:: Эдуард Полетаев. ВЫБОРЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ И БАРОМЕТР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Просмотров: 715 Рейтинг: 4.3

Более полугода ключевым фактором казахстанской информационной повестки были эпидемиологические новости, теперь же все признаки того, что скоро объявят о проведении выборов, оправдали себя, и на сцене начинают доминировать новости электоральные.

Вышел Указ Президента РК Касым-Жомарта Токаева «О назначении очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан», в соответствии с которым выборы народных избранников по партийным спискам назначены на 10 января 2021 года. На следующий день выберут 9 депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Этап выдвижения кандидатов начнется 10 ноября и закончится 30 ноября текущего года. Скоро постановлением Центризбиркома решится назначение выборов депутатов маслихатов всех уровней. 

Поскольку выборы есть наиболее массовая форма народного волеизъявления, парламент позиционируется как высший представительный законодательный орган страны, а изучение электорального поведения и электоральных процессов являются необходимыми условиями развития государственности, то все это вызывает интерес среди кандидатов, избирателей и экспертов.

В сам факт того, что казахстанский парламент доработает до «последнего» верили не все. Просьбы депутатов о досрочном роспуске даже стали некоей традицией. Многие эксперты после президентских выборов, прошедших в июне 2019 года, говорили о скорых выборах в парламент, но их предположения, связанные с тем, что в новейшей истории Казахстана досрочное «освобождение» депутатов практиковалось пять раз, а последние выборы, которые прошли вовремя, были аж в 2004 году, не оправдались.

Хотя необходимость проведения парламентских выборов в конституционные сроки неоднократно разъяснял Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. К примеру, на расширенном заседании политсовета партии Nur Otan в августе прошлого года он призвал закрыть тему досрочных парламентских выборов, поскольку «…обоснованных аргументов нет. Только рассуждения. Как всегда, когда выступают с критикой власти, голые слова».

Избирателей должно волновать, как формируется парламент, которому вверяются важные дела. Полномочия нынешнего созыва Мажилиса заканчиваются 24 марта 2021 года. То есть депутаты отработают свои пять лет, как и установлено Конституцией. Согласно ее пункту 1 статьи 51-й, очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва парламента. Следовательно, выборы должны пройти до 24 января 2021 года. В конституционном законе «О выборах в РК» отмечено, что очередные выборы Мажилиса назначаются Президентом не менее, чем за пять месяцев до окончания срока полномочий депутатов Мажилиса. Поэтому глава государства Касым-Жомарт Токаев должен назначить парламентские выборы не позднее 24 октября 2020 года, что и произошло.

Выборы как важнейшее средство легитимации власти и барометр социально-политической жизни в стране должны являться конституционным средством отбора политических лидеров. Парламентские выборы 2021 года станут восьмыми в истории независимого Казахстана. Они пройдут по пропорциональной системе (98 депутатов Мажилиса из 107-ми избираются от политических партий по партийным спискам с 2007 года, остальные от Ассамблеи народа Казахстана). Последние (внеочередные) выборы в мажилис VI созыва проводились 20 марта 2016 года, тогда партия Nur Otan получила 82,15% голосов избирателей. Семипроцентный барьер преодолели также Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18 %) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %).

Власти Казахстана уже давно считают, что введение пропорциональной системы принесло плюсы имевшей место ранее системы несколько путанной. Видно стремление к унификации избирательных процедур на выборах всех видов и уровней, к формированию понятного политического спектра представительства, стабилизации функционирования системы избирательных комиссий, усиления антикоррупционной направленности избирательного законодательства, а также в его модернизации.

Последняя, в частности, отмечена в сегодняшнем обращении Главы государства согражданам по поводу выборов. Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что уже «до начала новой избирательной кампании предприняты меры по политической модернизации, развитию многопартийности и расширению гражданского участия в общественно-политической жизни нашей страны». Данные меры включают в себя введение института парламентской оппозиции и регламентацию ее деятельности, 30-процентную квоту в партийных списках для женщин и молодежи, снижение барьеров для регистрации новых политических партий, проведение выборов в маслихаты по партийным спискам.

Особо отмечено, что все политические партии имели достаточно времени для подготовки к участию в выборах, которые проходят в условиях реализации пакета политических реформ Президента. Ряд новых приоритетов были сформулированы в его Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Иными словами, избирательная система Казахстана приобретает более гибкий характер, но в то же время сохраняется влияние власти на состояние и качество избирательного процесса, стабильности системы и процесса политического транзита.

Что же касается самих партийных игроков, то их на сегодняшний день шесть. При этом тенденция последних лет такова, что количество политических партий сокращается, а вот их представительство в мажилисе растет. К примеру, если в Мажилисе IV созыва была представлена одна партия, то в нынешнем созыве их три. Возможно, что в нынешнем созыве их может стать уже четыре. Конечно, говорить, что все шесть партий войдут в новый состав нижней палаты парламента, излишне оптимистично. Надо признать, что те три политические партии, которые представлены в нынешнем Мажилисе, имеют доступ ко многим ресурсам, возможность комментировать различного рода инициативы, и общественно-политические явления, они доступны для журналистов и общественности.

Анализ прошедших выборов показывает, что поддержка правящей партии Nur Otan не опускалась ниже 80%, «Ак жол» и КНПК как парламентские партии не набирали выше 8%,  остальные собирали не более 2% голосов. Конечно, у партий разные весовые категории. Понятно, что правящая партия имеет больше возможностей в организационном смысле, кроме того, у нее значительно больше членов. С тех пор, как в августе 2019 года председатель NurOtan Нурсултан Назарбаев объявил о программе перезагрузки партии «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем», партия провела впервые в истории Казахстана праймериз, который позволил запустить новый политический процесс во всех регионах Казахстана, привлечь активную и грамотную молодежь к участию в политической жизни страны. 29% зарегистрированных участников праймериз были гражданами в возрасте до 35 лет. Кроме того, партия продемонстрировала политическую и социальную ответственность во время пандемического локдауна (кроме поддержки граждан из бюджетных денег, по поручению Нурсултана Назарбаева уже прошла 5-я волна выплат из фонда Birgemiz).

Как заявил пресс-секретарь Елбасы АйдосУкибай, «председатель партии Nur Otan Нурсултан Назарбаев тщательно готовил партию к этим выборам», внимательно следил за ходом праймериз, а также «принял участие в голосовании, отдав свой голос за самых достойных кандидатов». Поскольку, согласно партийному уставу выдвижение членов партии кандидатами в депутаты Мажилиса, избираемыми по партийному списку, является исключительной компетенцией съезда, «ожидается, что в скором времени председатель партии подпишет соответствующее постановление о созыве съезда партии».

Внутрипартийные выборы мобилизовали ресурсы Nur Otan и фактически стали генеральной репетицией перед выборами в представительные органы власти. Партия накачала мышцы и ее доминирование на предстоящих выборах очевидно, судя хотя бы по  опубликованным результатам социологического опроса, проведенного Институтом общественной политики. Остальные же партии пока находятся в своеобразном анабиозе «от выборов до выборов». Хочется верить, что они в ближайшее время проявят себя.

С другой стороны, нужно понимать, что дело даже не столько в том, сколько партий будут участвовать в выборах, а в том, насколько много в их партийных списках будет свежих лиц, и в каком виде будет создано электоральное поле для реальной конкурентной борьбы. Сейчас же перед страной, как отметил Президент, стоят «задачи принятия эффективных антикризисных мер, обеспечения устойчивого экономического развития, социального благополучия наших граждан и повышения благосостояния народа». А для этого нужны молодые кадры, свежие идеи. Обновление парламента, и появление в нем новых политических фигур – все это должно задать нужный темп для дальнейшего развития. Именно на предстоящих выборах должны быть предложены решения, пусть не всех, но, в первую очередь, важных проблемных экономических вопросов.

Пока страны постсоветского пространства переживают различные социальные катаклизмы, Казахстан идет по пути эволюционного развития. С большими последствиями прошли парламентские выборы в соседнем Кыргызстане, где на протяжении ряда лет политическая ситуация характеризовалась крайней нестабильностью, в результате чего их собрались проводить вновь в декабре нынешнего года. Говорят, что готовится революционный сценарий после проведения президентских выборов в Молдове. В Казахстане можно с уверенностью говорить о том, что в стране исключено попадание криминала во власть и вмешательство в политику криминальных структур. Также исключена возможность иностранного влияния на электоральные процессы. Однако, вследствие поствыборных событий с странах-партнерах проблема эффективной организации и проведения выборов в Казахстане приобретает особое звучание.

Таким образом, властям еще предстоит приложить немало усилий по обеспечению гарантий для организации и проведения свободных, справедливых и цивилизованных выборов, что должно способствовать повышению электоральной активности избирателя, который не должен воспринимать выборы как «декорацию, с помощью которой создается иллюзия выбора». Задача Казахстана, впрочем, как и любого целеустремленного государства состоит в том, чтобы выборы стали институтом действительного волеизъявления народа. Ну а с учетом эпидемиологической ситуации, все организационные моменты должны быть особо проработаны.

Из соцсетей

Средняя: 4.3 (4 оценок)