:: Женис Байхожа. АЛМАТЫ ПРОТИВ ПЕКИНА

Просмотров: 7,824 Рейтинг: 3.5

Менее двух месяцев отделяет нас от того дня, когда члены МОК на своей сессии назовут столицу зимних Олимпийских игр 2022 года. Как известно, претендентов лишь два: Алматы и Пекин. А решающее голосование состоится 31 июля в Куала-Лумпуре (Малайзия). Сегодня мы попытаемся проанализировать, какой из городов имеет больше шансов на победу.

"ЗА" И "ПРОТИВ"

Среди казахстанцев очень много противников идеи проведения в Алматы зимней Олимпиады - возможно, их даже больше, чем сторонников. И сегодня они откровенно желают победы столице Поднебесной, имея, кстати, полное на то право. Однако, на взгляд автора этих строк, в данном вопросе не стоит быть излишне категоричным, поскольку на каждый минус найдется свой плюс, и в целом они уравновешивают друг друга. Да, экономическая ситуация в нашей стране непростая, причем в ближайшие годы она, если исходить из прогнозов международных экспертов, предрекающих сохранение низких цен на нефть, может еще больше осложниться. В таких условиях тратиться на столь дорогостоящее мероприятие вроде бы неразумно. Но в то же время не будем забывать, что примерно половина необходимых спортивных сооружений уже есть, кое-что дополнительно появится к зимней Универсиаде-2017, а значит, строить непосредственно к ОИ-2022 придется не так уж много.

Что же касается транспортной и прочей инфраструктуры, то Алматы в любом случае должен расти, развиваться, а значит, это будут оправданные расходы. Не одной же Астане процветать. Кроме того, в отличие от ЭКСПО и тем более Азиады-2011, проведение белой Олимпиады может окупиться если не полностью, то хотя бы процентов на 60-70 - все-таки интерес в мире к ним очень велик. Особенно со стороны самых богатых стран (Западная Европа, Северная Америка, большая азиатская тройка), где зимние виды спорта весьма популярны. Соответственно они готовы платить значительные суммы за телетрансляции с соревнований. Например, недавно появилась информация о том, что кабельный оператор Comcast заплатил за право показа сочинской Олимпиады на территории США 775 миллионов долларов, а выручил свыше одного миллиарда (за счет абонентов и рекламодателей). И это только в одной стране. Да, доходы от продажи прав поступают в МОК, но часть их затем перечисляется организаторам Игр. Олимпиады также очень привлекательны для крупных спонсоров, туристов, что тоже выливается в значительные денежные поступления. Впрочем, степень окупаемости затрат зависит и от того, насколько грамотно будет выстроена работа в этом направлении, а также от аппетитов тех, кому доверят распоряжаться средствами, выделенными на проведение Игр. А вот как раз-таки с этим у нас есть очень серьезные проблемы - желающих поучаствовать в "распиле" хоть отбавляй.

Другой очень важный вопрос - использование олимпийских объектов после 2022 года: тут тоже есть опасения относительно того, будут ли они в достаточной мере загружены. Что же касается имиджевых выгод для Казахстана (а это, помимо всего прочего, имеет непосредственное отношение к экономике, поскольку напрямую связано с инвестиционной привлекательностью), то, пожалуй, ни одно другое событие не сравнится в этом плане с Олимпиадой: в течение как минимум 16 дней к нашей стране будет приковано внимание всего мира. Так что каждому из нас стоит все тщательно взвесить, прежде чем решить для себя, "болеть" 31 июля за Алматы или за Пекин. Существует целый ряд критериев, которыми МОК руководствуется при выборе столицы Олимпиады. Сначала соответствие кандидатов этим критериям определяет оценочная комиссия, которая с выездом на место изучает возможности и условия проведения Игр в этих городах, после чего готовит для МОК подробные доклады.

Впрочем, каждый из участников голосования (а их будет около сотни - во всяком случае, так было при выборе столиц зимних Олимпиад 2014-го и 2018-го) может принять решение, исходя не только из содержания этих докладов, но и от личных пристрастий. Тем не менее соответствие установленным критериям обычно имеет определяющее значение.

Ниже названы ключевые из них, "базовые", и на основе этих критериев оцениваются шансы городов-кандидатов.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Первый - политическая стабильность, безопасность участников и гостей Олимпиады, включая туристов. Со стабильностью и там, и там обстоит одинаково неплохо, а вот в плане обеспечения безопасности столица Китая, принимавшая у себя массу крупных международных мероприятий, имеет более богатый опыт. Да и соответствующие службы там более профессиональны. Личное наблюдение: в Пекине во время летней Олимпиады-2008 они работали вроде бы незаметно, но очень эффективно, тогда как в Алматы в дни Азиады-2011 полиция была слишком назойливой, что негативно влияло на атмосферу Игр. Кроме того, в Китае уровень преступности заметно ниже, чем у нас.

Второй - гарантии финансовой состоятельности проекта, включая государственную поддержку. Тут примерное равенство, хотя Китай как одна из крупнейших экономик мира может дать более высокие гарантии в случае каких-то непредвиденных обстоятельств (например, финансовый кризис или, не дай бог, масштабное стихийное бедствие).

Третий - готовность спортивных объектов. А в этом пункте преимущество имеет уже Алматы. Как сказано выше, примерно половина необходимых спортсооружений была введена к Азиаде-2011, еще несколько возводятся сейчас к Универсиаде-2017, и фактически надо будет строить только санно-бобслейный комплекс. В Пекине же под соревнования, проводимые в закрытых помещениях (в основном ледовые), планируют приспособить объекты, сохранившиеся с летних Игр 2008-го, а все снежные трассы будут размещены в 200 километрах к северо-западу от столицы, около города Чжанцзякоу - их надо еще построить. Впрочем, члены МОК наверняка примут во внимание способность китайцев быстро построить все, что угодно.

Четвертый - компактность расположения олимпийских объектов. Здесь тоже предпочтительнее выглядит Алматы: самый дальний объект (лыжно-биатлонный стадион) находится примерно в 30 километрах от города. Тогда как в случае с Пекином расстояние, повторимся, составит 200 километров. По сути, там соревновательная программа будет поделена между двумя городами, что МОК, мягко говоря, не приветствует. Но в Китае уже приступают к строительству высокоскоростной железной дороги между ними, по которой до лыжных трасс можно будет добраться менее чем за час.

Пятый - транспортная инфраструктура. В обоих городах очень большое количество автомашин (и там, и там в среднем по одному авто на трех жителей). Соответственно, оба страдают от автомобильных пробок и, как могут, борются с ними. Во время ОИ-2008 в Пекине были выделены специальные полосы, по которым могли ездить только "олимпийские" транспортные средства. Насколько подобное реализуемо на относительно узких алматинских улицах? Можно, конечно, расширить их, построить кучу новых развязок, но во сколько это обойдется, если учесть не только стоимость строительных работ, но и размеры компенсаций за снос "мешающих" объектов?

Шестой - опыт проведения крупных международных соревнований (мировые чемпионаты, этапы Кубка мира и т.д.). Тут безусловное преимущество у Пекина, который уже давно и постоянно принимает у себя состязания подобного рода. А Алматы, да и Казахстан в целом, только в последние годы стали проводить такие турниры. Например, первый в нашей стране чемпионат мира по олимпийскому виду спорта (боксу) состоялся лишь в 2013-м.

Седьмой - погодно-климатические условия. Это касается лыжных видов спорта. С одной стороны, в Алматы выпадает больше снега, чем в Чжанцзякоу, но с другой - вероятность неожиданной оттепели в нашей южной столице выше. Вспомните Азиаду-2011, когда в самый разгар зимы, в первые дни февраля, лыжная трасса в "Солдатском ущелье" превратилась в месиво, что поставило под угрозу проведение гонок и серьезным образом повлияло на результаты спортсменов.

Восьмой - экологическая ситуация. С этой точки зрения оба города относятся к категории неблагополучных. Проблема особенно обостряется в период отопительного сезона, на который и приходится время проведения зимней Олимпиады. Но по сравнению с пекинским смогом алматинский - это еще цветочки. Хотя в Китае благодаря жесткой командной системе и выработавшейся у людей дисциплине научились снижать уровень этой угрозы на время крупных международных мероприятий.

Девятый - поддержка идеи проведения Олимпиады со стороны местного населения. Возможно, в Китае и есть недовольные выдвижением кандидатуры Пекина, но либо их очень мало, либо они почти никак себя не проявляют, что неудивительно, если вспомнить специфику этой страны. Тогда как в Казахстане, в том числе и в самом Алматы, напротив, голоса противников звучат намного громче, чем голоса сторонников. Наверняка это найдет отражение в докладе оценочной комиссии.

Десятый - принцип географической ротации. Обычно МОК стремится соблюдать очередность континентов, но в данном случае такой подход неприменим. Вторые подряд зимние Игры пройдут в азиатской стране (после ОИ-2018 в корейском Пьончанге), однако тут некуда деваться - иных кандидатов просто нет. А потому Алматы и Пекин находятся в равном положении. Но есть и другой момент: МОК старается избегать предоставления права на проведение Олимпиад одной и той же стране в течение определенного промежутка времени и при прочих равных условиях отдает предпочтение той, куда олимпийский огонь еще не заглядывал. А Пекин относительно недавно принимал летние ОИ-2008. Поэтому тут небольшое преимущество имеет Алматы, хотя согласно шестому критерию (опыт проведения крупных международных соревнований, к коим Олимпиады тоже относятся) предпочтительнее выглядит китайская столица. Такое вот противоречие. Есть еще несколько критериев, но они не столь значимы.

Итак, подводим итог: 4,5 балла у Алматы против 5,5 у Пекина. Или 45 процентов против 55. То есть шансы казахстанского города-кандидата чуть ниже. Но это всего-навсего наш прогноз, который вполне может быть опровергнут результатами голосования, намеченного на последний день июля.

Кстати, недавнее "вето" Конституционного совета РК на законопроект, предлагающий в том числе запретить "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений" (он аналогичен российскому, который вызвал резкую критику со стороны либерального Запада), скорее всего, было связано как раз таки с необходимостью повысить шансы Алматы в олимпийской гонке. Ведь незадолго до этого группа "звезд" мирового спорта призвала президента МОК Томаса Баха повлиять на казахстанские власти, с тем чтобы "гомофобный законопроект" был отозван. Как известно, осенью прошлого года на сессии МОК было принято решение дополнить Олимпийскую хартию пунктом о недопустимости дискриминации на основе сексуальной ориентации. И именно на этом делали акцент авторы обращения. Данный пример лишний раз убеждает нас в том, что спорт тоже может быть частью политики

Источник: http://camonitor.com/16569-ocenivaem-shansy-kandidatov-na-provedenie-olimpiady-2022-schet-4555-ne-v-nashu-polzu.html

Средняя: 3.5 (2 оценок)

О , спорт, ты мир!!!

 

Но это "мир" очень накладный. С другой стороны, это витрина государства. Там где нет большого спорта, спорта высших достижений... В общем это предмет особой гордости.  Если эжтого нет - тоже ведль ничего хорошего в этом нет по большому счету то.

У казахов с этми в принциипе - не так все плохо, как у Туркмении или Малайзии: - ))))

Комментарии

Я лично за проведение Олимпиады чего бы это нам не стоило. Я бы сказал так - чего стоит вообше наша государственность покажет проведение такого мероприятия как Олимпийские Игры. Рухнем как греки, или будем хоть как то развиваться дальше.

А статья, кстати, хорошая, трезвая такая.