:: БУРКИТ АЯГАН: «НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И КРУГИ МОГУТ ПЕДАЛИРОВАТЬ ИЛИ «РАЗЫГРЫВАТЬ» ТЕМУ РЕПРЕССИЙ»

Просмотров: 10,438 Рейтинг: 2.2

                                                                                                             На вопросы журналиста отвечает Директор института истории государства МОН РК, профессор, доктор исторических наук Буркит АЯГАН.

Раскола мнений не произошло

- Годы политических репрессий, голода и подавления инакомыслия – одна из самых значимых исторических тем на всем постсоветском пространстве. Изменилось ли восприятие казахстанцев со времен массовых разоблачений в перестроечную эпоху? Интересуются ли люди этими страницами прошлого, сопереживают ли пострадавшим, либо, напротив, проявляют отторжение и равнодушие?

– Проблему восприятия репрессий обществом нужно рассматривать именно «по периодам». Во время «революции» Горбачева, когда была провозглашена гласность, вскрылась правда о масштабах репрессий, о том, что миллионы и миллионы людей сидели в лагерях, о трагедии коллективизации, конечно, это воспринималось очень остро. С одной стороны, многие представители старшего поколения были в недоумении, кому-то было больно за партию, в идеалы которой они свято верили, за идеалы которой воевали. Другими, более молодым поколением, интеллигенцией, конечно, кощунство, допущенное советской властью, воспринималось трагично. С каждым годом выявлялось все больше фактов замалчивания трагедии, репрессий в отношении самой интеллигенции, раскрывалась тема голода, отношения к военнопленным во время Великой Отечественной войны.

На сегодня, в последние два-три года я наблюдаю иную тенденцию. Ощущается, что сейчас происходят более серьезные, более вдумчивые оценки, как со стороны историков, так и со стороны казахстанской интеллигенции. Другой вопрос, что, скажем, в России проблема восприятия репрессий упирается в проблему восприятия политической власти, имеется в виду идеология сталинизма и неосталинизма. В России произошел своеобразный раскол на сталинистов и антисталинистов, либеральную интеллигенцию, эти проблемы там обсуждаются гораздо жестче. Произошел, как мне кажется, где-то даже разлом в российском обществе. В казахстанском социуме такого глубокого разлома я не вижу, хотя встречаются полярные точки зрения.

- Каким образом на знания казахстанцев о том времени влияют профессиональные историки и исторические исследования? В достаточном ли объеме обществу выдается информация, оказывается ли поддержка государства специалистам, изучающим тот период?

– Мне кажется, что очень большую работу делают не столько, скажем, музеи, хотя они, конечно, очень важны. Например, у нас существует музей АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников родины – ред.), посещение которого может дать сильнейшее и именно эмоциональное представление о репрессиях. Не много стран было в мире, «догадавшихся» сажать женщин в тюрьмы, к сожалению, в сталинское время это было если не массовым, то, по крайней мере, частым явлением. Совершенно невиновные люди, жены политических деятелей, жены представителей интеллигенции отправлялись «по этапу»… представляете, что значит оторвать женщину от семьи, от детей? Кстати, репрессии продолжались весь период советской власти, начались они в 17-м году, в 37 – 38 годах был пик. Власти тщательно скрывали количество прошедших через лагеря, например, по подсчетам французских ученых, пострадало до семи миллионов человек, другие западные специалисты называют цифру в 15 миллионов. Так или иначе, цифры ужасающие. Только женских лагерей было три: один из них располагался в Казахстане, другой в Забайкалье, третий – в Мурманской области. Сохранять эту память крайне важно.

Но, как мне кажется, гораздо большую работу по рассмотрению периода массовых репрессий, той же коллективизации проводят СМИ, газеты, телевидение, социальные сети. Выступают подготовленные историки, как правило, они говорят взвешенные вещи. Другой вопрос, что некоторые публицисты в полемическом запале могут допустить искажения. Я также вижу, что некоторые политические партии и круги могут педалировать или «разыгрывать» тему репрессий. Для историка же очень важен аналитический подход.

Что касается государственной поддержки, то специальной программы изучения того периода нет – государство уже сделало все, от него зависящее. Существуют музеи, тематика отражена в учебниках, в программах министерства образования и науки для школ и вузов, проводятся различные конференции. Кроме того, в данном процессе большую роль сыграли неформальные организации, например, просветительское общество «Адилет». Существует также много неформальных кружков любителей истории – то есть, широкий спектр государственных и негосударственных организаций занимались и занимаются сохранением памяти о том времени. Помимо прочего, инициаторами раскрытия «белых пятен истории» во многом являются диссидентские кружки еще советского периода. В частности, великий гуманист Андрей Дмитриевич Сахаров, российские, прибалтийские, украинские интеллектуалы. В Казахстане на данную тему очень много говорил Махмет Кулмагамбетов, казах-диссидент, философ, арестованный за критику советского строя и национальной политики КПСС.

Точка не поставлена

- Некоторые публицисты, в частности, утверждают, что тематика репрессий недостаточно освещается, согласны ли вы с таким мнением?

– Во время Горбачева КПСС некоторое время отнекивалась, но затем вал требований свободы и гласности стал настолько мощным, что сама партия начала говорить о репрессиях. После распада СССР появились памятники жертвам политических преследований, их именами начали называть улицы, в Казахстане это очень развито, была выстроена система музеев – в Алматы, Астане, Караганде, в Долинке. Например, в прошлом году в Астане был сооружен памятник погибшим от голода, проведена серьезная международная конференция, которую посетили ученые нескольких стран, в том числе, российские и западные: например, Виктор Кондрашин, Елена Козлова и т.д. Из западных специалистов присутствовали профессор Мельбурнского университета Стивен Уиткрофт, работающий над тематикой голода в СССР, сотрудник фонда Карнеги Марта Брил Олкотт, профессор Берлинского университета имени Гумбольдта Роберт Киндлер и многие другие серьезнейшие специалисты. От имени Казахстана на конференции выступал государственный секретарь РК, в дальнейшем мероприятие достаточно масштабно совещалось в западных и отечественных СМИ. В изучении политических репрессий, я думаю, сошлись интересы государственных институтов и общественности. Я не вижу попыток замалчивания со стороны государства, попыток «зажима» этой тематики, она открыто обсуждается в Казахстане.

- Какими, на ваш взгляд, могут быть дальнейшие перспективы исследования и общественного осознания эпохи сталинизма?

– Как профессиональный историк скажу вам: в этом деле не поставлена точка. Что я имею в виду? КПСС, партия большевиков в 17-м году пришла к власти посредством государственного переворота. Но власть они взяли, а как дальше руководить страной, выстраивать экономическую политику, отношение к политическим оппонентам? Они не смогли предложить адекватную стратегию. Большевики постоянно обращались к трудам Маркса, который говорил о классовой ненависти, о национализации, о том, что орудием построения коммунистического общества должна являться диктатура пролетариата. Эти марксистско-ленинские идеи легли в основу политики партии большевиков: они узурпировали власть, разогнали все альтернативные движения, в том числе, своих ближайших союзников. В результате, Советский Союз постоянно пребывал в состоянии политического и экономического кризиса, удушалась свобода совести, не решались проблемы национального характера, социальные болезненные вопросы. В 91-м году, когда партия сходила со сцены, она не сказала ни слов покаяния, ни слов прощения. Не повинилась перед миллионами жертв.

- То есть, вы считаете, что должен состояться процесс, подобный Нюрнбергскому, который осудил бы преступления партии?

– Быть может, не нужно повторять Нюрнбергский процесс, тем не менее, прецеденты покаяния политических институтов были во всем мире. Многие колониальные страны, та же Голландия, извинились за нанесение морального и материального ущерба колонизированным народам. Германия и Япония извинились перед мировым сообществом за то, что развязали Вторую мировую войну. Это нормально, виноваты не народы, а отдельные группы людей или партии. Почему люди постоянно обращаются к теме репрессий? Да потому что им никто не ответил, миллионы загубленных жизней – и тишина. Та партия ушла в прошлое, так и не высказавшись, современная коммунистическая партия Казахстана молчит, как будто их это вообще не касается. Должна быть поставлена точка, должно быть сказано – да, граждане, эксперимент не удался, цель – построение коммунистического общества – оказалась мифом. Не нужен уголовный процесс, нужно духовное покаяние и духовное прощение.

- Известно, что забытое прошлое рискует повториться. В качестве серьезного исследователя эпохи репрессий, какие меры вы бы назвали оптимальными для поддержания в народе памяти о коллективизации, о преследовании невинных людей, голодоморе и других страшных «приметах» того времени? Быть может, нужно шире популяризировать эту тематику, снимать больше фильмов? В той же России ежегодно выходят десятки лент, так или иначе касающихся сталинизма, у нас в киноискусстве вопрос поднимается не так часто.

– Художественные и документальные фильмы выпускались неоднократно – и о голодоморе, и об осужденных, и о деятельности партии «Алаш», например. Но я с вами согласен – их очень не хватает казахстанской аудитории. Долгое время ту же партию «Алаш» шельмовали как «националистическую», не все знают, и я, кстати, писал об этом в давней статье для газеты «Караван» – у многих из них были русские жены, какой национализм? Они ставили вопрос об освобождении от царского гнета, свободного развития народа, а их обвинили во всех грехах.

Сегодня репрессии дискутируются и обсуждаются в ученой среде, это очень живая тема в казахстанском социуме. Однако есть еще много неясностей, не все архивы еще изучены, например, архивы НКВД, документация заседаний Политбюро еще не рассмотрена до конца, то же самое касается архивов вооруженных сил. Нередко для подавления крестьянских восстаний советская власть использовала регулярные войска. Но я не думаю, что казахстанцы могут забыть о годах репрессий, о жертвах. У казахов есть отличительная черта – мы должны знать семь поколений своих предков, это народ с «длинной» исторической памятью.  У нас постоянно говорят и вспоминают о том, кто от кого произошел, о своих корнях и если, скажем, дед пропал в лагерях… кроме государственной, официальной памяти есть народная, стихийная память. Кроме того, в Казахстане живет много представителей депортированных народов, не думаю, что они забыли причину своего появления здесь. Уверен, что интерес к истории репрессий не будет падать, он будет только усиливаться. А от нас, историков, требуется грамотно, деликатно, политически корректно объяснять истоки подобных «экспериментов», и конечно, то, чем они завершались.                

Беседовала Анна РУДЕНКО

Источник: "Свобода слово"

Средняя: 2.2 (13 оценок)

Комментарий

Уверен, что интерес к истории репрессий не будет падать, он будет только усиливаться. А от нас, историков, требуется грамотно, деликатно, политически корректно объяснять истоки подобных «экспериментов», и конечно, то, чем они завершались.

----------------------------------

Буркут, а неинтелегентно правду-матку слабо, как историку, ну всю правду подноготную? А? Ну что воду толочь то 20 лет, а до этого всем 50? Давайте. историки расскажите ка коно было и что зафиксировано в документах, помимо просто расстрельных списков?

Комментарий

дядя Ваня чудик какой-то... Никогда этого не будет, и дело даже не в том что они побоятся это сделать. Просто эти ребята не в состоянии осмыслить это дело, осознать и - самое важное: извлечь из этого полезные рецепты для будущего здоровья нации и ее становления. Плохой Сталин изморил хороших казахов - это туфта, а не правда. Но это уже ка концепция подается... Ну что после этого скажешь? С таким инструментом никогда ничего не узнаешь комплексно, системно, объемно.

М. Тажин сомневается в психическом здоровье некоторых «историков»

М. Тажин сомневается в психическом здоровье некоторых "историков". Фото с сайт КазинформВзять и голословно переписать национальную историю, глобальную историю в целом с национальной колокольни не трудно. Об этом на проходящем сегодня в ЕНУ им.Гумилева расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории РК, сказал Государственный секретарь РК Марат Тажин.

«Взять и голословно переписать национальную историю, глобальную историю в целом с национальной колокольни не трудно. Это можно сделать за пару месяцев. Мы видим огромный наплыв неграмотных подделок, когда просто неудобно за авторов, а иногда внушает даже опасение психическое состояние некоторых исторических графоманов», - сказал он.

Как отметил Госсекретарь, гораздо сложнее обосновать свою собственную национальную историю глубокой кропотливой работой, чтобы не выглядеть смешным и наивным на первом километре от национальной границы. Подлинное национальное достоинство начинается с подлинной национальной истории

История любого народа создается на основе собственных письменных источников. По иностранным письменным источникам идет сверка событий указанных в отечественных источниках.

Нет отечественных источников, - нет истории. История свойственна цивилизованным народам. Какая может быть история у дикости?

Украл-выпил-в тюрьму?

Комментарии

Буркут Аяган - нацпатовуская точка зрения. Он не историк, в смысле серьезный, академического фундамента. просто политолог. О голоде 1931-1933 гг. все ясно сказал уже много раз настоящий историк из Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова Кайдар Алдажуманов, есть масса его статей, интервью, из последних серия интервью Централ Азия монитор.

А этот Институт истории государства (в Астане) - не пойми что.

Комментарий

Историческая наука функционирует по тому же принципу, что и политическая система КЗ:- если ты директор института истории, то единственно ты знаешь отечественную историю;- поэтому эти "классики" публикуют даже то, что насочинил, сидя в сортире;- "посторонних" в академические издания не пущают - они маргинализированы;Вывод: там командуют "бастыки", поэтому господствует проф-мыркымбайство.

Историки Казахстана это мальчики для битья, или непризнанные миром гении?

The brother 2015 Nike NFL Seattle Seahawks Super Bowl Jerseys of an 2015 NFL Por Bowl Jerseys Australian facing imminent execution in Indonesia has Buffalo Sabres Jerseys appealed New Jersey Devils Jerseys on national television USA Flag Fashion Elite Jerseys for Miami Dolphins Jerseys President Nashville Predators Jerseys Joko Denver Broncos Jerseys Widodo Tampa Bay Buccaneers Jerseys to spare the Philadelphia Flyers Jerseys drug smuggler's life. Andrew Boston Bruins Jerseys Chan Atlanta Thrashers Jerseys and Myuran Sukumaran, Christian Louboutin Outlet the ringleaders of the salenewjerseys.co so-called "Bali 2014 nhl camo jerseys Nine" drug Phoenix Coyotes Jerseys trafficking gang, Houston Texans Jerseys were New York Giants Jerseys convicted Chicago Blackhawks Jerseys of trying NHL Hoodies Jerseys to 2014 new nba hoodies jerseys smuggle heroin out of wholesale jerseys Indonesia St Johns IceCaps Jerseys in Anaheim Ducks Jerseys 2005 and 2015 Super Bowl Nike NFL Jerseys sentenced Edmonton Oilers Jerseys to death Columbus Blue Jackets Jerseys the San Diego Chargers Jerseys following year. The Montreal Canadiens Jerseys men, in cheap sale jerseys their Quebec Nordiques Jerseys early Detroit Lions Jerseys 30s, New York Islanders Jerseys recently Philadelphia Eagles Jerseys lost their New York Jets Jerseys appeals Women NHL Hoodies Jerseys for 2014 Winter Olympics Jerseys presidential clemency, typically Florida Panthers Jerseys a death row Pittsburgh Penguins Jerseys convict's last chance to Arizona Cardicals Jerseys avoid the firing 2015 New NLF Noble Fashion Elite Jerseys squad, New Orleans Saints Jerseys and are St.Louis Rams Jerseys expected to 2014 NHL Camo Jerseys be put Women High Heels Shoes to calgary flames Jerseys death Vancouver Canucks Jerseys soon. The families Olympic Jerseys of the Dallas Cowboys Jerseys pair Hartford Whalers Jerseys have NY Rangers Jerseys been Tampa Bay Lightning Jerseys calling for Widodo to show Ottawa Senators Jerseys mercy, Washington Red Skins Jerseys arguing Green Bay Packers Jerseys the men are Dallas Stars Jerseys reformed characters Kids NHL Hoodies Jerseys after Cincinnati Bengals Jerseys years in prison, and late Sunday Chan's brother, Philadelphia Steelers Jerseys Michael, made sell sport jerseys, a fresh appeal. "I would say to San Jose Sharks Jerseys Mr President Jokowi Cleveland Browns Jerseys that as a Oakland Raiders Jerseys family we Detroit Red Wings Jerseys are Los Angeles Kings Jerseys very sorry for this New England Patriots Jerseys situation Minnesota Wild Jerseys and Chicago Bears Jerseys we apologise Tennessee Titans Jerseys for Andrew," he Christian Louboutin Shoes told Indianapolis Colts Jerseys Indonesia's NHL Jackets Jerseys tvOne, Toronto Maple Leafs Jerseys using Carolina Hurricanes Jerseys Widodo's nickname. nike nfl jerseys "It has Washville Predateors Jerseys brought a Colorado Avalanche Jerseys lot of Winnipeg Jets Jerseys unnecessary shame 2015 Nike NFL New England Patriots Super Bowl Jerseys to the Minnesota Vikings Jerseys Indonesian people Carolina Panthers Jerseys and White Sox Jerseys their St. Louis Blues Jerseys country." "Andrew Christian Louboutin UK is New York Jets Jerseys a NFL Hoodies Jerseys changed Kansas City Chiefs Jerseys man Buffalo Bills Jerseys from PRO Gold Lettering Fashion Jerseys 10 Jacksonville Jaguars Jerseys years Washington Capitals Jerseys ago," he added, Jackets Rick Nash Jerseys urging CHL Jerseys Widodo to give Baltimore Ravens Jerseys him Seattle Seahawks Jerseys a San Francisco 49ers Jerseys "second chance".