:: ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОРАВКАХ

Просмотров: 7,672 Рейтинг: 3.3

Поправки в Конституцию, как известно, были приняты депутатами Парламента почти единогласно, их обсуждение проходило практически без участия общества. Это обстоятельство и стало главным камнем преткновения между сторонниками и противниками принятия поправок. На эту тему уже высказались политологи, политики, журналисты, общественные деятели. Сегодня о своем отношении к изменениям в Конституцию рассказывают писатели, поэты, театральные деятели – люди, которые во все времена были умом, честью и совестью эпохи.

Булат АТАБАЕВ, режиссер: «В Казахстане введено монархическое правление»
- Поправки оцениваю однозначно негативно, теперь нами правит монарх! Вот мое отношение.
- То есть вы считаете, что таким образом вводится монархическое правление?
- А какая разница, пожизненное правление или монархическое? Это для меня одно и то же, откат от демократических ценностей.
- Как вы считаете, почему депутаты проголосовали за эти поправки почти единогласно? Ведь только два человека голосовали против.
- Во-первых, Парламент-то у нас карманный. Они еще раз продемонстрировали свое верноподданничество. У них просто был очередной приступ верноподданнических настроений, я понимаю это именно так.
- То есть вы не видите ничего хорошего в конституционных изменениях?
- Нет, это ширма, все было сделано под шумок, связанный с ситуацией вокруг Рахата Алиева, принято быстро, практически без обсуждений среди широкой общественности.

Бекболат ТЛЕУХАН, композитор, исполнитель традиционной музыки, депутат мажилиса Парламента РК: «Время покажет: поправка была правильной»
- Сегодня многие критикуют Парламент за принятие поправок в Основной закон страны. Почему депутаты проголосовали именно так, а не иначе? Чем руководствовались именно вы, голосуя за поправки?
- У казахов есть пословица «сын түзелмей, мын түзелмейды», что означает: пока не исправится критика, не исправятся недостатки. Как говорится, сколько людей, столько мнений. Критика должна быть, это нормальное явление. Просто нужно разделять здоровую и нездоровую критику. Многие высказывают свои мысли, опасения. Может быть, и они в чем-то правы. В любом деле есть риск. Ведь перенос столицы из Алматы в Акмолу тоже многими критиковался. А сейчас Астана – это один из красивейших городов с бурно развивающейся экономикой, люди тянутся сюда, город разрастается быстрыми темпами. Сегодня уже можно говорить, что риск был оправданным.
Мы судим о тех или иных изменениях исходя из той информации, которой обладаем. Но ведь Президенту с учетом масштабов имеющейся у него информации, опытом и знаниями, виднее, что нужно делать. До настоящего времени он брал на себя ответственность и шел вперед, а история показала правильность этих действий. В 2004 году на VІІ съезде партии «Отан» Президент обещал провести политическую реформу. Он сдержал свое слово.
Жизнь не стоит на месте, в эпоху глобализации мир быстро меняется, и чтобы не отставать в своем развитии, Казахстану приходится и даже нужно приводить свои законы  в соответствие с современными реалиями, иногда даже забегая намного вперед.
С момента первоначального принятия Конституции прошло уже 12 лет, а последние поправки вносились в нее еще в 1998 году. На тот период времени Конституция сыграла свою важную роль, однако в настоящий момент пришло время переходить к новому этапу реформ в нашем молодом, независимом, суверенном государстве. Понимая необходимость проведения новых реформ для дальнейшего развития Казахстана, я проголосовал за эти реформы.
На вопрос: почему депутаты проголосовали именно так, а не иначе? – отвечу, что каждому гражданину нашей страны, согласно Конституции, гарантирована свобода слова, в том числе и депутатам. Поэтому каждый депутат голосовал по своему волеизъявлению. А результат всем известен - подавляющее большинство проголосовало за. Значит, парламентарии убеждены, что эти реформы необходимы Казахстану.
- Норма, позволяющая Президенту оставаться на своем посту столько, сколько он сам пожелает, насколько оправдана?
- Не вижу в этом ничего плохого. Эта норма распространяется только на первого президента Казахстана. И этому есть много объективных, неоспоримых причин.
Во-первых, в 90-х годах все страны бывшего СССР охватил кризис переходного периода, многим из этих стран не удалось избежать войн, межконфессиональных, межэтнических конфликтов. Казахстану, в котором проживает много представителей различных национальностей, религиозных конфессий и других, удалось избежать внутренних конфликтов, революций, а также удалось наладить добрососедские отношения с соседними странами.
Уже сегодня можно уверенно утверждать, что Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев вошел в историю Казахстана как опытный руководитель, смелый реформатор, дальновидный, мудрый политик и экономист, за короткий период сделавший страну самой бурно развивающейся в регионе. Именно благодаря его заслугам Казахстан сегодня узнаваем и уважаем в мире. 
Президент еще полон сил и энергии, имеет огромный опыт руководства государством. Сегодня мы видим, что Президент выполняет свои обещания, и считаю, что ему должна быть предоставлена возможность довести начатое дело до конца.
Я уверен, пройдет время, история покажет и докажет, что данная поправка в Конституцию страны была правильной.
- Вы сами считаете поправки способствующими демократическому развитию Казахстана?
- В каждой стране демократию понимают по-разному. И если все это переносить на нашу страну без учета географической, исторической, культурной специфики, то это будет не совсем правильным. В некоторых странах демократия развивается уже столетиями, но, несмотря на это, время от времени они тоже вносят свои коррективы, пересматривают некоторые позиции.
Казахстан выбрал многовекторный, взвешенный курс своего развития, следовательно, нам необходим свой демократический путь, отвечающий интересам народа и государства.
Внесению последних поправок в Конституцию предшествовал тщательный анализ текстов Конституций многих стран мира. Они были сопоставлены, учтены их сильные и слабые стороны. Лучшее из мировой практики и необходимое для Казахстана на данном этапе развития было применено при разработке проекта поправок в Конституцию нашей страны. В основном поправки в Конституцию коснулись разделения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.
Я убежден, что эти реформы по распределению баланса между ветвями власти своевременны и, несомненно,  будут способствовать построению полноценного демократического Казахстана.

Опрашивала Майгуль Кондыказакова
Источник: еженедельник «Начнем с понедельника»

Средняя: 3.3 (6 оценок)

Атабаев лучше. По части гражданской позиции. Художник должен быть опозиционером.

Комментарии

Ничего страшного. Так оно и должно быть. Фрондирующйи Атабаев и ловко пристроившийся Бекболат... Но оба талантливы, черти. Так что не будем говорить "чума на оба ваши дома"

Ваш комментарий Интересный факт, к Атабаеву многие относятся с уважением, даже люди от власти. Хотя во

многих политтусовках я его вижу.