:: Эдуард Полетаев. ПАРТИЯ ЗАШЛА С КОЗЫРЕЙ?

Просмотров: 643 Рейтинг: 5.0

Казахстанская партия «Ауыл» решила громко заявить о себе, предложив выплачивать на каждого ребенка в Казахстане социальное пособие с рождения до 18 лет. При этом ни социальный статус, ни место жительства (город или село) родителей не имеет значения. Политсовет партии еще в конце сентября объявил о решении провести месячный общенациональный опрос «Ел аманаты» (завершился 25 октября) по актуальным проблемам, волнующим граждан страны. В анкете был вопрос о выплате пособий на каждого казахстанского ребенка. По мнению спикеров, деньги на пособия найти вполне реально с помощью наведения порядка в средствах государственных органов, а также переориентирования неэффективных бюджетных программ.

Инициатива, конечно похвальна в том плане, что вряд ли кто из граждан страны, имеющих детей, от данного пособия откажется, тем более, если его размер будет удовлетворительным. Пока, увы, суммы выплат имеют недостаточное влияние на бюджет семей.

В настоящее время государство гарантирует семьям с детьми шесть видов пособий из республиканского бюджета (на рождение ребенка; по уходу за ребенком до одного года; многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; многодетным семьям; по уходу за ребенком-инвалидом; по уходу за инвалидом I группы с детства).

Расходы на соцподдержку семей с детьми в 2020 году увеличили, по сравнению с прошлым годом, более чем на 200 млрд. тенге (планируется направить в общей сложности 581,5 млрд. тенге). С 1 января ввели отдельное пособие для многодетных семей, имеющих четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет, вне зависимости от их дохода. Таких семей, получивших выплаты, на июль месяц оказалось около 390 тыс. На каждого ребенка приходится 11 112 тенге или около того. Также были изменены механизмы оказания адресной социальной помощи малообеспеченным (в среднем около 4 МРП в месяц на каждого члена семьи, включая детей); предоставление гарантированного социального пакета для детей (продуктово-бытовой набор для детей в возрасте от 1 года до 6 лет; школьная форма и принадлежности, питание в школе, льготный проезд для детей в возрасте от 6 до 18 лет).

В Статье 10 Закона РК от 28 июня 2005 года № 63-III «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» указаны устанавливаемые им размеры пособий. Они выплачиваются с учетом изменения размера МРП (с 1 апреля 2020 года составляет 2 778 тенге) либо величины прожиточного минимума (32 668 тенге), устанавливаемых законом о республиканском бюджете.

Материальная поддержка семей с детьми является одной из приоритетных задач социального государства. Возможно, партия «Ауыл» свою идею почерпнула из опыта Германии, которая предоставляет гарантии дохода для семей с детьми. Это так называемые Kindergeld (детские деньги). Выплаты получают немцы и иностранцы, вне зависимости от их гражданства (но имеющих вид на жительство). Основанием для подачи заявления на получение детских денег является наличие детей, родных или приемных. Главное, чтобы дети постоянно проживали с получателем денег.

Пособие оформляют детям, не достигшим 19-летия (до месяца, в котором исполнится 19). В некоторых случаях пособие продолжают получать до 25-летнего возраста (волонтеры, учащиеся вузов, дети-инвалиды и т.д.). В 2019 году за первого и второго ребенка платили 204 евро в месяц, за третьего - 210, за четвертого и последующих - 235 евро на каждого.

Однако, обеспечение пособиями, особенно финансируемыми из государственного бюджета, всегда представляло трудности, так как социальная сфера относится к расходным обязательствам государства и зависит от денежных поступлений в казну, чьи возможности бывают ограничены. Поэтому основные проблемы и требования, в том числе и со стороны партийных активистов, упираются в необходимость значительного повышения расходов на соцподдержку, а также увеличения сумм, обеспечивающих приемлемый уровень жизни их получателей.

Существуют принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией Международной организации труда: «При установлении прожиточного минимума принимаются такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование». Между тем прожиточный минимум в Казахстане считается недостаточным, но продолжает использоваться в качестве одного из нормативных показателей социальной политики. Его уже неоднократно предлагали пересмотреть для исчисления размеров базовых выплат в сторону повышения.

В Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года отмечено, что «в существующих документах системы государственного планирования институт семьи рассматривается исключительно как объект социальной защиты», а стране «важно сформировать собственные подходы в формировании семейной политики». Перечисляя принимаемые государством меры и актуальные вопросы, Концепция обращается к международной практике, отмечая, что «что единой универсальной модели в сфере семейной и гендерной политики в мире не существует». Также указывается, что на современном этапе в развитых странах выделяют три модели социальной политики, где особая роль уделяется вопросам защиты семьи: либеральная, консервативная и социально-демократическая. Например, либеральная модель характерна, в частности, для Великобритании, Швейцарии, Канады, Австралии и США. «В данных странах государству отводится вспомогательная роль в социальном обеспечении семьи, предоставляется помощь лишь наиболее нуждающимся семьям, - подчеркивается в Концепции. - Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь нуждающимся».

Так что не везде с детскими пособиями ситуация, аналогичная германской. Даже в СССР, стране развитого социализма, пособие на детей появилось не сразу, а в 1974 году и выплачивалось только малообеспеченным семьям в размере 12 рублей на каждого ребенка до достижения им сначала 8-ми, а затем 12-ти лет.

Тем не менее, в большинстве развитых стран мира сегодня, так или иначе, направляются значительные денежные ресурсы в систему социальной поддержки. Хотя существуют разные подходы к определению величины пособий (например, уровень поддержки семьи высчитывается соотношением семейного дохода к прожиточному минимуму), все же размер большинства пособий невелик и коррелирует в каждой стране с доходами ее граждан.

Пока озвученная идея установления пособия на каждого ребенка до 18 лет требует решения множества вопросов организационного, юридического, финансового характера. Все дело в балансе социальных потребностей людей и возможностей государства. Тем не менее, пособие на ребенка должно всегда в идеале ему обеспечивать условия для равного жизненного старта.

Средняя: 5 (3 оценок)