:: ПОСЛЕДНИЙ СОЗЫВ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? РОСПУСК!

Просмотров: 10,108 Рейтинг: 3.3

"Единственным способом досрочного прекращения полномочий мажилиса парламента или парламента в целом, согласно Конституции, является его роспуск президентом страны. Самороспуск невозможен", - сказал председатель Конституционного совета Игорь Рогов, озвучивая постановление передает корреспондент агентства Kazakhstan Today.

олномочия парламента и его палат в соответствии с новой редакцией Конституции вводятся в действие с момента истечения срока полномочий мажилиса парламента третьего созыва, которое возможно как при окончании конституционного срока полномочий, так и при досрочном прекращении полномочий в случаях роспуска парламента или мажилиса президентом страны", - пояснил И. Рогов. "Таким образом, приобретение новых конституционных полномочий парламентом и его палатами связано с истечением срока полномочий исключительно мажилиса парламента третьего созыва", - добавил он.

При этом он отметил, что "президент Республики Казахстан, согласно Конституции, вправе распустить парламент или мажилис после консультаций с председателями палат парламента и премьер-министром как по собственной инициативе, так и по обращению депутатов парламента". "В случае роспуска мажилиса парламента третьего созыва вводятся в действие конституционные нормы, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями депутатов парламента", - добавил он. "При этом, согласно Конституции, сенат парламента выполняет функции парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий", - сказал И. Рогов.

"Постановление Конституционного совета вступает в силу со дня принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории РК", - заключил глава КС.

А ВОТ ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ПИШУТ И ГОВОРЯТ:

СамоРОСПУСК любой ценой?
Наталья ГИЛЬТ («Известия – Казахстан»)
Депутат Нурбах Рустемов еще раз зачитал оглашенное на недавнем пленарном заседании нижней палаты парламента обращение. Напомним, в нем указывается на то, что «судьбоносные конституционные изменения, связанные с новой ролью парламента, начнут свое полноценное практическое действие лишь с 2009 года, то есть по истечении срока полномочий мажилиса нынешнего, третьего, созыва». Наличие оставшихся двух лет до истечения срока полномочий мажилиса нынешнего, третьего, созыва, является, по сути, «мораторием на введение в действие принципиальных конституционных изменений, ведет к торможению начатого в соответствии с Конституцией процесса политической модернизации», считают парламентарии.
 – В целях ускорения процессов политической модернизации и реализации потенциала Конституции представляется необходимым определить: есть ли все¬таки возможность приобретения ныне действующим парламентом новых конституционных полномочий. И если такой возможности нет, то допустимо ли в таком случае досрочное прекращение полномочий мажилиса? – спросил Нурбах Рустемов.
Было задано и еще несколько конкретных вопросов. В частности, вправе ли мажилис «в целях ускоренного введения в действие новых норм Конституции» самостоятельно объявить о самороспуске, а если нет, то вправе ли глава государства использовать свое конституционное полномочие по роспуску мажилиса. За время между оглашением обращения и рассмотрением его в КС у депутатов назрел еще один вопрос: «В случае роспуска парламента, приобретает ли сенат полномочия по принятию законов, в том числе и конституционных?».
Свои позиции по вопросам обращения высказали представители сената, правительства, Генпрокуратуры и ЦИК.
Коллега из верхней палаты парламента Кабдыгали Ахметов, в частности, отметил, что «обращение группы депутатов в КС вполне обоснованно, потому что вытекает из нововведений в Конституцию».
Ныне действующий состав мажилиса не вправе приобрести новые полномочия, поскольку они предусмотрены для состава, избранного по пропорциональной системе, а не по мажоритарной, как это сейчас есть, – сказал он. – Кроме того, возможность самороспуска не исключается по нашей Конституции, но это в компетенции КС. К тому же одного факта самороспуска недостаточно, для того чтобы объявить выборы нового состава мажилиса. Для этого требуется нормативный акт, возможно, главы государства. Что касается полномочий сената, то в случае роспуска нижней палаты, у него возникает право действовать как парламент и принимать законы, как это предусмотрено нашей Конституцией. Но все эти вопросы находятся в компетенции КС.
Зампред ЦИК Владимир Фоос считает, что мажилис не вправе самороспуститься, решение о роспуске может принять только глава государства.
Институт самороспуска в Конституции предусмотрен в статье 86, но действует только в отношении депутатов маслихатов. Следовательно, сами депутаты мажилиса принять такое решение не могут. Это вправе сделать только президент, – пояснил он. – Но мы предполагаем, что депутаты вправе обратиться с соответствующим обращением к президенту республики, указав, что они могут сложить свои депутатские полномочия, в результате чего мажилис станет нелегитимным, так как не будет необходимого кворума для принятия решений. И президент может принять решение о досрочном прекращении его полномочий.
Подобное мнение огласил и заместитель Генерального прокурора Асхат Даулбаев, процитировав Основной закон страны, в котором говорится, что полномочия депутатов парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутатов недееспособными, роспуска парламента. В надзорном органе считают, что мажилисмены могут подавать прошение об отставке и при внесении соответствующего представления в ЦИК на заседании палаты могут большинством голосов принять отставку мажилиса. Однако для назначения новых выборов потребуется юридическое оформление роспуска парламента, потому что как таковое в Конституции не предусмотрено. В этой связи глава государства должен издать указ о роспуске парламента или мажилиса с соблюдением процедур, указанных в новой редакции Конституции, после консультации с председателями палат парламента и премьер-министром, заключил А. Даулбаев.

Николай КУЗЬМИН: «Парламент самораспустится»
Беседовала Алия КЫЗЫЛКУЛОВА («Начнем с понедельника»)
События мая до сих пор отзываются нам долгим эхом. Судя по всему, «мертвого» летнего политического сезона не предвидится. Казахстанские партайгеноссе оживились, буквально в течение одной недели партийные организации коммунистов успели между собой снова поссориться и разойтись, демократы, наоборот, сплотились, часть политсовета одной партии потребовала отстранить от занимаемой должности своего председателя, а национал-патриоты объединились в партию «Халық рухы». Конечно, многое в этих событиях обусловлено принятием поправок в Основной закон страны. Политологи и политики ближе к осени ожидают внеочередных выборов в Парламент, и не без оснований. О том, что заставляет думать, что уже к концу лета наш законодательный орган полностью обновится, рассказывает казахстанский политолог Николай КУЗЬМИН.
- Николай Иванович, с тех пор, как были приняты пресловутые поправки в Конституцию, упорно ходят слухи о том, что этой осенью пройдут выборы в Парламент. Хотя ранее председатель Конституционного совета Игорь Рогов заявил, что изменения в Конституции не повлекут за собой досрочного сложения полномочий Парламента…
- Закон о внесении изменений в Конституцию не предусматривает проведения досрочных выборов – и это правда. Тем не менее то, что досрочные выборы будут, было понятно достаточно давно. Во-первых, они нужны для того, чтобы вступили в действие изменения, которые предусмотрены новой Конституцией. Во-вторых, в пользу того, что досрочные выборы все-таки будут проведены, говорит ряд косвенных признаков, например, то обстоятельство, что эти изменения были приняты крайне оперативно, и также оперативно идет к завершению работа над внесением изменений в конституционные законы.
Было неясно лишь, в какой форме пройдут досрочные выборы, но не так давно и это стало ясно. Началось все с того, что было озвучено обращение группы депутатов. Они выразили свою озабоченность по поводу того, что реформы фактически отложены на более поздний срок. То есть реформы как бы проведены, но их исполнение отложено до 2009 года. В связи с этим депутатами был послан запрос в Конституционный совет, и, видимо, 19 июня на совместном заседании обеих палат Парламента, о котором уже было объявлено, будет озвучено решение Конституционного совета. Впрочем, мнение КС уже достаточно понятно и предсказуемо. В запрос были включены три вопроса. По первому вопросу депутатов ответ будет отрицательный, то есть нынешний мажилис не может пользоваться теми расширенными полномочиями, которые ему предоставляет новая Конституция. Второй вопрос – «Может ли парламент самораспуститься?» – безусловно, может, если на то будет его воля. И третий вопрос – «Может ли новый парламент, сформированный в результате проведения досрочных выборов, быть наделен этими полномочиями?» – ответ будет опять же положительный, безусловно, может. Поскольку очередная сессия депутатов начнется в первых числах сентября, то дата выборов, очевидно, будет назначена на 26 августа, последнее воскресенье лета. Такой сценарий выглядит более чем реалистичным, и, судя по всему, все так и произойдет.
- Как вы думаете, произойдет роспуск или самороспуск Парламента?
- Технически возможно и то и другое. Но, скорее всего, будет самороспуск. Так как представителей пропрезидентских партий и президентской партии «Нур-Отан» в Парламенте сейчас безусловное большинство. Думаю, что будет принято решение о самороспуске.
- Что касается дела Рахата Алиева, как вы считаете, чем оно закончится? И, по вашему мнению, как было бы лучше для Казахстана: чтобы его экстрадировали в Казахстан или чтобы он оставался за границей? Возможно, там он волей-неволей будет лить воду на мельницу демократии?
- Я не думаю, что вода, которую мог бы лить Рахат Алиев на мельницу демократии, сослужила бы нам хорошую службу. Что касается интересов Казахстана, то, мне кажется, в данном конкретном случае правильнее говорить об интересах политической, управленческой элиты, бизнес-элиты, а не об интересах страны, поскольку борьба здесь идет не между Рахатом Алиевым и страной под названием Казахстан, а между правительственными группировками. Безусловно, я думаю, что правильно было бы, чтобы экстрадиция состоялась  и судебный процесс носил исключительно уголовный характер. Думаю, что Рахат Алиев получит наказание по этому делу, оно чисто уголовное, и все разговоры о степени демократичности правящего режима, которые сейчас доносятся из-за рубежа, будут расцениваться, как не относящиеся к делу.
- Что касается слияния двух партий – Общенациональной социал-демократической и «Нагыз «Ак жол» – вы думаете, это приведет к реальному усилению оппозиции?
- В данном случае речь не идет об усилении оппозиции, а о том, что есть некий рациональный подход к избирательному процессу. Речь идет о двух демократических партиях, которые себя позиционируют как оппозиционные, и социальная база у них одна и та же. На практике это означает, что на выборах они будут апеллировать к одним и тем же социальным группам, так называемому протестному электорату, людям, которые недовольны существующим положением вещей, экономическим, социальным, политическим. И будь они порознь, им этот электорат пришлось бы делить между собой пополам. Объединяясь, они, проще говоря, не занимаются дележкой протестного электората, а рассчитывают на максимум голосов.
- А как, по-вашему, пройдут следующие выборы – так же, как раньше – с использованием административного ресурса, или что-то все-таки изменится?
- На мой взгляд, выборы в большинстве современных стран, в том числе и в европейских странах, и в Соединенных Штатах, проходят, без сомнения, с использованием административного ресурса. В Казахстане на выборах административный ресурс также будет привлечен. Использование адмресурса само по себе не является нарушением закона. Нарушением закона является фальсификация итогов голосования. Нарушением закона может быть применение каких-либо недозволенных методов в предвыборной кампании. А административный ресурс, безусловно, будет использован. Как же без этого? И стоит ли объяснять, в пользу какой партии он будет использован? Конечно, это «Нур-Отан».

Средняя: 3.3 (4 оценок)

Как Рахата и сказал ждите выборы в августе. Скорость политпроцессов в РК стала просто космической!

Комментарии

Вот так всех исподволь подводят к исчезновению парламента. Карманный мажилис уйдет, а какой следующий будет никому неизвестно.

Казахские депутаты позволили Назарбаеву править вечно

Парламент Казахстана на совместном заседании палат (нижней - мажилиса и верхней - сената) сегодня принял во втором, окончательном чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в конституционный закон <О президенте республики Казахстан>. Закон направлен на реализацию принятых в мае поправок в Конституцию. Поправками сокращается срок полномочий главы государства с семи до пяти лет. Эта норма вводится с 2012 года. Тот же пакет поправок дал президенту Нурсултану Назарбаеву возможность переизбираться сколько угодно раз.

Кроме того, снят запрет на необходимость приостановления президентом деятельности в политической партии на период осуществления полномочий главы государства. Согласно закону, количество депутатов сената, назначаемых президентом, увеличивается с семи до 15-ти.

Учитывая, что Конституцией президенту предоставлено право законодательной инициативы, в закон о президенте вносится норма, согласно которой проекты законодательных актов, разработанных в рамках реализации данной инициативы, будут вноситься на рассмотрение мажилиса специальным посланием главы государства. Наряду с этим поправками увеличивается период, в рамках которого глава государства подписывает законы, принятые парламентом, - до одного месяца.

В соответствии с внесенными поправками, президент будет назначать премьер-министра только после одобрения кандидатуры мажилисом. Между тем за президентом закрепляются полномочия по самостоятельному назначению на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел и юстиции. Кроме того, президент теперь назначает на должность председателя Национального банка с согласия сената. Главе государства также предоставлено право самостоятельно назначать председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, сообщает <Интерфакс>.