:: Зубейда Давлетъярова. В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВСЁ СПОКОЙНО

Просмотров: 1,176 Рейтинг: 5.0

Последние дни приходят неутешительные новости из кавказского региона, где снова усиливается эскалация насилия. Нагорный Карабах продолжает оставаться «яблоком раздора» между Арменией и Азербайджаном. Территориальный спор длиться более 30 лет, на протяжении которых дипломатические прения время от времени прерывает артиллерийская канонада.

Очередной виток военного противостояния между Азербайджаном и Арменией, а также общая ситуация на Кавказе, заставляет обратить внимание на мир и покой в Центральной Азии. К слову, в нашем регионе достаточно «болевых точек», способных привести к эскалации насилия. Не зря в своё время американских советолог Збигнев Бжезинский называл Центральную Азию «Новыми балканами», давая понять что регион является «взрывопасным» уголком планеты.

К счастью, прогноз бывшего советолога до сих пор как-то не реализовался. Конечно, отрицать факты нестабильности в Центральной Азии не станем. Они имели место! Но следует подчеркнуть, что если такие явления и события случались, то носили очаговый, локальный характер. Каких-либо видимых признаков усиления дестабилизации за всё это время не наблюдалось.

С чем это связано? Причин много, но в числе основных следует отметить высокий уровень доверия между государствами Центральной Азии, их готовность решать трансграничные вопросы посредством диалога и в атмосфере взаимопонимания. Подобный подход снижал «детонационный эффект» разного рода проблем, обладающих высоким конфликтным потенциалом.

Конечно же в такой конфигурации отдельное место в Центральной Азии отводилось Казахстану, которой создавал особый микроклимат в регионе. Страна демонстрировала стабильность на протяжении 30-ти лет и по сути являлась её экспортёром в регионе. Конечно же подобная практика стала результатом многолетней политики, которую проводил Казахстан под руководством первого президента Нурсултана Назарбаева. Для него был характерен взвешенный и рассудительный курс, который учитывал разного рода риски, а также грамотно расставленные акценты. Надо сказать. что  Казахстан еще перед самым распадом СССР активно участвовал в урегулировании конфликта, который вспыхнул в последние годы горбачевско-ельцинской Перестройки. И тогда ряд высокопоставленных силовиков, включая заместителя министра МВД КазССР из Казахстана Э.Басарова, погибли в Закавказье в вертолетной катастрофе. Сегодня это никто не вспоминает, почему так произошло. Но когда ни будь истинная правда об той катастрофе все таки выплывет… Хотя и сейчас примерно ясно, кому она была выгодна. 

 

Границы стабильности

…Одним из первых шагов Нурсултана Назарбаева на посту главы государства стало решение пограничного вопроса. Благодаря чему можно уверенно и спокойно говорить о том, что Казахстан первым в Центральной Азии достиг договоренности с соседями о прохождении государственных границ. Сегодня встречаются люди, которые воспринимают этот акт как данность, как само собой разумеющееся событие. Так ли это?

Во-первых, оценка не учитывает тот факт, что Казахстан занимает девятое место в мире по площади территории. А чем длиннее госграница, тем сложнее договариваться. Во-вторых, речь идёт не только об атрибуте Независимости. Благодаря урегулированию вопроса границ исключалась вероятность территориальных споров и претензий в будущем. Как отметил Нурсултан Назарбаев в одном интервью: «Если даже километр границы не описан, там всегда скандал».

СПРАВКА: Общая протяженность сухопутной государственной границы Казахстана составляет 13,3 тыс. километров, водная граница составляет 3000 км. Интересный факт, граница Казахстана и России является самой протяженной сухопутной границей в мире и составляет порядка 7.5 тысяч километров.

Кстати, касаясь вопросах госграниц, нельзя не напомнить о появлении Шанхайской организации сотрудничества. На сегодняшний день одна из влиятельных региональных структур, в чью задачу входит укрепление связей между странами региона, стабильности и региональной безопасности. Одним из инициаторов создания новой геополитической структуры был Казахстан и в частности первый президент - Нурсултан Назарбаев.

Решение принималось в 90-ых годах, и по сегодняшним меркам оно остаётся своевременным. Несомненно ШОС смог не только укрепить сотрудничество, но и атмосферу доверия в группе стран, где числятся такие государства как Россия и Китай, претендующие на статус крупных держав.

Вода камень точит

Не менее сложным и опасным вопросом в Центральной Азии является водно-энергетическая проблема. Многие эксперты до сих пор приводятся слова бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что вода в нашем регионе может стать источником раздора и даже новых конфликтов. В том числе вооружённого характера. Но всё-таки вода способна не только «точить камень» и обострять противоречия, но и стать источником развития Центральной Азии и роста благополучия его населения. Только для этого она должна течь по «правильному» руслу.

Ещё в 90-ых годах Казахстан начал обсуждать с соседями проблему воды. Для чего использовались разные площадки, это двух- и многосторонние переговоры, обсуждение в рамках Международного Фонда спасения Арала (МФСА). Кстати, в 2018 году на заседании МФСА Нурсултан Назарбаев предложил партнёрам создать международный водно-энергетический консорциум Центральной Азии. Он позволит регулировать водные ресурсы региона на рыночных принципах, благодаря этому можно добиться более рационального их использования.

Доверие в Азии

Одно из первых внешнеполитических инициатив Казахстана после обретения Независимости стало предложения об учреждении СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, - ред.). Азиатский регион в отличие от европейского не имеет наднациональных структур, способных поддерживать стабильность и безопасность. Например, таких как ОБСЕ. При этом в Азии есть очень много «акупунктурных точек», которые имеют большой конфликтный потенциал, а в некоторых случаях способны спровоцировать полномасштабные войны между странами. Поэтому очевидно что что назрела необходимость создания структур способных поддерживать мир и стабильность в обширном регионе.

Инициатива о создании СВМДА была озвучена Нурсултаном Назарбаевым на 47-ой сессии ООН в 1992 году. Очевидно, что она отражала прежде всего интересы нашей страны, которая после обретения независимости оказалась в новой геополитической ситуации. Однако казахстанская инициатива быстро привлекла к себе внимание других стран региона. Прежде всего из-за её востребованности. Её поддержали такие государства как Индия и Пакистан, которые оспаривают статус Кашмира. К СВМДА присоединился Израиль, который вместе с арабскими странами оказался за одним общим столом.

СПРАВКА: Первый саммит СВМДА состоялся в 2002 году. На сегодняшний день государствами-участниками СВМДА являются 21 страна. Также 9 стран числятся в статусе наблюдателей. Среди них есть даже США и Япония

Бизнес и власть

По оценке экспертов Казахстан является одним из бизнес-лидеров на постсоветском пространстве и в Центральной Азии. Страна за годы независимости провела рыночные реформы и привлекла в свою экономику большой объем иностранных инвестиций. По этой причине Казахстан рассматривается в качестве драйвера роста Центральной Азии. Тем более, что страна способствует тому, чтобы развивалась не только его экономика, но и бизнес-среда региона.

Такая позиция имеет простое объяснение: чем выше темпы экономического роста, тем выше благосостояние населения. А это в свою очередь способствует увеличению доли среднего класса в обществе, который кровно заинтересован в стабильности и не приемлет радикализма в политике

Конечно же импульс экономическому сотрудничеству в регионе предала смена власти в Узбекистане в 2016 году. Новое руководство республики взяло курс на либерализацию своей экономики и внешней торговли. Для Казахстана такая политика означала новые возможности.

Узбекистан привлекателен тем, что обладает достаточно большим внутренним рынком. С другой стороны, было очевидно, что наращивание экономического сотрудничества с Узбекистаном закладывает крепкий фундамент для устойчивого развития Центральной Азии и укрепления региональной безопасности. Судя по всему такое же понимании сформировалась в Ташкенте. Как следствие два государства стали реализовывать совместные бизнес-проекты и создавать условия для привлечения взаимных инвестиций.

Кстати, 25 сентября состоялась встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с Нурсултаном Назарбаевым, на которой политики обсудили вопросы кооперации в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и транспорте в рамках принятой совместной дорожной карты, и поддержки межрегиональных контактов и гуманитарных обменов.

Революционные вихри

Казахстан не остаётся в стороне от политических процессов в Центральной Азии. В 2005 году республика сыграла свою роль в нормализации ситуации во время «тюльпановой» революции в Кыргызстане. Оборонное ведомство РК участвовало в эвакуации первого президента Кыргызстана Аскара Акаева. На официальном языке такой шаг призван был снизить внутриполитическую напряжённость.

При этом Казахстан не вмешивался во внутренние дела соседнего государства и воздерживался от оценки политических событий, которые бурно пронеслись в Кыргызстане. Напротив Нур-Султан прилагал усилия к тому, чтобы политическая обстановка как можно быстрее нормализовалось. С новыми властями Кыргызстана казахстанское руководство выстроило прагматичные отношения. По схожему сценарию развивались события в 2010 году, когда в соседней республике снова произошла революция. 

Стоит отметить, что революционные «брожения» не сказались на характере двусторонних отношений Казахстана и Кыргызстана. На сегодняшний момент Казахстан является крупным торговым партнером соседней республики и занимает четвертое место в списке основных инвесторов (после Канады, России и Китая, - ред.). Как показывают события в Центральной Азии, власть меняется, а добрососедские отношения остаются.

Средняя: 5 (3 оценок)