плане? Допустим в рамках каких-то государственных заказов, того же так необходимого в ряде регионов озеленения, создания зеленых поясов? Действительно, в такие проекты, как «Жасыл Ел» можно продолжать привлекать студенческую молодежь. И это тоже своего рода воспитание. 

В Концепции государственной молодежной политики РК отмечено, что стране необходима патриотичная, образованная, профессиональная, здоровая физически и нравственно, конкурентоспособная, социально и граждански ответственная молодежь. То есть, по сути, это требования к состоявшемуся взрослому человеку. Как, например, было в СССР – считалось, что до 27 лет должна быть уже работа и семья. Еще важно отметить, что все-таки спрос на молодежь на рынке труда есть, но проблема в том, что молодым специалистам нужна определенная практика. Никто просто так не будет их обучать. Нужно возрождать и формировать институты трудового наставничества.

 

Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан»:

- Раз уж все начинают с личных историй, я жил в Экибастузе, который упоминал Эдуард и где как раз активно работали студенческие стройотряды. Большая часть городской жилой застройки была возведена с участием студентов. Через некоторое время после сдачи от дома отвалилась облицовочная часть торцевой стены дома. Строители что-то переделывали, но эта часть стены все равно отваливалась. Пришлось оставить дом как есть – такой памятник комсомольскому и студенческому строительству. 

Факторы, которые позволяли существовать такому явлению, как ССО, это советская власть, комсомол и плановая экономика (была задача построить больше). Существовали довольно масштабные строительные объекты, для создания которых не требовалось высокого технического уровня исполнителей и там, что очень важно, был постоянный дефицит людей. Вот и пригодилась эта способность, которую не только советские, но и все другие мобилизационные режимы использовали - привлекать к работе сезонных людей, которые вообще-то не относятся к рабочей силе, экономически активному населению – студентов. Их задействуют как дополнительный резерв в сезонные пики потребности рабочей силы. 

Сейчас актуальна иная проблема – в наших экономиках – стран ЕАЭС – избыточная занятость и одновременно дефицит узких специалистов, есть серьезные дисбалансы на рынке труда. 

Вообще-то задачи, которые решались в рамках ССО, они сохраняются и сегодня – это задачи идеологического характера, воспитательные, стремление к увеличению социального капитала, получения дополнительных доходов или опыта трудовой деятельности.  

Задачи ССО сейчас могут выполнять другие проекты и направления. Если взять, к примеру, волонтерское движение, думаю, что это более корректный инструмент. Но это работа неоплачиваемая. Волонтерские организации на добровольных принципах основываются. Есть целая сеть в стране, которая специально готовит волонтеров к разным крупным проектам, как например, Универсиада или ЭКСПО. То есть если раньше были нужны каменщики, то сейчас те, кто подскажет, как пройти в библиотеку или на какой-то спортивный объект. В принципе, актуальны те же ценности, что были в студенческих отрядах, это взаимовыручка, ответственность, коллективизм. Природа не терпит пустоты. Другой вопрос как эти задачи и ценности развивать и поддерживать? Уверен, что путь, при котором государство будет выделять деньги на содержание этих людей – тупиковый. Наверное, государство в этом случае должно создавать правовые механизмы и условия, в том числе через поддержку образовательных центров, центров подготовки волонтеров, причем, не только из числа студентов. 

Соб.инф.

 

Средняя: 5 (2 оценок)