:: Эдуард Полетаев. НПК (Надо Переименоваться Коммунистам)

Просмотров: 756 Рейтинг: 3.7

В последнее время уже вторая партия из шести официально зарегистрированных в Казахстане проводит ребрендинг. На внеочередном съезде Коммунистическая Народная партия Казахстана (КНПК) переименовалась в Народную партию Казахстана (НПК). Таким образом, слово «коммунизм» осталось в названии партий 8-ми из 15-ти республик бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан). Также существуют коммунистические партии в непризнанных республиках.

Судьбы постсоветских компартий по-своему драматичны. В странах Балтии после обретения независимости их сразу же запретили. В специфическом положении находится Единая коммунистическая партия Грузии – ее хотел ликвидировать Михаил Саакашвили, но парламент его не поддержал в данном вопросе. Партия из десятков тысяч членов имеет государственную регистрацию и участвует в выборах, притом, что пропаганда коммунизма в стране запрещена. В Украине коммунисты пять лет назад были запрещены судом в ходе процесса декоммунизации, но они реинкарнировались в партию «Новая держава» и общественное объединение «Левая оппозиция».

С другой стороны, в ряде государств коммунисты уверенно чувствуют себя на коне, заседая депутатами в парламентах, и даже становятся президентами (Владимир Воронин в Молдове им был два срока). И во всех без исключения постсоветских государствах в парламентах существуют депутаты, которые в прежние времена состояли в КПСС или были комсомольцами.

В Казахстане советские коммунисты после роспуска переименовались в Социалистическую партию Казахстана, ставшую на определенный срок правопреемницей, в сентябре 1991 года. Они запомнились внутренними разногласиями и поисками «золота партии», которого не нашли, то есть попытками унаследовать национализированное имущество предшественницы с целью содержания самой себя.

Нурсултан Назарбаев в книге «На пороге XXI века» отметил, что «сами члены Компартии Казахстана приняли решение о преобразовании ее в Социалистическую. Это был логический выбор. И здесь дело не только в названии. Она коренным образом должна была изменить свои функции. Социалистическая партия, утратив функции правящей, государственной партии, с этого времени должна была добиваться авторитета в массах собственными силами». Однако партия прекратила активную деятельность в 1997 году.

Вновь коммунисты, именно как коммунисты возродились, зарегистрировавшись в 1994 году в виде Коммунистической партии Казахстана. В 2004 году партия раскололась на КПК (ликвидирована решением суда в 2015 году) и КНПК.

Можно в связи с нынешним переименованием привести цитату американского актера Уилла Роджерса: «Коммунизм - как сухой закон: идея хорошая, но не работает». В США, переживших маккартизм, может быть, так и есть, но вряд ли утверждение справедливо для остального мира. В Китае и некоторых других странах коммунисты у руля исполнительной власти, в парламентах нескольких десятков государств они заседают в креслах власти законодательной.

Для чего же КНПК провела ребрендинг (или ренейминг, тут надо разобраться), ведь в смене имени партии таятся определенные риски?

Это в Восточной Европе в свое время разрыв с коммунистическим прошлым сопровождался возвращением к символике и неймингу предшествовавших социально-политических систем. Хотя и сами коммунисты, приходя к власти, быстро и радикально меняли все вокруг, не стоит недооценивать силу брендинга. Можно понаблюдать за сегодняшним конфликтом в Беларуси, где традиция символики Белорусской ССР противопоставлена бело-красно-белому флагу и гербу «Погоня», используемых в акциях протеста. Кстати, КНПК еще в 2013 году сменила эмблему на своем знамени с серпа и молота на красную звезду. А пятиконечная звезда, как утверждали тогда дальновидные партийцы, является символом надежды на будущее, и обозначает, среди других основных, такой приоритет партии, как народовластие. Так что и для НПК звезда вполне себе подойдет.

Сам по себе бренд – это имя и образ какого-либо товара, инструмент, который стимулирует потребителя выбрать его. Создание политических брендов возникло из создания брендов в маркетинге. Партии обычно используют в своем названии слова, с помощью которых можно донести до электората свои сущность, принципы, цели и задачи. Наименование партии -  первое, что избиратель видит в бюллетене, это один из важнейших индивидуализирующих ее признаков.

В 2018 году произошел ребрендинг французской партии Марин Ле Пен «Национальный Фронт», которая ныне называется «Национальное Объединение». Это было сделано для того, чтобы уйти от ассоциации с антисемитизмом и антиисламизмом, а также улучшить имидж партии. У казахстанских теперь уже экс-коммунистов другая аргументация. Как написал в своей колонке на Rezonans.kz новый председатель НПК Айкын Конуров, любая политическая партия должна реагировать на социальный запрос электората.

«Мы приняли решение о ребрендинге, опираясь на результаты социального запроса населения – нас часто путали с Коммунистической партией Казахстана и еще чаще звучали высказывания, что людей ограничивает слово «коммунистическая» в названии, - подчеркнул он. - Даже не разбираясь в нюансах идеологии, у людей под воздействием широкой антикоммунистической пропаганды формировалось негативное восприятие. Мы, как партия, учитываем мнение электората и приняли это непростое, но важное решение. Мы сохраняем социалистическую идею, как краеугольный камень нашей партии».

То есть партия за счет смены названия восстанавливает соответствие плана выражения своего имени плану его содержания, ведь нередко наименование может вызывать у аудитории нежелательные ассоциации, которые идут вразрез с политической идеологией и ценностями партии. Коммунизм предполагает в качестве своей миссии построение безклассового общества и отказ от частной собственности. Но партия осознает, что в текущей ситуации не может гарантировать достижение такой цели. Поэтому и было принято решение усилить работу с простыми гражданами, свою народную составляющую. От приверженности коммунистическим идеалам партия не отказывается, но адаптирует их под требования текущей политической ситуации.

При соблюдении определенных условий (частый «выход в народ», эффективная агитация, взаимодействие со СМИ и т.д.) ребрендинг может не только пройти безболезненно для партии, но и стать инструментом повышения ее имиджа, укрепления позиций на политической арене в предстоящей предвыборной борьбе.

Средняя: 3.7 (3 оценок)