:: Андрей Чеботарёв, политолог. К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ, ПОСВЯЩЕННОМУ ТЕРПИМОСТИ (ТОЛЕРАНТНОСТИ)

Просмотров: 674 Рейтинг: 5.0

16 ноября исполнилось 25 лет с момента принятия Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Декларации принципов терпимости (толерантности). А с 1996 года по инициативе Генеральной Ассамблее ООН указанная дата ежегодно отмечается как Международный день, посвященный терпимости (толерантности).

Согласно указанному документу «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В общем смысле толерантность олицетворяет собой терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Применительно к сфере религии и межконфессиональных отношений она означает терпимое отношение приверженцев (адептов) одной религиозной конфессии к адептам других конфессий, когда каждый из них следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право за другими. А в сфере межэтнических отношений толерантность олицетворяет собой аналогичные взаимоотношения между представителями разных этносов и народностей.

Вместе с тем в зависимости от своего содержания толерантность может проявляться в двух смыслах:

1) позитивный смысл, когда толерантность предполагает знание, принятие и уважение разными людьми, в частности, ценностей, культуры и традиций друг друга; 

2) негативный смысл, предполагающий безразличие к системе ценностей и иным особенностям других.

В Казахстане в рамках официального политического курса толерантность выступает в качестве одного из базовых принципов межэтнического и межконфессионального согласия. Последнее, в свою очередь, предполагает наличие общих ценностей и интересов граждан страны, независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания. Для его поддержания руководству страны предпочтительно продвигать первое из указанных выше пониманий толерантности.

Полиэтнический и поликультурный уклад общества является одним из ключевых достояний суверенного Казахстана. Его возникновению, прежде всего, способствовал фактор уникального географического расположения нашей страны. Находясь на стыке Востока и Запада, Казахстан практически в течение всей своей истории формировался как уникальное общественно-территориальное образование, постоянно испытывая воздействие различных культур и синтезируя в себе ценности разных народов и цивилизаций. Во многом на это влияло прохождение через его территорию одного из первых транснациональных коридоров из Азии в Европу – Великого Шелкового пути. В результате всего этого в республике сегодня проживают представители 130 этносов и 18 конфессий.

При этом географический фактор удачно сочетался с социокультурным. Кочевой уклад жизни казахского народа повлиял на формирование у него таких качеств, как открытость, гостеприимство, коммуникабельность, восприимчивость к культурным ценностям других народов. В итоге все это способствовало становлению атмосферы и культуры добрососедства, толерантности и взаимоуважения между казахами и другими этносами. Важную роль играет также фактор общей истории, которая представляет собой комплекс различных исторических явлений и процессов, совместно пережитых всеми этносами. Данные явления и процессы, непосредственно затрагивающие основы жизни и сохранения соответствующих этносов, вызывают общую теплую память и благодарность за взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку и бережное отношение к ним.

На официальном уровне эти позитивные тенденции поддерживаются последовательным проведением политики по укреплению единства и согласия представителей всех этносов и конфессий Казахстана. В свою очередь, это изначально было призвано способствовать обеспечению политической стабильности и консолидации казахстанского общества в интересах поступательного развития страны. Благодаря такому подходу, в Казахстане сформировалась уникальная модель межэтнических и межконфессиональных отношений, сочетающая в себе элементы общегражданской идентичности, традиционного казахского уклада и этнокультурной самобытности других народов.

В основе данной модели лежат следующие базовые принципы:

1. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

2. Создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана.

3. Толерантность и ответственность.

4. Консолидирующая роль казахского народа.

5. Единство народа Казахстана.

Вместе с тем, как показывает опыт не только Казахстана, но и развитых зарубежных стран, полиэтничность общества способна нести и отражать в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Особенно это характерно для новых независимых государств, где под влиянием ряда внутренних и внешних факторов часто имеют место проявления политизации этничности и религии, негативных стереотипов в отношении определенных этносов и конфессий, дискриминации людей по этноязыковым и религиозным признакам, ксенофобии, религиозного экстремизма, межэтнических конфликтов и т.п.

В определенной степени соответствующие критические моменты в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений обусловлены недостаточной воспитательной и просветительской работой среди детей, подростков и представителей молодежи по внедрению у них культуры толерантности и цивилизованного общения. В то же время свою долю ответственности несут государство, его органы и их должностные лица, которые нередко недооценивают влияние различных негативных факторов политического и социально-экономического характера на ситуацию в рассматриваемой сфере и, как следствие, не предпринимают необходимых мер для их устранения.

При отсутствии единого видения оптимальной модели межэтнических отношений и общественного согласия наблюдается частое проявление негативных этнических стереотипов и «языка вражды» в публичном пространстве. А трагические события в феврале этого года в Кордайском районе Жамбылской области свидетельствуют о серьезном конфликтном потенциале в отдельных регионах страны. Вместе с тем данные критические моменты актуализируют необходимость нового концептуального видения государственной политики в сфере межэтнических отношений, а также совершенствования механизмов деятельности уполномоченных государственных органов и их взаимодействия с обществом и его институтами, включая Ассамблею народа Казахстана и этнокультурные организации.

Именно в таком контексте были заданы основные направления дальнейшего развития ситуации в данной сфере на прошедшем 11 ноября под председательством Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева Совета Ассамблеи народа Казахстана. Он, в частности, призвал продолжить работу по трансформации этнического и культурного многообразия Казахстана в конкурентное преимущество и эффективный инструмент укрепления независимости и развития страны, а также уделить особое внимание укреплению толерантности и борьбе с ксенофобией среди молодежи.

Тематика толерантности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений приобретает особую актуальность и с учетом проводимой кампании выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. В условиях ограниченных коммуникаций между людьми вследствие пандемии COVID-19 не исключен риск использования отдельными политическими силами для мобилизации электората либо, наоборот, продвижения тактики бойкота выборов радикальных и популистских лозунгов и призывов, включая разыгрывание этноязыковой карты.

Из действующих партий только «Nur Otan» четко демонстрирует приверженность идеям и политике своего лидера по линии толерантности и общественного согласия, а также Народная партия Казахстана (бывшие коммунисты – прим.) – духу интернационализма. У остальных партий явного отклонения в ту или иную сторону в данном вопросе пока не наблюдается. Вместе с тем каждая из них должна представлять себе всю полноту ответственности за сохранение гражданского мира и общественного согласия в стране. Поэтому практически все изложенное в принятой в 1995 году Декларации принципов терпимости (толерантности) сегодня очень значимы для Казахстана и могут быть взяты за основу как будущей концепции государственной политики в сфере межэтнических отношений, так и предвыборной программы любой партии.

Средняя: 5 (3 оценок)