:: Алексей Власов. КАЗАХСТАН ИДЕТ В ЕВРОПУ. ВМЕСТЕ ИЛИ ВМЕСТО РОССИИ?

Просмотров: 13,125 Рейтинг: 3.8

Предстоящий  визит нового Президента России Дмитрия Медведева в Казахстан, это возможность подвести предварительный итог развития двухсторонних отношений за «путинское восьмилетие», наметить основные направления развития диалога между РК и РФ, продемонстрировать масштабы пространства «взаимного доверия», сложившегося за время второго президентского срока Владимира Путина. Новому российскому лидеру предстоит либо расширить, либо, по меньшей мере, сохранить фундаментальные основы союзных отношений.

Вместе с тем, традиционный «идеологический» фон встречи на высшем уровне существенно «обновлен» как с российской, так и с казахстанской стороны. Все меньше размышлений о «евразийском будущем», все больше прагматизма и «экономизма». Многовекторный курс казахстанской дипломатии неизбежно приводит к расширению «контактных зон» с другими партнерами. Вполне естественно, что Россия, сохраняя приоритетные позиции, становится «первой среди равных». А, значит, Кремль должен осознавать, что внешнеполитический курс по отношению к странам центрально-азиатского региона должен быть более динамичным, гибким,  реагирующим на изменение внешних обстоятельств. И, в тоже время, последовательным, устойчивым, учитывающим интересы стратегических партнеров, но, одновременно, жестко отстаивающим собственные приоритеты.

За «крепостными стенами» очередной линии обороны от посягательств Вашингтона на российские позиции в Центральной Азии важно не упустить из внимания выбор направления движения  в будущее наших партнеров - «европейскую стратегию» Нурсултана Назарбаева.

Многих российских экспертов пугает все, что связано с «европейскими проектами». Опыт грузино-украинских экспериментов создает подобным партнерским программам «плохую кредитную историю». Если в ЕС и НАТО, то без России, против России, к "демократическим ценностям" от «авторитарности и непредсказуемости». При подобном походе «евромандат», становится своего рода знаком принадлежности к «масонской ложе». Переступив границу Европы, постсоветские страны, а точнее сказать их элиты становятся «иными», хотя, как в песне Высоцкого: а я тот же самый..

Но это - для Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко. Хотя, если говорить о позиции ЕС, то на процесс абсорбирования новых членов Сообщества уйдет минимум 15-20 лет, так уж до Киева ли евробюрократам? Но каковы резоны Астаны?

Среди отечественных экспертов укрепилось мнение об партнерских программах с ЕС как об очередном имиджевом ходе казахстанских властей накануне председательства в ОБСЕ. Мне кажется, сводить суть вопроса к обсуждению пиар-стратегий - занятие бесперспективное. Более того,  внешнеполитические аспекты «плана Нурсултана Назарбаева» вторичны по отношению к внутренним резонам, которые подталкивают власти РК внимательнее всматриваться в «европейские перспективы».

Казахстан может стать «мостом между Европой и Азией». Эту мысль Нурсултан Назарбаев неоднократно озвучивал в Посланиях народу Казахстана. Следует ли воспринимать данное положение в традиционном значении «транспортного коридора», восстановления Великого  Шелкового пути? Как один из элементов - да. Но  возможна и расширительная трактовка этой  позиции, обретение новых смыслов.

Прежде всего, «европейская стратегия» Казахстана не означает, что евразийская идея окончательно уходит из повестки дня. Официальные лица в Астане все чаще говорят об «изменении образа Евразии», о том, что в современных условиях он приобретает более выраженные «европейские черты», но сохраняет свою уникальность и самобытность. В тоже время, замкнутость в «особенностях национального развития» означает, в перспективе, неизбежное превращение в страну-аутсайдера в объективных условиях развития процессов глобализации и, одновременно, обострения конкурентной борьбы не только на сырьевых рынках, но и сфере высоких технологий. Сходные проблемы встают и перед Россией. Необходимо найти устойчивый баланс между «суверенностью» и интеграцией в мировые процессы. Но на каких условиях?

«Впитывать» позитивный опыт Востока и Запада, на основе синтеза идей обретать  понимание собственного пути, но при этом обозначать европейский вектор как приоритетное направление движения страны в будущее - таков примерный смысл рассуждений Ак Орды.

Следовательно, евротренд для Казахстана, это - качественно новый уровень высшего образования, развитие гражданского общества, экология, достижение высоких стандартов качества жизни, а уже во вторую очередь энергетика, о которой так много говорится на уровне западных экспертов и аналитиков. Это - в идеале. Иначе получается откровенный торг со стороны Запада: энергоресурсы в обмен на инновационные технологии.

Конечно, стать ключевым участником «большой энергетической игры» можно и при незавершенной внутренней модернизации. Но это будет  бег спринтера на стайерскую дистанцию. Сложная экономическая ситуация в РК - лишнее доказательство зыбкости «энергетической подушки», которая создает иллюзию всеобщего благополучия, но не может выступать гарантией устойчивого развития.

Однако путь к «умной экономике» долог. И чтобы перейти к моделям XXI  века нужно для начала решить «вечные проблемы» социальной, образовательной сферы.

Так, например, Казахстан заинтересован в получении  содействия со стороны образовательных фондов ЕС для развития инновационных  программ, но рассматривать этот сюжет только в контексте «Болонского процесса», значит, ограничиться формальными признаками «принадлежности к высшему свету». За десять лет перманентного движения в глобальное образовательное пространство произошло сближение с европейскими стандартами по ряду бюрократических моментов. Но, положа руку на сердце, можем ли мы с полной уверенностью сказать,  что в рамках этого тренда Россия и Казахстан больше приобретают, чем теряют?  И вот уже речь заходит не просто о «болонских стандартах», а о создании образовательного центра на базе крупных казахстанских вузов, в работе которого активное участие будут принимать государства-члены ЕС. Изменит эта инициатива расстановку сил на одном из самых проблемных направлений казахстанских реформ? Однозначно ответить сложно, но побудительные мотивы казахстанского руководства понятны.

Внешне, позиция Астаны ясна:  «при помощи Европейского союза наладить в стране схему «образование - исследования - применение результатов исследований в индустриальной сфере». Но возможно, что этот путь Россия и Казахстан смогут пройти вместе, сохраняя основы единого гуманитарного «евразийского» пространства, о котором так много говорится, но которое становится все более зыбким, туманным, несмотря на великое множество структур, которые это пространство формируют - ШОС, СНГ, ЕврАзС.

Готов ли Запад к такому «прочтению» «Стратегии нового партнерства: приоритеты для Казахстана», готова ли казахстанская элита использовать европейский выбор для реального, а не виртуального обновления проблемных сфер общественного  развития? Еще раз подчеркну, есть соблазн все свести к диверсификации маршрутов энергоносителей и превратить Казахстан в альтернативу России, с точки зрения «правильного» формата энергетического диалога с ЕС. Но это путь упущенных возможностей для РК.

Строить будущее страны только на основе энергетического доминирования (на какой срок?) - такой вариант вполне бы устроил желающих видеть в Казахстане сырьевой придаток для реализации собственных глобальных планов. Разделить Россию и Казахстан через «европроекты» - и это обстоятельство, конечно,  присутствует как один из подтекстов темы. Но стоит ли ставить вопрос именно так: путь в Европу вместо России. Может быть все-таки вместе?

В своей первой речи в новой должности главы кабинета министров, Владимир Путин говорил о создании системы, работающую на модернизацию экономики, росте инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, в образование и здравоохранение, улучшении жилищных условий. Все это  созвучно тем задачам, которые «на пути в Европу» намеренно решать руководство РК. Реалии современного мира ориентируют на расширение собственных возможностей через взаимовыгодное партнерство.

Европейские стандарты, это, прежде всего, параметры устойчивого развития общества, высокий уровень жизни населения, обеспечение политических и экономических свобод. А для некоторых казахстанских (оппозиционных) аналитиков это еще и механизм «побега» от "авторитарной России". Поэтому, прежде чем сделать первый шаг, сверим часы. Вместе или вместо? В каком качестве Евросоюз готов принять Казахстан как абсолютно равноправного партнера? Мы говорим о прозрачности намерений, но этот принцип должен быть обязательным для всех участников «большого европейского проекта».

P.S. Перечитывая Путина:

"Кстати сказать, я с большим удивлением смотрю на какую-то провокационную дискуссию по поводу интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда мы говорим о создании единого экономического пространства, скажем: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан. И вот начинают говорить по этому поводу: "Украина будет развиваться в сторону Европы или в сторону России". А кто-нибудь подумал о том, что между Россией и ЕС есть договоренность о создании четырех общих пространств опять же в сфере экономики, безопасности, в гуманитарной сфере. Но если Россия с Европой создает какие-то общие правила игры, и в то же время Россия создает с Украиной, Белоруссией и Казахстаном тоже общие правила игры, не значит ли это, что происходит некая гармонизация на евразийском пространстве? И не значит ли это, что на каком-то этапе развития та же Украина скажет: ну все, спасибо, а теперь у меня сложились особые преференции и особые отношения уже исключительно по европейскому направлению, и мы собираемся стать кандидатом или даже членом ЕС. Это даже улучшает этот процесс, повышает шансы на самом деле.

Когда я слушаю рассуждения, о которых сейчас упомянул, мне кажется просто странным и даже непонятным, о чем люди говорят. Это просто какие-то броские политические фразы, лозунги, вброс какого-то провокационного лозунга, нежелание даже вникнуть в суть происходящих процессов и проблем. Причем то, что мы делаем на постсоветском пространстве, вообще никому ни в чем не мешает, не накладывает никаких ограничений, не создает никаких барьеров для собственного развития".
Стенограмма беседы Владимира Путина с журналистами стран G8
http://www.kommersant.ru/articles/2007/putin.html?page=4

Источник: ИАЦ МГУ

Средняя: 3.8 (9 оценок)

Все-таки не ясно, зачем евросоюзу так нужен образ врага в лице России. Даже робкие попытки защитить чистые помыслы о сотрудничестве и дружбе России с другими странами со стороны Меркель и Берлускони тонут в злобном шипении организаторов всех этих евросообществ.С иезуитским наслаждением ссорят и провоцируют страны на предательство общих дружеских и эеономических интересов. За всеми этими якобы политическими и экономическими перспективами прослеживается шкурный интерес военно-промышленного комплекса НАТО , дирежером которого являются ЦРУ-шные службы. Не попадайтесь в ловушку,будьте бдительны.За всеми этими лестными приглашениями и зазываниями -желание прибрать к рукам ресурсы и война.

Комментарии

Не грите "гоп" (или "о-п-па-а!") поперед батьки... Пусь сначал приедед Медведко

Кровавая провокация резидентов евродоллара: капитала, СМИ, власти, юстиции, обороны, безопасности. Депутаты оккупации, грабежа: вкладчика, дольщика, кредитора, потребителя(УПК). Вражеский официальный обмкурс Нацбанка(14лет). Реформы: младонасильников, трутнеградов, селокарателей. Преобразование денег в фикцию, инфляцию, кризис -внепроизводственной финансовой системой. Диверсии: постановлении, решении, АГУ, КИСИ, Самрук, СПК, цен, тарифов, доходов, зарплат без интеллект-реализации, бухкалькуляции (жузоказни до 7 колена в пользу СУЛ,производства,села). М Ишаев КРПН, Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 2662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

Будущий посол США в Казахстане Ричард Хогленд во время слушаний 1 мая в сенатской комиссии по иностранным делам, состоявшихся в связи с его утверждением на эту должность, раскрыл, как сообщают американские обозреватели, планы Белого дома в отношении этой страны на предстоящий период. Он подчеркнул, что с позиции американского посольства будут продолжены поиски путей осуществления демократических реформ в Казахстане в интересах создания благоприятных условий для иностранных инвестиций в эту страну, принятие мер по укреплению суверенитета и безопасности государства, проведения совместных акций по борьбе с терроризмом, распространением наркотиков, а также оружия массового поражения.

Ричард Хогленд откровенно признал, что США имеют стратегический интерес в развитии энергетических ресурсов стран Средней Азии и, в том числе в Казахстане, создании новых систем транспортировки углеводородов из этого региона в Европу и США.

Ричард Хогленд дал понять, что только благодаря усилиям США Казахстан получил право председательствовать в 2010 году в ОБСЕ. При этом он напомнил, что у Астаны была возможность занять эту должность в 2009 году, но американцы, по его словам, уговорили Казахстан отказаться от этого, с тем, чтобы в этой республике успели осуществить ряд реформ, главным образом, как было подчеркнуто, в сфере средств массовой информации.

Касаясь роли России во взаимоотношениях с Казахстаном, Ричард Хогленд заявил, что при построении взаимоотношений с Астаной американская сторона исходит из того, что Казахстан сам оценивает свою национальную независимость и с учетом этого выбирает для себя партнеров. Он также подчеркнул, что Вашингтон считает, что Казахстан не находится в сфере влияния какого-либо государства.

Как отмечают эксперты, Казахстан является для США важным международным партнером, обладает значительными природными ресурсами, а также пользуется влиянием в регионе. За последние годы Астана достигла серьезных успехов в экономическом развитии, правда главным образом за счет экспорта углеводородов. Американцы подчеркивают, что в республике удалось сократить уровень бедности с 28,4 процентов в 2001 году до 13,8 процентов в 2007 году.

На слушаниях было заявлено, что Казахстан является важным союзником США по проведению военных операций на международной арене. Астана содержит восемь саперных групп в Ираке по обезвреживанию боевых зарядов, а также предоставила за последние годы возможность для пролета над территорией страны более 6000 самолетам НАТО в интересах поддержания военной операции в Афганистане. В 2008 году Астана окажет помощь Афганистану в размере 3 млн. долл. США. Казахстан также создал специальный батальон для участия в международных операциях по поддержанию мира, осуществил его специальную подготовку, а также обеспечил экипировкой и амуницией по стандартам НАТО.

В своем выступлении Ричард Хогленд особо выделил важность развития программ обмена в сфере образования, культуры и науки, назвав их, как отмечают эксперты, основой стратегического партнерства между США и Казахстаном. По его словам, поездки в США представителей Казахстана способствуют свободному обмену информацией и идеями, росту взаимного понимания между народами двух стран. Казахские студенты обучаются в США при содействии программ Фулбрайта, Хуберта Хамфри, Маски и Будущих лидеров. Кроме того, начиная с 2005 года, в рамках программ президента Казахстана ежегодно в университеты США и других стран мира направляется 3000 казахских студентов.

Как считают эксперты, Белый дом будет прилагать максимальные усилия по укреплению позиций США в Казахстане через внедрение американских компаний в местную экономику, особенно в топливно-энергетическую сферу. При этом признается, что американцам будет трудно достичь поставленных целей из-за традиционных устойчивых связей Астаны с Россией, а также усиливающихся позиций в регионе Китая и Индии.

Спасти человечество - сжечь жидов, евро, доллар (ответисполнители елагалары,атаманы,батыры). Перевод межгоссотрудничества на безденежные, бухгалтерские расчеты(энергосальдо). Запуск бирж ТПРУ обмена. Аннулировать долги бизнеса, народа антиисламской банковской системе. Упразднить гос-кап-структуры вне Советов, стандартов, балансов развития, безопасности. Аресты: жизнеправа, имущества, гражданства, религии, партии, СМИ, НПО, инвесторов, бизенесменов, миллионеров без акции конечной продукции (жузоказни до 7 колена в пользу СУЛ,производства,села). М Ишаев КРПН, Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 2662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

Евреи убили 1,5 млн казахстанцев (Гитлер 600тыс). Оружие массового поражения: фантик-валюты($,Е), уркообмкурс, кризис-инвестиции (активы). Банкрот: депозиты, балансы, долги, АФН вне серверов, корсчетов безденежных расчетов(экономики). Нацбанк: рефставки инфляции, безработицы миллионов, обескровливания села, триллионных уголовных доходов. Диверсии: нот, ГЦБ, СМИ, ФИФО, 1С, СБУ, палат бухгалтеров, аудиторов. Бандит: депутаты, юстиция, власть - непотребительских УК недродобычи, Самрук, СПК, торговли, монополии (жузоказни до 7 колена в пользу СУЛ,производства,села). М Ишаев КРПН, Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 2662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

Генпрокурору арестовать: Гиффена, нефтеуголовников Госдепа США, ОБСЕ, ООН. Улусам потрясателя - скормить собакам: инвалют-изменников президентов СНГ, крысокланы Балгимбаева, Кулибаева, Карабалина итд. Международные стандарты, послы, инвесторы, СМИ - казубийства(1,5млн). УПК бандит: доходов, ФОТ, финансов, эмиссии, конвертации, инкассации, стерилизации, ликвидности(отчеты). Учет-рецидивисты министры, акимы, силовики. Потребительские, н6алоговые фонды, расчеты - СУЛ вне Минсоцбухгалтерии (жузоказни до 7 колена в пользу СУЛ,производства,села). М Ишаев КРПН, Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 2662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

годовой расход тепла на вентиляцию http://zonatrub.moy.su
8.5.3. Техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования ППГ должно проводиться не реже одного раза в 6 месяцев.