:: ТОЧКИ НАД «I» РАССТАВЛЯЕТ ГАНИ КАСЫМОВ

Просмотров: 8,002 Рейтинг: 2.8

ЛАМПОЧКИ ИЗ МОСКВЫ... МЫ ЭТО УЖЕ ПРОХОДИЛИ

Новый год пришел в Казахстан не с пустыми руками: он принес очередное повышение цен и тарифов на коммунальные услуги, в том числе стратегические – холодную воду и электроэнергию. «Новое счастье» тяжким бременем пало на семейные бюджеты многих казахстанцев. Вопросы непосильной социальной ноши и судьбы тех, на кого она взвалена, волнуют не только большинство населения, но и отдельных высокопоставленных сограждан, каким, например, является гость сегодняшнего номера газеты. Наш разговор с Гани КАСЫМОВЫМ, депутатом Сената, председателем Партии патриотов Казахстана, начался с Таможенного союза, в котором некоторые наши читатели видят первую часть сценария утраты нашей страной суверенитета.

Мы могли бы не хуже турок шить дубленки…

- Гани Есенгельдинович, не секрет, что многие казахстанцы считают причиной роста цен в нашей стране присоединение Казахстана к Таможенному союзу. Из-за этого в общественном мнении формируется негативное отношение и к ТС, и к будущему Евразийскому союзу. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
– Я не могу с этим согласиться. Любое объединение интеграционного характера, созданное на равноправной основе, особенно если это касается международного сотрудничества, благоприятно для всех стран-партнеров.
Разумеется, я говорю сейчас об экономическом партнерстве, экономическом союзе, главная цель которого – убрать излишние таможенные барьеры, налоги и тому подобное, чтобы, повторяю, сотрудничество происходило на равной основе.
Но почему мы, говоря о Таможенном союзе, связываем с его созданием рост цен? Почему при этом мы словно бы забываем о глобальном экономическом кризисе, который принес в некоторые страны, казалось бы, благополучного Евросоюза гораздо более серьезные проблемы? Вспомните, что происходит в Италии, в Греции.
Сегодня во всем мире цены растут, как на дрожжах. К этому, кстати, причастны и банкиры с их финансово-кредитной политикой, направленной исключительно на получение прибыли. Они сегодня с большим успехом ловят рыбу в мутной воде кризиса.
Словом, можно привести массу причин, объясняющих рост цен. Это всемирная проблема, не только одного Казахстана. И валить все на Таможенный союз, по меньшей мере, неправильно.
Другой вопрос, что во многих странах, в отличие от нашей, работает компенсационная система: выдаются компенсации за удорожание определенных видов товаров, продуктов, коммунальных услуг, предусмотрена социальная помощь отдельным группам населения – молодежи, инвалидам, престарелым.
А у нас цены взлетели, а пенсионерам никакой материальной поддержки нет, хотя они должны получать льготы на продовольственную корзину, на медикаменты. В социально-ориентированных странах эти группы населения защищены государством, а у нас нет закона о компенсации, нет закона об инфляции.
У нас до сих пор не выплачена компенсация за 2008 – 2009 годы, когда случился дефолт и пострадали граждане, имевшие вклады в банках второго уровня. А ведь они не виноваты, что произошла девальвация. Они верили государству.
Заметьте, что в России за полгода предупредили, что будет девальвация, чтобы люди успели снять свои вклады, вложить в недвижимость, принять другие меры для защиты накоплений. А у нас этого не было.
Так что давайте не будем сваливать все проблемы на Таможенный союз. Он нам выгоден по многим причинам. Скажем, потому, что расширяет географию сбыта нашей продукции, если, конечно, у нас есть товары на экспорт.
Любой экономист знает, что мы делаем надбавку на конечную стоимость продукта, на готовый продукт. И чем больше у нас будет расширяться номенклатура готового товара, тем больше мы получим иностранной валюты. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы выпускать как можно больше товаров, ориентированных на экспорт, чтобы весь мир их покупал. И тогда наша прибыль будет расти в виде надбавочной стоимости.
Таможенный союз призван стать первым шагом на пути к такой перспективе. Надо просто работать, не лениться, отбросить иждивенческие настроения. Нужно быть дерзким, смелым и трудиться так, как это умеют делать, к примеру, наши соседи-китайцы.
Вот скажите, почему в нашей животноводческой стране не налажено широкомасштабное производство кожевенных изделий, как в Турции? А ведь мы могли бы не хуже турок шить дубленки, кожаные куртки, плащи, пальто.
Но мы, вместо того, чтобы делом заняться, возмущаемся и говорим, что ТС плох. А чем он плох? Мы еще ничего не делали! А Таможенный союз предоставляет равные условия для всех.
Вот почему, спрашивается, в Казахстан хлынули российские и белорусские товары? Потому что они работают! Отслеживают рынки сбыта тех товаров, которые мы не производим, отправляют свою продукцию в Казахстан, где она пользуется спросом, и делают деньги. А мы сидим и плачем, что нам Таможенный союз чем-то помешал!

Возврата в СССР не будет

  - Но вы говорите об экономической интеграции, а люди опасаются интеграции политической, того, что наше государство может потерять свой суверенитет.
– Ситуация складывается так: закоперщиком, инициатором интеграционных экономических процессов была наша страна.
А потом в Госдуме РФ пошли разговоры о создании наднациональных институтов в виде единого парламента наших стран. А это значит, что он будет принимать решения. А затем понадобится исполнительная власть. И нам скажут: давайте создавать единое правительство.
А что потом? Кремль, Москва, посылайте нам лампочки, мы вам отгрузили кизяк?! Мы это уже прошли – 74 года Советской власти. Поэтому, как и ваши читатели, я тоже против такого расклада.
Мы за этим тщательно следим, контролируем развитие событий, поскольку речь должна идти исключительно об экономической интеграции – не более.
Путь к Таможенному союзу был достаточно долгим, мы шли к нему 15 лет – с 1994 года. За это время была создана целая инфраструктура, в том числе – межпарламентские комиссии в рамках ЕврАзЭС, в рамках ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности), в рамках СНГ.
80 законов уже претворили в жизнь. Это снятие двойного налогообложения, унификация таможенной политики и т.д. Однако эти законы парламент каждой страны, входящей в ТС, принимал самостоятельно. Зачем же создавать единый парламент? Он не нужен.
За эти годы был наработан колоссальный опыт. Все таможенно-тарифные проблемы – это вопрос индустрии, инноваций, энергетики. Давайте расширять сотрудничество, чтобы снимать оставшиеся барьеры.
Но мы против единого парламента. Мы сказали: нет. В сентябре поехали в Москву и откровенно об этом заявили. Казахстан имеет Декларацию независимости 1991 года, имеет Конституцию, которая принята всенародным голосованием. А по Конституции РК категорически запрещено даже выносить на референдум вопросы суверенности государства: о границах, языке, территории и прочее.
И поэтому наша делегация 13 сентября прошлого года ясно дала понять, что мы будем обсуждать дополнительный потенциал межпарламентских институтов. И это будет правильно. Каждая страна, по мере готовности, будет приетворять в жизнь тот или иной закон, но на единый парламент Казахстан больше никогда не пойдет.

 - Хиллари Клинтон сказала недавно, что Таможенный союз или Еврозэс, как бы он ни назывался, – это процесс ресоветизации региона, чего США не допустит любой ценой.
– Каждая страна имеет право на собственное мнение. Мы тоже можем сказать, к примеру, что нам не нравится союз США, Канады и Мексики, потому что он не равноправен по отношению к последней.
А США, с моей точки зрения, хотят видеть евроазиатский регион своего рода буферной зоной между державами в неприсоединившемся статусе, то есть между Китаем и Россией. И чтобы благодаря динамично развивающемуся Центрально-азиатскому региону не создавался никакой новый блок – военный, политический и так далее.
Понятно, что в первую очередь интересы концентрируются на Каспийском регионе, на нефти. И у США вполне законное беспокойство, потому что они в РК только в нефтегазовую отрасль вложили свыше 20 млрд долларов.
Мы понимаем причины этой озабоченности. Однако в этой же сфере пересекаются интересы России и Китая. А наш интерес должен заключаться в том, чтобы великие державы, ядерные державы не начали тяжбу, которая может перерасти сами знаете, во что.
Если вдруг они начнут воевать из-за нефти, то это будет происходить на нашей территории. И поэтому, когда мы говорим, что мы хотим быть лидером баланса в нашем регионе, баланса интересов всех стран, мы исходим из интересов безопасности нашей страны, наших граждан. Именно по этой причине Казахстан берет на себя повышенные обязательства по безопасности в Центральной Азии.

Мы не знаем, как себя поведет Талибан

  - Еще один вопрос из области геополитики. Скажите, чем грозит Казахстану вывод коалиционных сил из Афганистана? Сегодня ходят разные слухи о возможных терактах на пути следования войск, часть которых будет проходить через Казахстан, например, французский корпус. Скажите, это возможно?
– Я неоднократно заявлял на делегации в России и не только, о своей обеспокоенности по поводу полного вывода коалиционных сил из Афганистана. То, о чем вы спрашиваете, всего лишь небольшая часть огромной глобальной проблемы. Мы не знаем, как себя поведет Талибан.
Поэтому для нас эта проблема должна решаться следующим образом: страны нашего региона должны начать консультационный процесс, хотя времени осталось очень мало. Мы сейчас должны создать блок по безопасности Центральной Азии, чтоб оградить себя от рисков опасности и актов. Это не только бандитизм и терроризм, это еще и наркотрафик, и все эти процессы уже резко активизировались, что в совокупности создаст такую дугу напряженности, что сложно даже представить все последствия.
Если мы сейчас не войдем в процесс на уровне парламента, правительства, нам потом никто не поможет. Мы должны сейчас понять, каким способом, какими путями и какими рисками к нам может прийти негатив. И мы должны найти противоядие.
Работа должна идти на трех уровнях. Первый – это сотрудничество с соседними государствами, непосредственная защита своих границ, интересов, безопасности. Налаживание контакта с самим Афганистаном, это в первую очередь.
Второй уровень – это переговоры с соседями Афганистана, в том числе с Ираном, Пакистаном. Мы должны определить движущие силы, точки опоры, которые могут контролировать ситуацию извне.
Есть и третий уровень. Мы должны вести переговоры в Вашингтоне, в Москве, в Париже, в Лондоне – во всех странах, способных оказать влияние на будущее развитие Афганистана и сохранение стабильности в Центрально-азиатском регионе.
  - А какова вероятность распространения терроризма в Казахстане?
– У нас бацилла терроризма уже проявила себя. Поэтому нам необходим Антитеррористический центр, в котором должны быть задействованы все органы, все специалисты, имеющие опыт борьбы с терроризмом. Там необходимо собрать профессионалов и готовить, обучать новые кадры.
Работа этого центра – очень серьезная, и по внедрению, и по разведке. И чем раньше мы начнем собирать базу данных по группам, «группкам», зарубежным терактам, чем быстрее мы начнем контролировать ситуацию, подготовим людей, разбирающихся в этом, тем быстрее получим результаты. Спокойствие у нас в стране будет говорить о том, что наши спецслужбы на своем месте и что они работают. Эту деятельность надо начинать уже сейчас.

Таможня, бюджет и Facebook

  - Гани Есенгельдинович, вам как бывшему руководителю таможенного комитета не обидно, когда об этом ведомстве говорят как об одном из самых коррумпированных в Казахстане? Можно ли изжить коррупцию на таможне?
– Конечно, мне неприятно это слышать и, прежде всего, потому, что на таможне не больше коррупции, чем в остальных органах и структурах. Коррупция есть везде. А какое общество – такая и таможня.
Во-вторых, при мне с 1996 по 1999 годы было построено около 200 таможенных постов. Позже часть постов была закрыта, сейчас их осталось примерно сто. А коррупция обнаружена лишь на двух из этой сотни постов, в частности, на Хоргосе.
Что было на этих постах, вы знаете. Там переплелись интересы многих ведомств, органов. А таможня, может быть, последнее звено во всей этой коррупционной цепочке.
Я, конечно, не отрицаю, что там есть все это, но обвинять только таможенников неправильно. Они там стоят денно и нощно – в этих степях, лесах, пустынях, морях, без суббот и праздников. И обвинять их всех неправильно, непродуктивно. И не объективно так писать в прессе о них. Так нельзя. Тысячи таможенников честно трудятся, и обвинять их из-за каких-то двоих – это несправедливо.
  - Как бы Вы охарактеризовали республиканский бюджет на 2013 год? Он социальный? Или индустриальный? Или его по какому-то другому критерию нужно оценивать?
– Я могу охарактеризовать бюджет этого года как стабильный – с учетом всего наработанного ранее. Пенсию и заработную плату не уменьшают. Не срезают, как в Греции или Португалии. Однако посмотрите, новый год начался – и поднялись тарифы на электроэнергию и прочие коммунальные услуги, а мы в бюджете этого не предусматривали.
Я как депутат в 2010 – 2011 годах предлагал принять закон о компенсации. И вот бюджет приняли, а заработная плата учителей, в армии, пенсия остались на том же уровне. А компенсации нет.
В прошлом году подняли заработную плату, пенсию на 25%. А тарифы- то изменились, хотя их повышение не было предусмотрено на следующие годы. Поэтому я буду настаивать: чтобы пенсионеры, инвалиды, госслужащие, не страдали, в бюджете нужно предусматривать определенные компенсации для этих категорий.
  - А какой из законов, принятых парламентом в ушедшем году, вы считаете самым важным для Казахстана?
– В минувшем году было принято и рассмотрено с изменениями и дополнениями около 200 законов, которые касаются всех областей нашей жизни.
Нужно отметить, что важен не какой-то отдельный новый закон. И уже действующие законы, которые были приняты в 90-ых годах прошлого века, важно дополнять, изменять, редактировать, адаптировать под наши реалии. А это не так-то просто. Беремся за один закон, а он касается еще 30 законов. И приходится поднимать их все и вносить соответствующие изменения. Это очень кропотливая работа. И мне кажется, что это гораздо важнее какого-то нового закона.
Но есть законы, принятие которых мы откладываем уже многие годы. Скажем, надо вновь возвращаться к закону о ветеранах, который четырежды отклонялся.
  - Вы не так давно стали одним из самых популярных персонажей такой социальной сети, как Facebook. Вам нравится тусоваться в социальных сетях?
– А почему бы и нет? (Смеется). Там много моих друзей, знакомых. Мне там интересно. Но самое главное – в социальных сетях я получаю очень много информации о том, что волнует людей, какие проблемы их беспокоят, какие темы они обсуждают.
Для меня огромное значение имеют отклики, критика. Пишут всякое: мол, я такой-сякой. Кстати, негатива даже больше, чем положительных отзывов о моей работе. Но зато я знаю каждый отклик о себе, а мне любое мнение важно.
Кроме того, мне очень дороги письма в мой адрес, которые приходят ко мне и в Facebook, и на мою депутатскую почту. Это реальная обратная связь. Пишут все и обо всем. Это, на самом деле, отклики на мои депутатские запросы. А у меня сейчас в сенате уже свыше ста депутатских запросов.
  - И есть результаты? Удается какие-то вопросы решать?
– Безусловно. За 12 – 13 лет моего депутатства в Мажилисе и за шесть лет в Сенате в Казахстане произошли гигантские изменения. То, что было раньше, и то, что есть сегодня, – это небо и земля. Гораздо эффективнее стала действовать Генеральная прокуратура. И суды, как бы их ни критиковали, стали намного лучше работать.

Яблоки и вода из арыка

  - И вопрос напоследок. На вашей страничке в Facebook очень много фотографий старой Алматы. Вы хотели бы, чтобы наша красавица Алматы осталась такой, какой была во времена вашей юности? Или сейчас она лучше, удобнее, современнее? Чего вам не хватает в нынешней Алматы?
– Милые черты Алма-Аты… Когда-то об этом в песне пелось, но сейчас это безвозвратно ушло.
Арыки с журчащей водой, а в арыках яблоки… Достанешь, об штаны оботрешь – и зажевал! Помните, как это было?.. Вот только этого уже не вернуть. Всего лишь осколки, маленькие натюрмортики остались, маленькие заповедные уголки… Их я и снимаю.
Однако так, как раньше было, уже не будет… К сожалению или к счастью – это уж кому как… Но там осталось мое детство, моя юность. И, наверное, поэтому старая Алма-Ата навсегда останется жить в моем сердце.

Беседовали Розлана ТАУКИНА, Юлия ЛАПТЕВА
Источник: еженедельник "Свобода слова"

ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД
Казахстану нужно перестать прибедняться. Мы можем позволить себе покупать самую современную технику, в том числе авиационную”, – считает сенатор Гани Касымов. По его мнению, Казахстан должен ужесточить законодательство, регулирующее деятельность авиаперевозчиков, иначе ситуация будет только усугубляться.

За пять дней до крушения самолета CRJ авиакомпании SCAT близ Алматы, в результате которого погибли 21 человек, сенатор Гани Касымов, сам того не подозревая, сделал зловещее пророчество. На пленарном заседании в верхней палате парламента лидер «патриотов» поднял тему безопасности на военно-воздушных судах. Он потребовал от правительства провести специальное заседание правительства и выделить средства на покупку новой военно-воздушной техники.

«Время модернизации техники, в том числе авиационной, уже давно настало. Я предлагаю в целом отказаться от продукции бывшей советской оборонки. Что нам предлагают? Это модификации вооружений 90-х годов. А что такое 90-е? Это распад Советского Союза, когда все заводы стояли, специалисты разъезжались, а золотые рабочие руки ушли. Кто собирал эту технику? А мы закупаем ее», – сказал в беседе с корреспондентом LS сенатор Касымов.

По его мнению, скидки, предоставляемые Казахстану оборонными предприятиями б.СССР, иллюзорны.

«Страны СНГ предлагают нам авиатехнику якобы на льготных условиях. Да нет там заниженной цены, это сказки! Да, мы приобретаем технику по заниженной цене – в полцены, за 75% от стоимости, но потом эту технику везем на профилактику в страну-производитель. Ремонт любой техники обходится в значительные суммы, в итоге мы даже переплачиваем», – считает собеседник LS.

По мнению сенатора, на модернизацию техники Казахстан может направить миллиарды бюджетных тенге, которые ежегодно недоосваиваются: «Я считаю, если у нас сейчас не осваиваются огромные бюджетные деньги, они не должны просто пропадать. Почему эти деньги не идут на модернизацию техники?»

Касымов убежден, что Казахстану вполне по карману закупить новейшую технику у ведущих производителей – как для военных, так и для гражданских нужд государства.

«Мы страна с относительно небольшим населением, нас всего 16 миллионов. При этом Казахстан – богатое государство, и может себе позволить при небольших, в общем-то, потребностях армии, органов КНБ, МЧС, гражданской авиации покупать самое лучшее. Казахстан должен покупать ту технику, которая соответствует мировому уровню. Прекратить нужно изображать из себя бедных. Мировой рынок предоставляет нам огромные возможности для модернизации вооружения, авиатехники, в том числе, гражданского назначения. Покупать нужно то, что апробировано, технологично, безопасно, то есть все лучшее», – сказал в этой связи Г.Касымов.

Казахстан должен жестко регламентировать деятельность частных авиаперевозчиков, осуществлять контроль над их деятельностью, уверен депутат: «Допускать к перевозкам частные авиакомпании, имеющие 5-6 самолетов, неправильно. Когда государство не вмешивается, контроля нет, то тогда и происходят такие вещи. Что собой представляют эти компании? Силенок у них не хватает, денег не хватает, оборотных средств недостаточно. Они работают в стрессовом режиме. Рано или поздно такая трагедия должна была произойти. Как руководство этой частной авиакомпании теперь будет смотреть в глаза родственникам погибших пассажиров?»

Сенатор также предлагает ужесточить законодательство, регулирующее деятельность авиаперевозчиков: «Я хочу, чтобы у нас нормы контроля по техническим и иным параметрам осуществляло только государство. Если правительство не будет рассматривать и решать эту проблему, боюсь, ситуация будет еще более усугубляться. Я сейчас куда ни лечу, всегда спрашиваю, какой тип самолета. Если это Ту или Як, я сразу отказываюсь. Боюсь».

«Когда в таких катастрофах гибнут люди, мы несем и экономические потери. Каждый из погибших – обладатель нужной для страны профессии: нефтяник, инженер, военный специалист, врач. Сколько бы еще пользы они могли принести своему государству, а мы из-за своей беспечности теряем людей», – резюмировал Г.Касымов.

Елтай ДАВЛЕНОВ
Источник: LS

Средняя: 2.8 (4 оценок)

Да.Дежурный анекдот для оживления политической атмосферы. Необходимый элемент лигитимности,но не опасный.Точка зрения есть,умный разговор вполне,в любой момент.Но всё в рамках и в меру дозволенного.Так что читать-то особо и нечего.Известные формулы,давно изобретённые не им.Конечно не совсем "чего изволите",но где-то очень близко.Понятно всё.Америки не открыл и, видимо, уже не откроет.Хотя как не глупое окружение,не теряющее доверие "хозяина", вполне рабочий вариант.

Комментарии

Сайт «ЦентрАзия» ( centrasia.ru ) – вышла статья, кто заказывает и кто готовит статьи в «Мегаполисе».

Комментарий

Умный то умный, но заюзаннный мягко говоря... Причем властью имеится в виду. Многократный претендент на место главы государства. Ну все поняли о чем я...

Комментарий

Советская выучка. Может видеть все объемно. Молодые по сравнению с ним - дебилы