:: Ренат Байтов. «НУР ОТАН» БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ...ПРИСМОТРЕТЬ ЗА ЧИНОВНИКАМИ

Просмотров: 955 Рейтинг: 4.5

Казахстан – не Беларусь, а потому политические процессы протекают в коридоре предсказуемости. Президент Касым-Жомарт Токаев умен, Елбасы Нурсултан Назарбаев здоров и бодр, чиновники распоясались. Последнее звено откровенно слабое и нуждается в мощной корректировке. Политическая структура республики такова, что действенный контроль за представителями госаппарата невозможен без деятельного участия партии «Нур Отан». Партия власти на сегодняшний момент располагает такими организационными, функциональными и кадровыми возможностями, которые другие участники общественно-политических процессов не в состоянии компенсировать собственными ресурсами.

Министерство финансов Республики Казахстан публично объявило о том, что запретит открытие и наличие зарубежных счетов чиновникам и руководителям из квазигосударственного сектора (на членов семей данная норма тоже распространяется). Государство озаботилось «национализацией» экономических и финансовых интересов своих управленцев в периметре границ страны. Это позволит чиновникам не разбрасываться думами от Сингапура до Британских Виргинских островов и сосредоточиться на качественном исполнении своих прямых функциональных обязанностей и должностных инструкций. Как тут не вспоминить максиму Хардли Хавелок: «Мир и спокойствие можно достичь только с помощью контроля и правильного осведомления населения».

В правительстве за новый вектор государственной политики отвечает первый вице-премьер Алихан Смаилов. Он и сообщил, что граждан Казахстана до конца 2020 года проверят на предмет наличия всевозможных счетов в офшорах. Дело в том, что начинает действовать обмен информацией о финансовых счетах физических и юридических лиц между налоговыми органами стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Сам господин Смаилов имеет обширный опыт работы за внешним экономическим контуром РК, а потому сферу заявленной деятельности знает хорошо.

Современный мир и современные деньги (прежде всего безналичные) позволяют достаточно точно и эффективно отслеживать финансовые потоки вне зависимости от страны их происхождения. Однако участия одних только правительственных органов недостаточно для качественного контроля за финансовой чистоплотностью чиновников. Например, российский экономист Валентин Катасонов жалуется на то, что в Российскую Федерацию по механизмам обмена информацией поступают из США, Великобритании, Франции, Австрии и других государств сведения о банковских счетах, недвижимости, акциях, учредительных долях в компаниях и банках достаточно большого количества россиян. Но компетентные и уполномоченные государственные органы делают вид, что не замечают всего этого массива данных. Как результат, они не проводят следственных действий, не задают вопросов и не мешают людям с сомнительным происхождением богатства жить в роскоши и удовольствиях.

Чтобы критически важная информация о работниках государственного аппарата и квазигосударственного сектора не только попадала куда надо, но и получала задуманное политическим руководством РК процедурное продолжение, требуется жесткий и пристальный общественный контроль. Сегодня такую работа способна проделывать партия «Нур Отан». Прежде всего мы имеем в виду депутатов Мажилиса, Сената и маслихатов, но можно создать и специальные общественные комиссии, в том числе с привлечением представителей других политических партий, готовых к конструктивному сотрудничеству и разделяющих общую установку государственного подхода по оздоровлению его кадрового аппарата.

В «нулевые» годы в Великобритании газета «Гардиан» интересовалась финансовой стороной работы британских парламентариев. Тогда специальное хозяйственное управление парламента передало газете весь массив финансовых документов за несколько лет, а он получился грандиозно большим. «Гардиан» не имела собственного ресурса журналистов, чтобы внимательно изучить предоставленную ей отчетность. Тогда газета обратилась к своим читателям за помощью. Волонтеров на специальном ресурсе попросили разбить документы по группам в несколько десятков штук каждому и внимательно их изучить. В работу включилось свыше пяти тысяч человек, которые с удовольствием выяснили, кто ремонтировал квартиру за счет налогоплательщиков, кто отдыхал на заграничных курортах, а кто явно злоупотребляет роскошными гостиничными номерами.

Партия «Нур Отан» запросто может использовать методы а-ля «Гардиан» для изучения хозяйственно-финансовой отчетности по резидентам Казахстана. Наши люди вообще любят считать деньги в чужих карманах, а если это еще и пойдет на дело общественной пользы, то активисты найдутся в достаточном количестве. Другое дело, что простой человек сам по себе мало что может. Партийные структуры должны волонтеров правильно организовать, обеспечить им поддержку со стороны юристов, экономистов, переводчиков, делопроизводителей и эффективно оформить результаты проделанной работы. Далее вся накопленная информация должна поступать в масс-медиа (на специализированные сайты) и специальным государственным функционерам, уполномоченным разбираться происхождением таких средств, а также определением их дальнейшей судьбы вплоть да направления в суды и аресты имущества.  

Отдельный блок усилий необходимо направить по линии Мажилиса и маслихатов. Президент дал установку на мораторий акиматам и госкомпаниям в приобретении представительских автомобилей класса люкс, неоправданно дорогой мебели и посуды. Однако сам как физическая единица он не может проследить за всеми министерствами, госхолдингами, областными, городскими и районными акиматами – здесь требуется система. Практика работы МВД показывает, что только 10% внутренних злоупотреблений и преступлений выявляется службой внутренней безопасности. С некоторой долей погрешности данный показатель можно распространить и на другие институты государства. Значит, требуется независимый внешний контроль. Партия «Нур Отан» располагает всеми необходимыми ресурсами, чтобы помочь государству и обществу в присмотре за чиновниками.

Никто не говорит о том, будто власти будет осуществлять всю описанную выше работу в одиночку. Да это и невозможно, поскольку есть специальные государственные надзорные органы вроде прокуратуры или антикоррупционного ведомства. Задача «Нур Отан» внести вклад, который будет сопоставим с его потенциалом и общественно-политическими возможностями. Например, сегодня очень активно и позитивно настроена молодежь, но ее нужно правильно организовать, мотивировать и разумно направить творческую энергию, активность и желание послужить на благо Казахстана.

Контроль над чиновниками, в том числе общественный, не может осуществляться в режиме кампанейщины. Здесь долгосрочные и надежные положительные результаты может дать только планомерная поступательная работа, подчиненная долгосрочной государственной стратегии. Жизнь и практические кейсы заставят менять работу и параметры ее осуществления, поскольку опыт позволяет совершенствовать различные механизмы и повышать отдачу на вложенные усилия. Здесь важно не останавливаться и проявлять настойчивость. Все вместе со временем позволит получить в качестве большинства работников государственного аппарата именно тех людей, о которых президент Токаев говорит в своих программных установках.

Средняя: 4.5 (2 оценок)