:: ИНТЕРВЬЮ ГУЛЬНАРЫ БАЖКЕНОВОЙ С АЙДОСОМ САРЫМОМ ВЫЛИЛОСЬ В БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР – О БЫЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Просмотров: 17,383 Рейтинг: 5.0

Айдос, собираясь к вам, я думала, что начну интервью совсем с другого вопроса, но у нас ведь теперь что ни день, то скандал. Что вы думаете по поводу последнего, относительно Гитлера в журнале «Аныз адам»?

У меня двоякое отношение, прежде всего я против табуирования каких-то персонажей, нельзя осудить дракона, не сказав, что это дракон. И с точки зрения бизнеса редактору нужны дополнительные тиражи, читатели, а мы с вами знаем, что даже плохая реклама – это реклама. И если Калыбай ставил своей целью именно это и подумал, что скоро день рождения Гитлера, следовательно, будет интерес, то понять его как журналиста можно. Но с другой стороны, тема сомнительная. Если приложение «Аныз адам» изначально ставило своей целью подавать пример молодому поколению, то не думаю, что Гитлер для кого-то, в трезвом уме и памяти, может служить примером. Хотя он и оброс множеством легенд. Лучше учить чему-то позитивному, на примере интересных личностей. Но опять же я не исключаю, что это своеобразная ответка на все эти Георгиевские ленточки и прочие вещи.

Вообще забавно, как националисты разных стран, в том числе далеко не нордических, любят Гитлера.

Да нет же, вы ошибаетесь! Если брать национализм как явление и людей, называющих себя националистами, то нельзя сказать, что есть какая-то единая фракция с чётко выраженной идеологией. К примеру, я отношу себя к категории казахских националистов, но у меня совершенно четкие разграничения добра и зла, где, естественно, и Гитлер, и Сталин являются абсолютным злом. В казахской среде есть некоторые персонажи, которые реально с этим носятся, но мы всегда им даём отпор, говорим: ребята, вы с этими идеями  валите куда-нибудь далеко за  первую Алмату и в степи проповедуйте.

И что они говорят? На чем стоит их любовь к Гитлеру?

Нет, ну понимаете, я сам историк и как историк скажу, что в истории нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра.

Конечно, но в первую очередь это хочется сказать националистам, которые всегда отрицают закономерный ход истории и проклинают какой-нибудь период, считая его абсолютным злом.

Национализм сам по себе – ни плохо, ни хорошо, это нормальное агрегатное состояние общества, людей, которые обеспокоены проблемами страны, нации. Есть сотни, тысячи националистов в западной, мировой науке, признанных позитивными, а у нас много намешано от "совка", поскольку это была империя, то любой национализм считался плохим и советские учёные очень много сделали для того, чтобы дискредитировать национализм в глазах людей. Эту шелуху надо убирать, по крайней мере, если тот же самый Путин или Медведев играют в национализм, то почему мы этого должны стесняться? Это огромная проблема наших гуманитарных наук, основанных не на научном знании и реальных дефинициях, принятых во всём мире, а на идеологических штампах.

Избавляться от штампов хорошо, но проблема в том, что вместо старых появляются новые. И никакой историчности. Я хочу вернуться к вашим словам про историю, в которой нет абсолютного зла и абсолютного добра. Я с ними согласна, но мне как раз всегда хочется сказать их людям, которые не устают клеймить колониализм.

Я вам так скажу: хорошего колониализма не бывает, ни одного. Ну согласитесь, быть рабом у кого-то – это всегда плохо.

Разве это не штамп? И разве вы не сказали, что в истории нет хорошего и плохого? А есть – я продолжу за вас – закономерный ход истории, движение народов, отставших от прогресса, к цивилизации. Колониализм – это по сути начало модернизации, ну а в нашем случае к тому же колониальная политика была мягкой, окраинной.

Быть рабом у кого-то – всегда плохо.

Гульнар, при всём уважении, вы сейчас говорите абсолютными штампами.

Почему? Ну смотрите, когда конкистадор приплывал в Америку и видел там ацтеков или инков, они для него были все равно что инопланетяне, отсюда жестокость, не отягощенная христианской рефлексией. А тут народы, жившие рядом, соседи, пусть другие, но понятные, знакомые, с которыми ты веками чем-то там торговал, менял и даже заключал браки. Опять же власть, царь рядом, сильно не забалуешь.

Здесь можно много спорить, но все мы как-то немножко знаем историю, и если взять 20 век, 19 век, то ни китайцы, ни американцы, ни англичане, ни немцы нам столько вреда не причинили, как российская колонизация. Я имею в виду физическую цену колонизации, которая в итоге упирается в цифру четыре миллиона – можно спорить о ней – по одним данным, два миллиона, по другим – четыре миллиона человек.

Да, спорить можно, но даже если не делать этого, то, как вы говорите, китайцы, американцы, англичане, немцы также не сделали нам и ничего хорошего. Они же не учили нас строить города, дороги, школы – цивилизацию, одним словом?

Давайте так судить: все колонисты плохие, давайте с этого зайдём. Но в вопросе вкуса, отношения к истории, смотрите, после английской колонизации худо ли, бедно ли, остались хотя бы суды, четко работающая судебно-правовая система, есть относительная защищённость бизнеса, в целом понимание того, что такое суд. Я очень много читал научной литературы, и если рассматривать ту же Индию по секторам, то сегодняшние показатели коррупции, защищенности бизнеса, они пропорциональны проникновению английского управления в глубь страны. Ну и допустим, что хорошего нам осталось от России?

Переход на оседлый образ жизни, города, всеобщая грамотность, письменность, театры, наука и много чего еще. А в Индии, да, англичане заложили основы демократии – открытые выборы, свободу прессы, – но Пакистан, к примеру, некоторые политологи называют fail state. Так что судьба народа зависит прежде всего от него самого.

Я хотел сказать, что это вопрос цены, российская колонизация оставила свою систему, которая по своим ключевым характеристикам не очень качественная, вот мы видим принципы «я начальник – ты дурак», никаких гарантий бизнесу, суд – это телефон, коррупция.

Вы действительно считаете, что все перечисленные вами пороки являются российским наследием, и только? А своих родимых пятен тут нет?

Есть, я знаю, что есть! Но в отличие от многих… Вот давайте разберемся. Если вы внимательно читали историю, советская власть установилась здесь не в 1917-м и не в 1918-м году, она реально установилась в середине 1930-х годов. Судя по архивным документам, будущность советской власти была под большим вопросом, я читал документы рабоче-крестьянской инспекции, закрытые документы официальных госорганов, документы КГБ. Реально, если бы не было голодомора, кто его знает, какая бы здесь была власть, именно голодомор по сути подрубил все; буквально до 1934 года идут восстания, вырезают милицию, вырезают партработников, где-то большие восстания, где-то маленькие, и это сплошняком идёт, а потом абсолютное затишье, как после цунами. Я к чему говорю? В том, что казахи выбрали и поддержали большевизм, и об этом некоторые алашордынцы потом рассуждали, то, что значительной части общества понравились ценности, которые проповедовали большевики, – это факт. И эта проблема в том, чтобы разбираться вообще, что мы за нация? Какие у нас духовные ориентиры, скрепы? Как мы вообще думаем, как принимаем решения, чего хотим?

Я знаю многих товарищей, которые считают, что
российской период в казахстанской истории –
это
исключительно сладостный, зефирный период, который надо
есть и обтекаться слюной.

Читая ваши статьи, интервью, посты, я всегда отмечала, что вы за все плохое, что есть у нас, возлагаете ответственность на Россию. Как бы ни было неудобно, обязательно хотела спросить вас об этом – об истоках вашей русофобии.

Я абсолютно не приемлю все эти слухи о своей русофобии, я нигде, ни в одном своём интервью – можете еще раз полистать их – не говорил против русского народа. В Казахстане, наверное, мало кто столько читал русской литературы, как я, мало кто знает так русскую историю. В молодости я вообще писал стихи и был таким восторженным любителем Серебряного века. А ярлык русофоба на меня навешивают разные тупые персонажи типа Мизинова, российские сайты, работающие в Казахстане.

Любовь к русской литературе у вас сочетается с некоторыми постами в фэйсбуке, порой оскорбительными.

Гульнара, вы меня совершенно не читаете. Либо видите то, что хотите видеть.

Ну вот я помню карикатуру на вашей стене: женщина европейской внешности в последней стадии ожирения и хлипкий азиатский мужчина, пытающийся на нее залезть, – это выражение вашего отношения к межнациональным бракам?

- Нет, да что вы! Я просто поражаюсь и теперь понимаю, насколько важно встречаться и разговаривать, потому что вы совершенно не поняли ни контекста, ни смеха!  Да смотрите: вон на Украине, когда был Майдан, ходила такая фраза: кто не скачет, тот хохол – это стёб чистый, и иногда наша власть на самом деле напоминает этого худосочного мужчину, который пытается на эту тётку залезть.

 Очень замысловато, наверное, поэтому я неправильно вас поняла.

-Нет-нет-нет, важно изредка звонить, писать, спрашивать: а что ты имел ввиду? Потому что, обладая разным бэкграундом, разным пониманиям, мы можем всё неправильно понять, еще раз убеждаюсь в этом. Что касается в целом ситуации, я изначально хотел вам сказать одну вещь: всегда важен вопрос цены. Всегда. Любая политика в итоге упирается в результат и цену. Потому что какие-то вещи в истории можно по-разному оценивать, я знаю многих товарищей, которые считают, что российской период в казахстанской истории – это исключительно сладостный, зефирный период, который надо есть и обтекаться слюной. На самом деле это не так, я многих людей ставил в ступор одним вопросом: представьте, что вы казах, у вас есть 100 родственников, я прихожу, колонизирую вас и говорю: слушай, родной, я дам тебе высшее образование, построю тебе институты, академии, поликлиники, дороги, но при этом уничтожу 80% твоих родственников. Вы согласитесь?

Но ведь не было этого, не уничтожал никто 80 процентов, даже бунтовщиков, того же Кенесары пленяли не один раз, но не казнили, не пытали, а миловали.

Во времена Кенесары, в 19-м веке присутствие России в Казахстане, по крайней мере до середины 19-го века, было мизерным, и современного понимания того, что есть подданство, не было. Это одна из проблем историков Казахстана. Вот смотрите, сидел человек в Омске и управлял событиями, происходившими в Кызыл-Орде. Большого проникновения не было. Почему не казнили Кенесары? Потому что они понимали, что у них совершенно нет здесь ресурса.

Приведу вам в пример Филиппины, где небольшая группа испанских колонизаторов прекрасно справлялась с репрессиями. Их главного национального героя, интеллектуала и гуманиста, получившего образование в Европе, страшно пытали, а потом расстреляли. И это уже в относительно цивилизованном 19 веке. У нас такого не было.

То, что человека помиловали, вовсе не означает, что он должен быть за это благодарен.

Ну если не благодарить, то и кричать после этого, что убили-истребили, тоже как минимум нечестно.

Ну что это значит – честно или нечестно? В моем понимании суверенитет, независимость, свобода – это вещи, которые надо постоянно артикулировать, постоянно доказывать, есть такое выражение у Рене Генона: нация – это ежедневный плебисцит, ежедневная работа. И если вы вчитаетесь в мои статьи и интервью, то увидите, что там нет такого, что «русские виноваты», я всегда говорю: или «царская Россия», или «советская Россия», или «политика Кремля», то есть я отделяю империю, в которой всегда больше всего страдали именно русские. Вот даже сейчас будут вкладывать бешеные деньги в Крым за счет российской глубинки. Империя всегда бьёт по основному этническому носителю, по ядру. Я вообще как человек, как историк, как гражданин – я плохо отношусь к империи, пусть она называется хоть американской, хоть китайской, хоть какой.

Но при этом времена могущества империй – это всегда расцвет экономики, науки, ремесел, культуры. Малые народы подтягиваются и продвигаются вперед, и даже безопасность, вот если взять архитектуру Римской империи, то это открытые, красивые виллы, а позже, после распада, – уже неприступные, замкнутые на себе крепости. Наши повсеместные заборы – это, кстати, тоже мышление крепости. Поэтому пройти период империи всем полезно, как школу, вот афганцы поживи в составе Британской империи – глядишь, другим народом были бы.

А после обретения независимости эти же народы, нации, должны пройти через период – может быть, хороший, может быть, плохой – национализма! Который даст возможность ощутить свою субъектность, осознать себя в мире. Вот сейчас национализм растёт, но он растёт не потому, что есть Айдос Сарым или другие деятели, – это объективное состояние общества. Люди впервые получили свободу, почувствовали себя полноценными людьми, хозяевами своей судьбы,  это пафосно, но это так.

Я нигде, ни в одном своем интервью не говорил против русского народа.

По мне так наоборот странно: национализм обычно растет в условиях ущемления, несвободы, а когда ты живешь в своей стране, у тебя есть свое государство – на чем произрастают националистические чувства? Понимаете, вот я себя чувствую, условно говоря, пресловутым белым мужчиной в США, то есть хозяином, у меня нет обиды, комплексов, присущих, например, представителям малых народов, лишенных своей государственности. И мне удивительно видеть людей, которых переполняют непонятные чувства обиды, как будто они чернокожие одноногие многодетные беременные женщины, живущие в США начала 20 века. Откуда что берется?

А вы внимательно почитайте декларацию о суверенитете 1990 года и закон о независимости 1991 года и увидите, что большинство целей, изложенных там, не реализованы до сих пор, спустя 23 года. Согласитесь, хорошо ли, плохо ли, но мы обрели независимость, строим национальное государство, еще не до конца построили, не до конца осмыслили. Многое из того, что происходит сегодня, психологи-философы называют бегством от свободы. Свобода – это всё-таки ответственность за свои поступки, за свои слова, за свой выбор. А у нас заморозка произошла, и она длится довольно долго, и многие темы, которые надо обсуждать даже с точки зрения науки и социологии, они не обсуждаются, потому что ну как бы не принято. Я могу назвать вам сотню тем, которые необходимо изучать, включая упомянутые вами межнациональные браки, но этого нет, у нас считается, что об этом даже говорить нельзя, проблема загоняется внутрь. Вот элементарно, я не против того, чтобы люди разных национальностей общались, женились по любви, но как это влияет на людей? на второе, третье поколения? Кем они будут? Это надо изучать. Об этом надо говорить! Но у нас это – дурной тон.

Если вы о самоидентификации потомков смешанных браков, то в Казахстане они, вероятно, будут казахстанцами, казахами. А вообще, поднимайте свою культуру, экономику, страну и тогда станете привлекательными, представители любых этносов будут ассимилироваться с вами. Этот закон работает везде, не только у нас, что тут изучать.

Смотрите, Гульнара, вот я поймал себя на мысли, что вы говорите, как будто вы не гражданин этой страны. Почему вы не говорите "нам",  "мы"?

Это всего лишь грамматика, синтаксическая безличная конструкция, помогающая ясно выразить мысль. Я могу сказать: мы должны поднять культуру, мы должны поднять страну, но звучать будет коряво. Особенности языка, и никакой идеологии.

Хорошо, но все же я не разделяю вашего оптимизма, я не уверен, что потомки будут казахами. У нас одно время все носились с идеей плавильного котла, но ничего же не вышло.

Но ведь сами националисты любят выискивать «чужие» корни у кого только можно и уличать человека, занимающего высокий государственный пост, в том, что он не казах, а, например, уйгур, даже если у него совершенно четкая самоидентификация себя как казаха. Национальность – это ведь вопрос самоидентификации, и только, все остальное фашизм.

Ну вот Серикжан Мамбеталин в последнее время эту тему тискает, и я не считаю его умным человеком. Я согласен, что это даже не фашизм – это нацизм. Есть такой персонаж в Турции – Тургут Озал, очень уважаемый в Алматы, здесь в его честь названа улица, – он был курдом, но сделал для Турции не меньше, чем многие этнические турки. Я не против того, чтобы человек был корейцем, немцем, уйгуром. Это сегодня какая-то неинтересная заразная тема. Казахская история, культура, быт – вот это надо развивать, об этом надо говорить.

Разве не говорят? По-моему, только и говорят, и пишут, и снимают, правда, все в духе такого большого мифа о самих себе.

- Ну а король Артур? Это средневековый персонаж, тем не менее он ведь никому из современных англичан не мешает. А у нас идут поиски, понимаете? Мы всего-то прожили 23 года, более или менее не оглядываясь на кого-то; люди к этому столетиями шли, и перекосы будут, неизбежно. Знаете, я в начале 1990-х годов случайно купил один сборник, в чёрном таком переплёте, он назывался «Юмор Центральной и Восточной Европы начала 20 века», это время распада и Российской империи, и Австро-венгерской, и читая, просто ухахатывался – это один в один наши газеты, один в один наши движения, даже миф о том, что пророк Ной произошел от них, есть и у болгар, и у чехов, и у венгров. Это естественное состояние любого общества, получившего независимость. Я повторюсь: наш суверенитет еще не состоялся, нам еще предстоит его осмысливать и отстаивать прежде всего перед собой.

Вы имеете в виду политический суверенитет?

Ну во-первых, события на Украине, это очень сложные, судьбоносные события, которые надо осмысливать. Вот почему я сейчас не сильно лезу в фэйсбук? Я на самом деле серьёзно думаю о том, как нам следует жить дальше, или даже  элементарно как это понять, по событиям на Украине. Ведь при огромной симпатии к украинцам, я считаю, что многие вещи они делают совершенно неправильно, и вот этого юношеского максимализма, которого там через край, нам нужно избежать. Просто это большая ошибка политиков, экономистов, интеллигенции – считать, что основная масса народа думает и ведет себя рационально. Сегодня люди Нобелевские премии получают за то, что доказывают: люди не думают рационально!

К слову об ошибках Украины: одна из них заключалась в языковой политике. Мы тут не повторяем их?

А что нам надо делать? Понимаете, выбор языка – это ведь не только выбор филологического инструмента, которым человек выражает свои мысли, язык в большей степени формирует и мышление, и отношение к некоторым вещам. Согласитесь, притом, что все мы граждане одной страны, притом, что все мы имеем вроде бы одинаковые права и обязанности, которые красиво в любой Конституции расписаны, мышление у нас разное, отношение разное.

То есть общество разделено по языковому признаку?

Да, это так, и отрицать это невозможно.

А что делать? Русскоязычные, даже в совершенстве выучив казахский язык, думать все равно будут по-русски, это уже часть их самоидентификации, личности.

А вот об этом и надо думать, это вопрос самосохранения общества. Тех, кто думает, говорит по-казахски, с каждым годом будет все больше, через 10-20 лет ситуация изменится, скажем так, казахскости будет все больше, и если вы хотите продолжать свой образ жизни, сидеть в кофейнях и вести умные беседы, то всем надо консолидироваться.

Знаете, я расскажу вам историю, несколько длинную для интервью. На днях я была на собрании одной компании сетевого маркетинга, ну я покупаю у них витамины всякие, БАДы, и мой продавец уговорила меня послушать лекцию о каком-то новом продукте. Большой зал в здании на улице Раимбека был полон женщин – это распространители, продавцы. Разговорившись с ними, я узнала, что почти все они приезжие, безработные и продажа этих витаминов буквально на улице для них единственный шанс поправить свое материальное положение. Ради этого женщины готовы на все, их на тренингах заставляют ходить по битым стеклам – для смелости, потому что продавать-то надо и незнакомым людям. И знаете, что их объединяет кроме того, что все они приезжие, безработные, живут ниже улицы Раимбека? Они очень плохо или совсем не говорят на русском языке. И проблема ведь не в дискриминации по языку, а в том, что, не зная русского, а зная один казахский, они получили слабое образование и практические навыки. Вы не чувствуете свою ответственность перед ними?

А почему я должен чувствовать ответственность? Я нигде и никогда не призываю не знать других языков. Чем больше люди знают, тем лучше, у меня лично человек десять знакомых, которые владеют казахским, китайским и английским, или казахским, монгольским и английским, и они вполне конкурентоспособные люди.

Айдос, ну это старая присказка. Забывшие русский язык и владеющие только казахским, никакой монгольский и английский в придачу не выучили и в массе своей никогда не выучат. Это не реально, что все казахи вдруг заговорят на английском вместо русского.

Гульнара, знаете, чему я рад? Тому, что сегодня очень много казахов, которые выросли в советское время, два-три поколение горожан, знающих только русский язык, которые прикоснулись через русскую культуру к мировой сокровищнице, получили хорошие знания и так далее, что они все больше будут сталкиваться с казахским фактором. В свое время Алматы, Усть-Каменогорск, Петропавловск были стерильно русскими городами, но все меняется. Я считаю, что будущее казахов – это будущее именно городских казахов, вопрос в том, какие это будут казахи? Есть большой исторический ценовой выбор, который стоит перед казахами – это модернизация. И в рамках него идет очень болезненный, неприятный процесс урбанизации.

Почему неприятный?

Потому что урбанизация в том виде, в каком осуществляется сейчас, когда нет даже намеков на то, чтобы этот процесс возглавить, она больно бьет и по стране, и по режиму, и по обществу. Хаотичные миграционные процессы в будущем неминуемо аукнутся, Жанаозень тому яркий пример. Город, рассчитанный на 40-50 тысяч человек, в котором живут свыше 120 тысяч, рано или поздно взорвется. Мне интересно было смотреть на социальные сети, когда произошли эти события в Прайм-Плаза с Кайратом Нуртасом. Люди вдруг увидели другой мир и ужаснулись: ах, а мы тут сидим в кофейнях в центре города, пируем, пьём капуччино, размышляем о Вольтере, а тут такое происходит. Будет хуже, если ничего не предпринимать.

А что нужно предпринять? Притом что у нас, как всегда, возникает этот неловкий момент понимания, что в кофейнях сидят те, кто говорит на русском, а ломают ограждения на концерте Кайрата Нуртаса те, кто говорит на казахском. И мы опять в тупике неудобной темы, о которой трудно говорить.

Общество стремительно меняется, вот что я скажу. Казахстан будет все более и более казахским, лет через 20-30 все это будет представлять сегодняшний Шымкент, который, кстати, с точки зрения социальной мобильности фору даст другим, и Акмолинской области, и Кокшетауской. И если вы хотите остаться в своих кофейнях, то вам надо сделать шаг по направлению к тем, кто ходит на концерт Нуртаса. Понять их. Ведь нравится вам это или нет, но по своей сущности вы казашка.

Конечно, у меня никогда и не было вопроса с самоидентификацией.

Нет, ну я говорю с точки зрения архитипов, вы представляете собой тип городского русскоязычного казаха. И вас будет все меньше и меньше, но что придет на смену – очень важный вопрос, это вопрос будущего страны. Меня очень часто ругают русскоязычные казахи, а я о них, может быть, больше всего и беспокоюсь. Вот возьмите Мохаммеда Аль-Барадея – за него же никогда не будут голосовать египтяне, ему никогда не стать президентом Египта, хотя, может быть, это было бы благом для страны. Потому что он очень далек от народа, он чужой, но его социальный класс долго игнорировал реальность, игнорировал народ, в то время как исламисты вели усиленную работу, строили в кварталах спортивные залы для молодежи, школы, и сегодня за ними сила. У нас происходит то же самое.

Многое из того, что происходит сегодня, психологи-философы называют бегством от свободы.

Что же?

Обычно в политике к власти приходят люди, которые являются архитипичными и прототипичными, то есть не самые лучшие, не самые умные, не самые достойные, а те, кто на сегодня представляет наилучшую фигуру с точки зрения среза общества. Сегодня я знаю два персонажа, которых считаю абсолютными проявлениями казахскости, есть, допустим, Мухтар Шаханов, абсолютный представитель казахского социума, живущего в селе, которое только-только приходит в город со всеми своими плюсами и минусами. Я не говорю, что Шаханов плохой, я говорю, что он типичный представитель этих людей, он стал лидером не потому, что он кого-то куда-то ведёт, а потому, что он наиболее яркий из этого социума, он писатель, поэт. Есть много людей, которые никуда не ведут, но они яркие представители, вы удивитесь, отъехав от Алматы на несколько километров, увидев, как его там почитают, все его книги на полках в ряд стоят. С этим надо считаться или не надо?

В любом случае, придется. А кто второй?

Нурсултан Назарбаев, тоже абсолютный казах, носитель казахскости, но уже другой, он хочет быть и жить лучше, он хочет учиться чему-то новому.

Да, президент вроде бы и почвенник, и западник, его нельзя отнести к русскоязычным казахам, но по взглядам он ближе к ним. Этот тип прогрессивней, правда?

Ну вот завтра конкуренцию этому типу будет составлять персонаж, условно скажем «Шаханова». Аль-Барадей тоже прогрессивней, чем Мурси, но какое это теперь имеет значение?

А вы сами не хотите вести за собой людей? Почему, часто выступая, вы обычно молчите, когда происходит что-то важное. Или ужасное, – например, бьют стюардессу?

Гульнар, я могу назвать вам миллион тем, по которым ни вы, ни я не выступаем, по стюардессам я сказал, что с точки зрения человечности и культуры – это плохо, но давайте разбираться в том, почему это произошло? Вообще сегодня должен быть внутриказахский пакт, когда люди проговорят важные для нации вещи, согласитесь, что за 20 лет у нас только начали появляться какие-то колонки, публицистика, вот Тулеген Байтукенов пишет, вы пишите, еще какие-то вещи происходят – очень выборочно, часто очень тупо. Но хорошо, что это происходит, мы находимся в поиске, мы двигаемся.

Источник: esquire.kz

Средняя: 5 (1 оценка)

Мнение.

Украина сама нарвалась на то что там происходит. Как это произошло ? Да вот так вот. Украинскии народ потерял бдительность, потянулись за Европейскими ценностями, за Американской демОкратиеи, ЮщенКО, ТимошенКО что тО ляпнула. Тут подключился точнее отключился газ. Европа начала мерзнуть в своих комнатах со своими ценностями и пошло поехаЛО. Янукович немного ранее Майдан. вооот. Одним словом украинцы забыли что они украинцы, своя культура, терпимость, как щас модно говорить толерантность утеряла потеряла (впрочем называйте как хотите)  Мозги где то там потеряли, мудрость потеряли, ценности присущие украинскому народу. Ценности которые непонять ни русским ни европе ни американцам ни кому либо еще. А теперь стали жертвами двоиных стандартов, грязной политики, Гео политики, китаиских товаров (крымскии порт. китай и россия ведь за одно) Начали друг - друга , брат - брата стрелять, жечь ...

А что нам делать казахам ? Хорошии вопрос !!!  Нам надо развивать разносторонне нашу страну (культура, быт, ЗНАНИЯ  очень важно, язык и многое другое) А шелковый путь о котором говорит наш с вами Президент и правильно говорит. Он сказал, а нам надо делать. Ведь через нас будут проходить не только товары но и знания, культура и прочие нам с вами казахи нужные вещи. И самое главное не потерять БДИТЕЛЬНОСТЬ

Как мне моя бабушка и дед говорили: БАЛАМ ҰЙЫҚТАСАҢ ДА , СЕРГЕК ҰЙЫҚТА

а русским народным языком говоря: НЕ РАССЛАБЛЯИСЯ. А ТО ВЫ_БУТ

а то что касается Сарыма его надо закинуть в глубинку, там быстро проверят кто он и что он

О... Любят у нас из мухи  слона лепить. Я про комментаторов.  Об интервью - тетка  конкретно насела на Сарыма. Это факт.

Комментарии

Болтун и демагог. Плохо знает историю.Даже переиначивает на свой лад. Это расчет на необразованного человека.

Прогнозы его не оправдаюся .

Плохо кончит.

Саримов, так когда же Россия распадётся? Ты так яро и уверенно об этом утверждал. А тут, Крым прирос.

Сарым работает по заданию властей. О нём постоянно напоминают сми, успокаивающими казахских политиков статьями о скором торжестве их идей. Главная мысль - надо просто ждать и ничего не делать. Само всё сложиться. Другой пример, "Время" регулярно выносит на свои полосы его мутно-мудрые цитаты из соц сети. Он влазит во все национальные казахские проекты и там, доводит ситуацию и идеологию до бардака и абсурда, выставляя инициаторов перед публикой в идиотском виде. И после этого тихо исчезает, чтобы потом всплыть в очередной инициативной группе. Такой вид работы в КГБ назывался разложенчество. Наглядный пример, подконтрольности, когда РФ захватила Крым, поступила команда молчать и не возмущаться. Курируемый АП "антироссийский" клоун Тайжан, официально заявил об уходе. А Сарым, просто исчез. Хотя раньше реагировал на такие события немедленно. Если завтра объявят очередной курултай или казахский конгресс, Саримов сразу там выплывет и всё развалит.

Очень интересное интервью. Оба товарища слегка пикировались,  но это только придало остроты: )

Да.Нечисть полезда из своих нор.Не зря Сарыма так долго готовили  пиндосские фонды "демократии". Добазланился гадёныш:"Гитлер -ответ на всякие георгиевские ленточки".!!!!!!Итак,Казахстан,внимание:начинается майданизация и сначала в прессе. Схема заработала.Будьте бдительны.Надо чётко знать послужной список этого проводника идей заокеанского идеолога оранжевых,к которым этот озлобленный противник георгиевских ленточек принадлежит.Не зря кормили его и неплохо   ЦРУшные НПО.Хлеб их поганый зря не пропал.Перед нами скинувший маску враг .Враг победы во второй мировой,враг мира с Россией и независимости Казахстана от захватнической политики Пиндосии.И это только начало.Час "Ч" для этих гнид наступил.

Сарым не так глуп, как кажется обывателю. Его риторика, это то, что хочет услышать его поклонники, - национализм завернутый в псевдонаучную обертку. И это совершенно не то, что есть на самом деле, и не то, что есть в сознании Сарыма.
 

Он говорит так,как его прозомбировали пиндосы.Таким разрушителям майданутым уже появилось название:евробыдло.Технология следующая:с ними происходит контакт по системе вербовки.Нащупывается слабые человеческие стороны:амбициозность,комплксы,нереализованность,завышенная самооценка,уверенность,что их недооценивает родина и пошло-поехало.Нажимаешь на кнопку - получаешь результат.Нужный ставящим задачи.Элементарно,Ватсон.И такой бамбик уже готов торговать оптом и в разнос  интересами родины. А инфа,которую в клювик им вставляют спецы , одна и та же.Они её несут без изменений от Африки через Украину и прямо в Казахстан.  Морды у исполнителей чуждой воли только меняются по странам певцов-исполнителей,а смысл один:Сдавайся.Пиндосам.

Не болтун и не демагог. Смикшированная инфа в нужном для предельно чётких целей: разворошить Казахстан.Для этого годиться все:враньё,передёргивание,национализм самый радикальный.Правосеки-штурмовики лепятся устами вот таких агентов влияния. Тогда вопрос:а есть контрагенты на таких лазутчиков-диверсантов?Или ждать будем пока лодка хлебать вонючую майдановскую воду начнёт и у нас?

Не так давно Айдос, вполне открыто инструктировал-курировал Мамая и Тайжана. Програмы им писал и говорил, что делать. Анти-евразийский форум он активно готовил и одновременно мутил.  Ну и потом, форум и подобные идеи оказались посмешищем, а Айдос профессионально исчез в тумане.
 

Будущий герой казахского майдана. Готовит,готовит. Вбуханные в него бабки надо же отрабатывать.Ставка на радикалов  разумеется.Но то что слился с антиевразийского форума,позорно. Его идея и его пропаганда. воззвал,побежали,а он в кусты.И не объяснил почему.По-тихому слинял.

Будущий герой казахского майдана. Готовит,готовит. Вбуханные в него бабки надо же отрабатывать.Ставка на радикалов  разумеется.Но то что слился с антиевразийского форума,позорно. Его идея и его пропаганда. воззвал,побежали,а он в кусты.И не объяснил почему.По-тихому слинял.

Этот Сарым обыкновенный провокатор, работающий от властей. Но самое противное, что казахские патриоты хотя и видя это, но каждый раз идут, как стадо за ним и попадают в позорное болото. А Мамай подчиняется Сарыму. После следствия, он на крючке у властей и явно давал подписку о сотрудничестве. Иначе бы не отпустили. Тайжану тоже приказано подчиняться - он проект АП. Вот и весь расклад, за котороым толпами, как за приманкой идут в болото патриоты Казахстана.

Да.Попахивает провакаторской деятельностью. Взбаламутить народ - и в кусты. В такие стрёмные времена, как сейчас, именно такая плесень бурно размножается.Закон жизни.И всё-таки надо чётко понимать,что этот человек прошёл не хилую обработку,когда работал в американском фонде по продвижении демократии.Вот и продвигает.

Меня интересует другой момент.Откуда такие формируются?Папаня его и дед против герогиевских ленточек чтоля  воевали во второй мировой,что он так их не любит? Пришпилил объединённый в то время мир их задницы к Рейхстагу , и теперь внучёк видать ядом истекает,когда видит,так что ли?

И как этот хитро-мудрый не поехал жечь одесситов.Это именно тот практический случай,когда пиндосраки кучкуются все вместе,как стая шакалов.

Потому и не поехал, что крысиная натура. Если одесситы победят, то дома он будет бормотать об экстремизме. А вот если бандеры зальют город кровью и запугают одесситов, то, тогда он туда приедет, как "батыр" борющийся за свободу мамбетника и связанного федералиста радостно отпинает.

Сам по себе- это как?Анонист что ля?Политический.Нет.Ему не за это пиндосы деньги платили.Работай теперь передком во славу демокартии по-американски.А то куратор звёздно-полосатую клизму вставит.

Кроме Сарыма, есть ещё один провокатор. Редактор "Зона-Кз" Мизинов. Этот еврей постоянно провоцирует русско-казахские драчки и разборки. А сегодня, специально уточняя, что скоро День Победы, он нашёл какого то придурка под видом историка. Тот заявляет, что Гитлер был правильным и правильную войну вёл. А во всех бедах и самой войне, из-за которой наши предки казахи и другие нации на фронте гибли, русские виноваты. Куда КНБ смотрит? Или Украину-Одессу ждут?

Ну,этого Мизиного даже смешно как-то даже и обсуждать.Потому что по причине его печальной национальности господин Гитлер сделал бы из него барабан для юных гитлерюгенд, и все дела.А счёт за освежевание неутешным  родственничкам аккуратно бы прислал по почте,немецкий порядок,знаете ли.Вот тогда бы они "историку" этому морду-то и набили.А так,конечно,можно греть жопой кресло в студии и безопасно рассуждать о правильном дяде Гитлере.В РК же нет "правого сектора" (слава Аллаху),а не то бутылкой молотова долбанули бы подсюсюкивающего им редактора Зоны(название-то какое говорящее и предсказывающее судьбу-хе-хе) и прямо, что интересно, в студии долюанули,на рабочем, можно сказать месте, при исполнении,где он страстно и восторженно вещал про их отца идейного-фюрера.Мда.Чудны дела твои,Господи! Кафка с Кустурицей в одном флаконе бормотухи.

ЕСЛИ Я В ЧЕМ ТО НЕ ПРАВ, ПОЖАЛУЙСТА ПОПРАВЬТЕ МЕНЯ. ДИАЛОГ ГОВОРИТЕ ?

Отмудохать именно организатора Мизинова, за такое осквернение памяти наших предков-победителей - святое дело. Даже долг! Память надо беречь и охранять. В День Победы, это в самый раз будет.

Узнаю родную казахскую душу. Всё сказал,как спел. Молодец,Мен Казакпын. Лучше не скажешь. И бабушка твоя правильно тебя воспитала.Будьте бдительны,люди:фшизм возродился и начал жечь,убивать,добивать и глумиться над мёртвыми.Что нам делать?А что нам делать,действительно? Пиндосы и их странный урод-президент рад крови и  хочет ещё .Долить в кровавую бочку Ирака.Сирии,Ливана,Афганистана, спровоцированной Грузии и Северной Осетии,Египта.Теперь Украины,которая озверела и жрёт своих детей под радостный хохот звёздно-полосатого негодяя. Мне кажется,если молчит трусливо Запад,молчит Россия,молчит Китай,молчат все страны мира,глядя на шабаш нелюдей,то конец этой истории будет страшен.Фашизм  растёт и внутри всех стран, как плесневая гниль, пухнет и рвётся наружу.Сарым,Мизинов не понимают  своим куцым умишкой,что гоблины фашистской нечисти уже здесь и готовы убивать.И их тоже.При нашем общем боязливом молчании.

Страшные времена настали.Люди жгут людей.Граждане когда-то одной страны.И это всё сотворили американцы. Страна уродов.

Да.Вытащила из него компромат на самого себя.Распустил Сары павлиний хвост,а зря.Времена сейчас признаваться в любви к Гитлеру и в нелюбви к георгиеским ленточкам не те. Снайпер Второй Мировой войны,герой Ибрагим Сулейманов,убивший 239  фашистов на огневой позиции Калиниского фронта, для иллюстрации своей исторической правоты, даже пули на него не стал бы тратить . А на штык насадил, как муху, и выставил на главной площади страны,как пособника врага, в кровавой войне против которого погибли миллионы.