:: Айгуль Жилкишина, специально для dialog.kz. СИНТОН - ПОДХОД К ЖИЗНИ

Просмотров: 2,734 Рейтинг: 4.3

В последнее время очень востребоваными стали специалисты по развитию личности. Успешная карьера, личные достижения, а также признание близких — к таким показателям стремится каждый из нас. О том, как такое сможет совершить практически каждый, кто согласен приложить максимум усилий, мы поговорили с основателем тренинг-центра «Синтон», доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым.

Н. И. Козлов - президент Ассоциации практических психологов и консультантов, со-председатель Международной Ассоциации профессионалов развития личности, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), основатель и ректор Университета практической психологии. Профессор Козлов является автором-разработчиком и ведущим программ развития личной эффективности.

Признанный эксперт в вопросах развития лидерских качеств, харизмы и авторитета Николай Иванович за 30 лет успешной работы провел более 500 тренингов личной и бизнес-направленности. Профессор Козлов консультирует первых лиц компаний, предпринимателей и руководителей по вопросам развития лидерских качеств, харизмы и авторитета. Достижения этого ведущего российского писателя в области практической психологии также примечательны - за 15 лет тираж книг Н. И. Козлова превысил двенадцать миллионов экземпляров.

- Добрый день, Николай Иванович! Начиная с 90-х годов во всем мире, не только на пространстве СНГ, появилось большое количество лже-психологов, обрушившихся на людей наряду с потоками информации. Вы известны на всем русскоязычном пространстве как выдающийся практический психолог, и через «Синтон», созданный Вами клуб практической психологии, за 34 года прошли сотни тысяч людей. Скажите, пожалуйста, чем их привлекает Ваш метод — Синтон-подход?

- Спасибо за вопрос, Айгуль. Я действительно хотел бы, чтобы о «Синтоне» и Синтон-подходе узнали как можно большее количество людей. Дело в том, что у меня большая тревога за то, что происходит в психологии. Только с течением времени я стал понимать, что психология должна быть другой.

Изначально в эту науку я пришел для себя. Когда-то мне сказали неправду, но удивительно красивую неправду о том, что на факультете психологии готовят гармонически развитых и счастливых людей. Для меня это было важно и я пошел учиться на психолога, однако я быстро понял, что там не учат ничему практическому. С другой стороны, учеба в МГУ дала мне очень многое, так как там работают прекрасные люди. Тем не менее, я сбегал с лекций, читал и изучал то, что я сам смог найти, потому что понимал — абстрактная теория без практических навыков мало что дает. А мне очень хотелось научиться быть счастливым, и самому радовать окружающих людей - это всегда было моей задачей. Будучи уже преподавателем, я стал знакомиться с тем, что в то время назвалось «практическая психология», но в то время я еще не понимал, что она пошла не туда. Тогда я сам стал разрабатывать собственный курс, и только с течением времени понял, как развивалась  психология, начиная с тех времен и до сегодняшнего дня.

- Каковы отличительные черты Вашего подхода к психологии?

-  Я верю в человеческий разум и ценю здравый смысл, мне свойственно инженерное мышление. Я знаю, что умные, толковые люди всегда в состоянии взять судьбу в свои руки, а также справляться с собственными мыслями, эмоциями и чувствами, а также со своей жизнью. Однако им знакомы не все принципы, они научились делать еще не все вещи. В тоже время, если люди всерьёз займутся собой, и будут делать все необходимое с таким же успехом как айфоны, машины и друге механизмы, то они смогут наладить свою жизнь, а также отношения с близкими и дальними людьми.

Все время я изучал, какими знаниями мне нужно обогатить себя, чтобы жить счастливым человеком. При этом я всегда верил, что мы должны быть не просто здоровыми и счастливыми, но также и дарить много хорошего другим людям. Это мне с детства передали мои родители, поэтому для меня это было абсолютно естественной потребностью.

В тоже время во многих других подходах, к сожалению, утверждается о том, что человек  слаб и беспомощен. Людям рассказывают, что на разум полагаться не стоит, и надо жить чувствами, а все ответы на вопросы следует искать внутри себя. «Внутри себя» - это где, в желудке?  Сторонники других подходов считают, что надо жить внутренним миром, и решать только собственные проблемы, т. к. на задачи других людей у нас точно жизни не хватит. Они проповедуют: сил не хватит, нельзя строить большие планы. Или например, (цитирую): «если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Я полагаю, что такого рода психология больше всего подходит для ребенка, а также, для женщин, находящихся на содержании у мужчин, - они могут развлекаться и плакать.

У меня мужской подход в психологии: ты получаешь то, что заработал. Я считаю, что нужно уметь работать и быть ответственным человеком. Человеку необходимо привыкать брать на себя ответственность за свою жизнь, за себя, за окружающих, а также вмешиваться в жизнь. Например, если ты дельный человек (и это доказано жизнью), то ты имеешь право определять не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, жизнь своих детей, а также жизнь тех людей, -  если ты руководитель - которые пришли к тебе на работу. Ты учишь их, как жить и работать, чтобы заработки были выше, а бизнес был социально ответственным.

Отмечу, что людей всегда привлекала моя уверенность в том, что мы можем и должны, как разумные люди, делать жизнь большой, красивой и счастливой. Все шли и сейчас приходят в «Синтон», так как приобретают веру в себя. Однако не ту, которую проговаривают на аффирмациях «у меня получится, у меня получится, у меня получится», а ту веру, которая приобретается на  основе жизненного опыта. Практика показывает: либо ты умеешь делать какие-либо вещи, либо нет. Под ногами всегда нужно иметь факты, реальность, а не просто психологическую уверенность.

- Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, о Вашей теории эмоций.

- С удовольствием! Если посмотреть мои курсовые и дипломные работы как студента факультета психологии, то они все, с первого года обучения, был посвящены эмоциям - это тема всей моей жизни. И что интересно, сколько лет я занимался этой темой, - и первые десять лет, и двадцать лет работы, то у меня всегда было ощущение, что  чего-то самого главного я не понимаю. Лишь после двадцати лет постоянных исследований, размышлений  я  пришел к пониманию некоторых фактов. Поэтому сегодня я рассказываю очень необычные, но очень практичные вещи про эмоции и чувства.

Во-первых, стоит различать эмоции и чувства, причем, следующим образом. Эмоции — это коммуникативные сигналы, которые мы подаем своим лицом, своим голосом, своими жестами другим людям, чтобы они нам помогли - это крик о помощи. Как показали исследования, эмоции в нашем понимании, существуют также в животном мире. Однако имеются они только у двух категорий животных - стадных и домашних. У диких животных,    живущих вне стада, эмоций нет. Например, лось, даже если ему приходится трудно и сложно в лесу, он лицом и голосом никому своих эмоций выражать не будет, так как его услышит только ближайшая осина.

Еще в детстве мое внимание привлекла одна картинка в энциклопедии: рысь, попавшая в капкан. Если она угодила в капкан, то ей больно и страшно. Однако рысь не издаст ни звука, так как хорошо понимает: если она в лесу начнет визжать, то ее (не обязательно охотник, а другие хищники) могут лишить жизни раньше времени. Поэтому она молчит, и если не может освободить свою лапу, она отгрызает ее без единого звука.

А теперь вспомните, как ведет себя кошка дома, если ей нечаянно прижали лапу — визг будет на всю квартиру. В чем разница? Почему одна кошка, когда ей лапу прижало в капкане, молчит, а другая, которой немного больно, - громко кричит. Потому что одна знает: если она издаст звук, то на этом ее жизнь закончится, а другая знает, что на ее крик обязательно прибегут хозяева, пожалеют, освободят и помогут. 

Эмоции рождаются в том случае, когда мы знаем, что можем к кому-либо обратиться, и нам кто-то поможет. Итак, эмоции рождаются просто как крики. У детей изначально есть комплекс оживления и плач. Младенцы с первых месяцев своей жизни ищут, какими средствами, (когда они еще не знают языка — ни русского, ни казахского, ни какого-либо другого) они могут сообщать маме, и требовать от нее, когда им что-то от нее нужно.

Мне было интересно, что ученые исследовали те факты, о которых я еще лет 10-15 назад говорил: когда дети улыбаются мамам, они не просто в ответ маминым улыбкам улыбаются. Дети улыбаются так, чтобы мама им улыбалась максимально, а они улыбались ей минимально. У детей есть стратегия улыбки — это было доказано путем исследований глазодвигательных реакций детей. Малыши рассчитывают, когда и как им улыбаться маме: чтобы она им улыбалась как можно чаще, а сами они трудились бы меньше.  Дети весьма мудрые существа.

Отмечу также, что малыши с детства учатся плакать разными голосами: у их есть плач на маму, плач на папу, плач на бабушку. Они умеют просчитывать отношения с первых месяцев жизни — когда и кому им посмотреть, как и что им делать. В то время как родители думают, что они сейчас заботятся о маленьких беспомощных детях, малыши приучают родителей, как взрослые должны себя вести по отношению к ним.

Дети с малых лет выучивают и придумывают эмоции: обиды, расстройство, гнев. Со временем малыши разучивают «копушу», болезни, скуку. И что интересно, если родители не прилагают никаких специальных усилий, то дети выучивают негативные эмоции. Потому что, по крайней мере, в нашей культуре, если ребенок расстроен, и ему плохо, то родители прибегают к ребенку быстрее всего.

В том случае, если родители не понимают, что ребенок просто управляет ими, и делает это с помощью негативных эмоций, и разрешают действовать ребенку действовать именно таким образом, то у них вырастают капризные, недовольные, скучающие, раздраженные, усталые, ничем не интересующиеся дети. А если бы взрослые взяли управление ситуацией в свои руки, то могли бы научить детей быть энергичными, веселыми, свободными, радостными, живыми, т. е. такими, какими они и должны быть. Для этого стоит переучить детей на те реакции, которые у них должны быть.

Я люблю рассказывать, когда мои дети были маленькими и только учились ходить и бегать, то они часто падали. Обычно дети, когда падают, тогда они что? Они вначале на это никак не реагируют — они не знают, как на это реагировать. Я в то время договорился со всеми домашними, что когда мой сын Ваня упадет, мы все дружно будем кричать «Ура!». Ваня стал падать, я кричал «Ура!», и все вокруг кричали «Ура!» И Ваня стал падать и кричать «Ура!». Он же не знал тогда, как правильно реагировать.

И сейчас умные родители говорят детям, как нужно к чему относиться. Они не разрешают малышам расстраиваться, не разрешают обижаться: «Если тебе что-то не нравится, подойди, скажи родителям, обсуди с ними. Тебя родители любят, они тебе помогут. И они тебе скажут, что не нужно расстраивать ни себя, ни родителей. Пожалуйста, включи голову, подумай, что тебе нужно сделать. Научись это делать».

В фильме о жизни премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер ее психолог спрашивает: «Что Вы чувствуете?». Она ему говорит: «Почему Вы спрашиваете, что я чувствую? Почему Вы не спрашиваете, что я думаю? Сейчас все помешаны на чувствах. Я чувствую, ты чувствуешь, мы чувствуем. Люди — это разумные существа. И самая сильная сторона человеческой жизни — это мышление. Учитесь думать, господа. Все лучшие вещи делаются не чувствами, а мыслями».

- А что же такое чувства?

- Мы с вами как живые физиологические существа, скроены не только из мышц и нервных клеток, у нас есть и гормональная составляющая - серотонин, мелатонин, норадреналин, дофамин и многие другие гормоны. Изменение химизма нашего тела меняет способы реагирования нашего тела: в каком-то состоянии мы хотим спать, в другом — драться, сильно драться или любить. При наличии образования мы хорошо знаем, что при определенном гормональном настрое, например, высоком серотонине, у нас будет уверенность в себе. А если у нас будет высокий дофамин, то мы будем беситься, радоваться, орать от восторга. У нас будет эйфория, однако мы будем достаточно безголовыми существами. Если у нас будет низкий уровень серотонина, то у нас будет чувство вины, мы будем не уважать себя, не верить ни во что,  будем беспомощны. А если будет высокий уровень адреналина, то мы будем либо драться, либо бежать — это зависит от понимания нами сложившейся ситуации.

Отмечу, что чувства придуманы теми, кто привык во всем физическом видеть что-то душевное. Сейчас люди, глядя на свой автомобиль, рассказывают: это мальчик, это девочка, у мой машины такой характер. У человека есть различные физиологические состояния. Если у ребенка высокий уровень окситоцина, то ребенок хочет к маме прижиматься. И мама хочет прижиматься — то ли к ребенку, то ли к мужчине. Кстати, и мужчина с высоким уровнем окситоцина тоже очень любит своих близких, и всяких посторонних женщин прогоняет поганой метлой.  Но люди это сугубо физиологическое состояние начали называть не просто состоянием организма, а своим чувством. Чувством любви, чувством ярости, чувством страха, чувством уверенности в себе. А что они от этого приобрели, что потеряли?

Приобрели много хорошего. Например, чувство высокой любви — это одна из самых красивых сказок.  Это чувство они еще плохо знают, и ему еще надо обучать наших детей. Кроме того, красивые чувства — это творчество людей, они стали частью нашей культуры. И этим возвышенным чувствам нам нужно обучаться. 

Однако если мы хотим управлять нашими чувствами,  то стоит (в данном случае я говорю это как врач) знать свою физиологию. Кроме того, существует закон управления своими чувствами. Я его открыл, и был удивлен, почему наши коллеги не знают этого закона. Управление гормональным фоном определяется одной единственной составляющей. Каждый гормон задает определенную специфическую активность, назову три из них. Например, уверенность в себе создается серотонином, желание радоваться и беситься без головы задается дофамином, а желание любить, желание близости задается окситоцином. А для того, чтобы эти гормоны начали вырабатываться в нашем организме, необходимо начать производить на физическом уровне ту деятельность, которую производят эти гормоны.

Скажем, если мы хотим, чтобы у нас появился высокий уровень дофамина и нам хотелось бы орать и беситься, петь песни, танцевать бешеные танцы, то для этого нужно начать петь песни, танцевать бешеные танцы и орать. И тогда у нас повысится уровень дофамина.

Если мы хотим, чтобы у нас возникло чувство нежности, то нам нужен высокий уровень окситоцина. А как его повысить? Нужно взять хорошие,  нежные руки, начать их целовать, начать обнимать близкого человека, начать говорить ему теплые слова. И после этого у вас повысится уровень окситоцина и вы назовете это чувство нежностью.

А чтобы у вас возникло чувство уверенности, то вам нужен высокий уровень серотонина. А содержание серотонина у вас повысится, когда вы расправите плечи,  начнете уверенно ходить, говорить громким и уверенным голосом. И тогда у вас возникнет чувство уверенности в себе.

И утверждения психологов «ведите себя так, как будто вы уже счастливы» - это не заклинание, а хорошее знание собственной физиологии, а также знание закономерностей нашей реальной и материальной жизни. Так нужно себя вести, чтобы реально управлять происходящими процессами и чтобы мы получали хорошие результаты.

Именно так можно воспитывать себя, воспитывать свои чувства. К слову, таким образом  необходимо воспитывать наших детей, чтобы они чувствовали, что следует, и  у них были те эмоции, которые им будут помогать в жизни.

Так или иначе, большинство вопросов, связанных с человеческими эмоциями и чувствами, я сегодня могу решать в достаточной степени уверенно. И для большинства людей, которые к нам обращаются — с нормальным психическим статусом, адекватные и здоровые — если они начинают работать над собой, то спустя уже три месяца, а, тем более, полгода, у них появляется стабильный позитивный эмоциональный фон. У них уходят раздражения, депрессия, (кроме медицинской депрессии — тогда нужно обращаться к врачам. Медицину с помощью психологии лечить не надо), и люди больше не обижаются, не сердятся. Отмечу также, что они становятся энергичными, бодрыми, веселыми, они умеют любить, заботится. Они с утра просыпаются в хорошем настроении— им хочется жить, а вечером они засыпают с чувством удовлетворения. Это люди, ощущающие внутри себя  радость жизни, и могут дарить ее окружающим.

- Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, как к Вам пришла идея создать Университет практической психологии? И чем отличаются понятия «практическая психология» и «психология»?

- Когда я учился в МГУ, мне всегда казалось, что обучение должно быть другим:  более практичным, дельным, а знания студентов должны быть яркими, живыми, понятными. И с тех пор я лелеял мечту, что университет именно с таким обучением должен состояться. Кроме того, мне казалось, что студенты-психологи должны быть теми людьми, которые сами умеют решать свои жизненные задачи. Иначе, получается сапожник без сапог. Психологи,  сами не успешные в жизни, без нормальной семьи, или у них плохо воспитанные дети — иногда и такое случается. Уважаемые специалисты по человеческим отношениям, почему вы сами не умеете выстраивать отношения? Я представлял, что университет практической психологии должен обучать студентов только тому, что нужно, причем быстро, живо и весело, а все его выпускники должны быть людьми по жизни успешными.

Кроме того, это связано с одной интересной историей. Двадцать лет назад я ухаживал за удивительно красивой девушкой, и говорил, что она должна обязательно стать моей женой. Если она это сделает, то я обещаю ей, что создам лучший в России университет. И она вышла за меня замуж. Спустя пятнадцать лет моя супруга в один весенний день, в шутку напомнила о моих словах: «А кто мне говорил, что создать университет?»

Поскольку я привык выполнять свои обещания, то ответил ей: «Хорошо, я сделаю это. В сентябре открываю университет». У меня было впереди было три месяца. Жена воскликнула: «Да что ты говоришь? За три месяца университет не создают». «Я тебе обещал, я сделаю!» - сказал я.

В первый год в университет пришли те люди, которые меня любили, уважали и ценили. В ту пору Университет практической психологии (УПП) только начинал свой путь. Сегодня, когда позади уже семь выпусков, я могу с гордостью отметить высокое качество обучения в нашем  университете. Мы выдаем государственные дипломы нашим выпускникам по специальностям «консультант», «коуч», «тренер». Я действительно могу утверждать, что в УПП на сегодняшний день лучшая система обучения в России. И наши специалисты не только работают максимально эффективно в качестве консультантов, тренеров и коучей, но и сами успешно решают свои жизненные задачи.

Могу отметить, что получение диплома нашего университета - дело отнюдь не простое, однако эти хлопоты в радость. Я нагружаю своих учеников и студентов большим количеством заданий, однако работа им нравится, поскольку они видят практические результаты как в процессе, так и по окончании обучения. Кроме того, они вовлекают в учебу своих друзей, жён, мужей и детей.  И все дети, мужья и жены наших студентов начинают выполнять те упражнения, которые учат их формировать свою волю, мышление.

Наши преподаватели обучают студентов мыслить, брать на себя ответственность, а также  адекватному эмоциональному реагированию. Мы помогаем наладить и создать здоровый образ жизни в фоновом режиме. Преподавательский состав УПП делает все необходимое для того, чтобы наши студенты становились здоровыми, счастливыми и радостными людьми, а также выстраивали успешный бизнес, карьеру.

Обучение в университете требует финансовых затрат для наших студентов. Спустя  некоторое время они приходят к выводу, что сами в состоянии зарабатывать деньги, получают повышение на работе, а также удваивают свои доходы. Расходы на такое обучение является весьма хорошими инвестициями в свою жизнь. И наши выпускники по праву ценят работу и  усилия всех наших преподавателей.

- Николай Иванович, на курсы УПП порою приходят люди, далекие от здорового образа жизни.  В тоже время Ваши курсы основаны на практических знаниях  и почти армейской дисциплине: если упражнения даны, их необходимо выполнять. С другой стороны, у Вы отличаетесь очень добрым отношением ко всем людям, которые к Вам обращается. Такой гуманизм в последнее время так редко встречается. Как Вы балансируете и совмещаете такую любовь к людям с той требовательностью, которой отличаются все упражнения курсов?

- Спасибо за такой вопрос, Айгуль. Полагаю, что дело в таком интересном сочетании многих вещей.  Во-первых, то, что мне хочется помочь людям (самым разным людям, чудесным людям) - это результат советского воспитания.

Я сам ловил себя на таких удивительных мыслях: мне с детства всегда внушали, что девушки - всегда только красивые и прекрасные, а любые пожилые люди всегда достойны уважения. Позднее я стал замечать, что существуют девушки некрасивые, я вижу, что она некрасивая. Однако она уходит, и я знаю, что все девушки красивые. И я отношусь ко всем девушкам, как к прекрасным существам. Жизнь показывает, что, на самом деле, не все бабушки и дедушки бывают мудрыми людьми, зачастую они бывают совсем другими. Но это внутри живущее чувство, что  люди — уважаемые, девушки — красивые, а пожилые люди мудры и их особенно стоит уважать, - это было мне вставлено в сознание еще в детские годы.

Я помню, как в восьмом классе мы оставались после уроков с учителем истории Валентином Николаевичем Галкиным. В ту пору мы размышляли о том, как нам быстрее и правильней осчастливить все человечество. Это были те разговоры, те ценности, те мечты.

Кроме серьезной двухгодичной подготовки для студентов практической психологии в УПП существуют облегченные курсы. В их числе курс по развитию личности «Дистанция», в рамках которой в течение 6-9 месяцев можно за достаточно разумные суммы денег (весьма бюджетный вариант) освоить все главные практические навыки, необходимые для жизни.

В тоже время такие курсы требуют серьезной работы — каждый день, дисциплинированно заниматься психологическими упражнениями по полчаса в день. По сути, они несложные, но тем не менее, необходимо договориться с собой, вовремя ложиться спать, рано вставать, с утра зарядку делать. Без выполнения этих условий ни о каком психологическом здоровье речи вести нельзя. 

В тоже время есть очень много людей, которые пока не обладают такой волей, выполнять эти упражнения. И все же им хочется себя восстанавливать,  налаживать свою жизнь, двигаться вперед и совершать успешные шаги. И тогда я нашел еще одну новую форму обучения, которая ежедневными  простыми и небольшими подсказками-уроками поддерживает людей. Участники таких курсов получают от нас ежедневные простые задания, которые их совсем не напрягают, а, скорее, радуют. Но в совокупности шаг за шагом, при  живой и интересной форме обучения, люди выправляют свою жизнь.

Интересен факт, что чем дольше я живу, тем в большей степени мне оказывается близка нестандартная  форма организации жизни — и своей, и других людей. Как руководитель я управляю серьезным коллективом, у меня семья большая — пятеро детей, поэтому я очень люблю порядок. Пожалуй, можно сказать, что я человек очень строгий,  дисциплинированный и очень требовательный. Я в достаточной степени ценю армейскую дисциплину: если мы договариваемся, то мы делаем. Обязательства перед собой и другими людьми надо выполнять, и эти принципы мне помогают быть абсолютно здоровым, бодрым и энергичным человеком.  Мне уже за 60 лет, и дай Бог, чтобы у всех было такое физическое состояние, как у меня.

Да, моя формула такова - я требовательный, я жесткий. Но при этом я жестко требую, чтобы дети не ругали себя.  Я жестко требую, чтобы они уважали родителей. Я жестко требую от родителей, чтобы они поддерживали своих детей, и не ругали их понапрасну. Я жестко требую, чтобы родители детей любили и жили без халтуры.

Или другой пример - люди ленятся отдыхать. Когда я обучаю сотрудников тайм-менеджменту, то в первую очередь я учу их отдыхать, а не как им хочется.  Кроме того, я приучаю людей расслабляться, как бы ни привыкли они напрягаться. Наконец, я обучаю людей верить в себя, хвалить себя, а не ругать себя. Я обучаю людей, чтобы они не были склонны к самоедству, к самообвинениям, к самокритике: пожалуйста, поговори нормально с собой, сделай выводы, и в следующий раз  поступай разумней. Но ругать себя, бичевать себя — это ни в коем случае. Я очень требователен, но эта жесткость, направленная в сторону радости, свободы и творчества. Это контроль, который позволяет быть нам свободными и творческими людьми. Отмечу, что расхлябанность и лень уничтожает наши перспективы, здоровье,  поэтому мы должны быть собранными, аккуратными, внимательными, сильными людьми. И все это для того, чтобы вокруг себя делать мир красивым, светлым, творческим и свободным

Средняя: 4.3 (4 оценок)

Реклама не реклама, но есть такое учебное заведение, и будем надеется, что оно нормальное учебное заведение, коли есть правоустановительнsе документы и все прочее: - ))))

Комментарии

А что так всех засмущало то?  Мало ли какеи вузы есть у нас, в России: Студенты выпускники есть? Есть. Значит есть спрос на таких специалистов. Другой разговорй что везде началось это помешательство на коучах, тренингах и прочей лабуде. Но видимо в современеом обществе, где падает инстиут семьи, многое решает карьерный рости прочее, есть нужда в таких практикахъ и курсах.