:: Андрей Матвеев. «НУР ОТАН» НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОБЛЕМАМИ ЖКХ

Просмотров: 1,271 Рейтинг: 4.6

 «От перемены места жительства люди не меняются».

Неизвестный риэлтор

Проблемы в системе управления жилым фондом (прежде всего многоквартирным) и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), о лавинообразном характере которых заранее предупреждали специалисты, начались. С одной стороны девятый вал злоупотреблений и конфликтов связан с проблемами законодательного характера (нет четких норм, защищающих деньги собственника жилья от покушений со стороны председателя КСК и сервисных компаний), а с другой – технического. Советский жилой фонд изношен и часто нуждается в капитальном ремонте, на который где-то необходимо брать деньги. Партии «Нур Отан» нужно вмешаться в данный процесс в качестве аккумулятора информации о нарушениях и доведения ее до надзорных и судебных органов. Законодательная инициатива по партийной линии через парламент тоже будет кстати, дабы убирать шероховатости в нормативно-правовых актах и правоприменительной практике.

Контроль за техническим состоянием жилого фонда зависит не столько от содержания статей закона, сколько от нормативно-правовых актов, регулирующих сферу управления жилищным фондом в рамках требований статей закона. К сожалению, требуемого подробного и внутренне непротиворечивого пакета документов в структурах повседневности Казахстана нет. В эти пустые лакуны и проникают всевозможные аферисты, охочие до денег владельцев жилья.

Законодательство о жилищных отношениях и управление жилищным фондом – это разные сферы деятельности, поскольку первая предполагает юридическую сторону вопроса, а вторая в основном техническую. Из-за ситуации, когда к закону «О жилищных отношениях» 1996 года больше двух десятилетий не были разработаны подзаконные нормативно-правовые акты по управлению жилищным фондом, постоянно страдали собственники квартир. Выигрывают от такого положения вещей недобросовестные председатели КСК, всевозможные проходимцы и чиновники профильного направления. Специально подчеркнем: проигрывают не только собственники жилья, но и сам многоквартирный жилищный фонд, ради улучшения технического состояния которого и проводились реформы ЖКХ 1996 года.

С 2020 года вступил в силу новый закон «О жилищных отношениях». Интересная коллизия: когда его разрабатывало правительство, а потом вносило в парламент, то обосновывало необходимость нового закона тем, что старый не выполняется. Старый закон, как мы писали выше, не выполнялся из-за того, что правительство не разработало под него пакет нормативно-правовых документов, на основании которых все участвующие в процессе управления и эксплуатации жилого фонда стороны могли бы четко решать возникающие вопросы и проблемы в правовом поле.    

Сегодня стало обыденной практикой, когда жильцам со стороны КСК и его «подрядчиков» навязываются фиктивные договоры на ремонт фасадов или кровли многоквартирных домов. Фиктивное в таком договоре то, что он якобы подписывается от лица инициативной группы, вроде как избранной на общем собрании. Строительные услуги реально оказываются, но на сумму в 2-4 млн тенге, а на жителей потом хотят «повесить» 10-15 млн. Разумеется, когда дело доходит до подписания акта выполненных работ, то «инициаторы», узнающие о своей нереальной общественной активности из предлагаемого к подписи акта, идут «в отказ». И дело не только в том, что им требовалась новая общедомовая сантехника или утепление стан, а им коряво и уриво красили фасад – здесь вопрос в принципе.

Отдельный блок проблем лежит в сфере работы судов. Районный суд Алматы, например, принял к рассмотрению дело, где председатель КСК оспаривает решение общедомового собрания, но при этом не предоставляет в суд документов, которые удостоверяли бы его в качестве председателя КСК. С точки зрения правовых норм и здравого смысла нонсенс, однако наблюдаемые факты – упрямая вещь.

Партия «Нур Отан» благодаря своей разветвленной инфраструктуре вроде общественных приемных и других фронт-офисов может активно включиться в процесс налаживания здоровых экономических и общественных отношений по линии ЖКХ и управления жилым фондом. Ведь не только жители, но и добросовестные строительные и сервисные компании заинтересованы в четких и прозрачных правилах игры. От деятельности общественности, партии власти и ее активистов должны удаляться из процесса только недобросовестные игроки, будь то председатели КСК или аферисты на ниве жилищных отношений. Сама работа при этом должна проводиться системная. Если просто всей мощью партийного аппарата «Нур Отан» окунуться в повседневную рутину, то даже такая махина как партия власти вполне может в ней утонуть, не достигнув нужного результата, на который есть мощный общественный запрос.

Давно действует целый поток своеобразной «свободной жилищной валюты» (СВЖ). Он формируется из карманов собственников квартир, но распределяется совершенно без их участия. Например, суды отказывают жителям в праве ознакомиться с финансовыми документами, подтверждающими расходование средств председателем КСК. Для чего разработали типовой договор на оказание услуг по управлению кондоминиумом, если отсутствуют юридически закрепленные нормы, обязывающие председателя КСК заключать такие договоры? Подобных важных нюансов в повседневной жизни много. К сожалению, слишком много.

Если до реформы 1996 года – по закону – житель не имел права распоряжаться финансами на содержание дома, а государство расписалось в бессилии проконтролировать как этими средствами распоряжаются подконтрольные ему организации, то по действующему закону собственник имеет такое право. Правда, практически он не в состоянии реализовать это самое право, поскольку нет механизма, с помощью которого собственник квартиры мог бы в одиночку проявить инициативу, настойчивость и добиться результата. Везде нужно собирать всех жильцов для проведения собрания, что в реалиях современного общества и уровня гражданственности очень-очень проблематично. В итоге мы и в 2020-ом году  пришли к тому, от чего уходили в силу тупиковости и безысходности. Разница лишь в том, что до 1996 года расхищались деньги государства, а сейчас – собственников жилья.  

Отдельный массив проблем – техническое состояние современного жилого фонда в Казахстане. Республика оказалась в своеобразной ловушке. После того, как бывшие государственные советские квартиры были приватизированы, все они получили хозяев на уровне собственно квартир, но бесхозным остался дом в целом. Между тем, вопросы электричества, водо- и газоснабжения в многоквартирных домах имеют общий и коллективный характер. Их невозможно решать в одиночку. Даже если соседи по одному стояку канализации, горячей и холодной воды договорятся между собой, то подъезд могут затопить (и топят) их соседи по соседним системам водоснабжения и канализации, которые между собой не договорились (в силу объективных, а чаще субъективных причин). Целостный дом нельзя рассматривать по отдельным трубам, так как он представляет собой единую систему, а та, в свою очередь, обычно включена в еще более крупный механизм.

Годы сменяются годами, но так и не видно какой-либо силы, способной аккумулировать в себе организационные возможности такого уровня, чтобы вывести ситуацию из состояния беспорядка хотя бы в минимальный (приемлемый) порядок. Если партия «Нур Отан» возьмется за такую работу и у нее получится позитивная динамика, а в таких процессах в какую сторону идут дела видно быстро (по первым же квитанциям на оплату), то политический капитал на данном поле будет трудно переоценить. В конце концов, жилье – это предмет первой необходимости.

Если мы говорим о самом большом городе страны, т.е. об Алматы, то мы уже совершенно ясно наблюдаем, что, в праймериз участвуют не только активные, но и, что немаловажно, посвященные во многие проблемы города люди. Например, очень отрадно что участниками (и – надеемся победителям!) праймериз по городу Алматы, являются такие горожане, такие граждане-азаматы - как Арыстанбек Джумагулов, Константин Авершин, Марат Шибутов.

Средняя: 4.6 (5 оценок)