:: ЖУРНАЛИСТИКА И PR СЕГОДНЯ

Просмотров: 13,453 Рейтинг: 3.8

Кадровый голод испытывают практически все отрасли экономики Казахстана. В том числе и два таких направления, как журналистика и PR. Адиль ДЖАЛИЛОВ, директор Международного центра журналистики MediaNet информирует о том, что происходит на этот рынке сейчас.
- В чем особенности образования журналистов и пи-ар менеджеров в Казахстане по сравнению с западным?
Адиль Джалилов (А.Д.): Западное образование деидеологизировано – это главное отличие. У нас в вузах еще можно встретить насильное внедрение в умы госстратегий, гимнов, тезисов. На Западе это было бы нонсенсом.
Акцент на применение, имплементация знаний – другое существенное отличие западного образования. Там оторванное от жизни образование редко, и даже искусство, являясь по сути многомиллиардным рынком, стимулирует образование на соответственных факультетах.
В западных вузах очень часто (в России – это модная тенденция) преподают практики – журналисты, писатели, менеджеры. Либо как лекторы- guest-speakers, либо модераторы-тренеры. У нас, в условиях госфинансирования образования с элементами диковато-стихийной конкуренции, качество преподавания отошло на последнее место. Доходит до того, что учащиеся по специальности «Журналистика» не изучают профильный закон, на выходе не знают, как кодировать или писать текст сюжета-статьи, а вместо этого гоняются за оценками-дипломами и вынуждены выслушивать лекции националистов, рассказы из жизни профессоров и заучивать никому не нужные нудные определения и выкладки из истории журналистики.
Излишне будет упоминать и главную проблему казахстанского образования – коррупцию и трайбализм – чего в западных вузах нет в принципе.
- Каков коридор оплаты услуг представителей этих двух специальностей?
А.Д.: Диапазон оплаты труда журналистов – очень широк и зависит от региона. Наименее оплачиваемы журналисты в Караганде, Таразе и др. – там средняя зарплата в этой профессии – от 20 до 40 тысяч тенге. Наиболее высокооплачиваемые журналисты – в Астане, Алматы и в западных регионах. Стартовая зарплата начинающих журналистов в этих регионах, чаще всего, формируется вокруг 30-40 тысяч тенге. Средняя – в районе 70-80 тысяч. Больше всего журналисты зарабатывают, на мой взгляд, в Астане, работая параллельно на несколько редакций и получая в среднем от 150 до 300 тысяч тенге в месяц. Иначе говоря, «коридор» оплаты услуг журналистов простирается от 20 до 400 тысяч.
Вопреки распространенному мнению – средний доход печатного журналиста выше, чем у телевизионщика. Традиционные лидеры по оплате услуг журналистов – представительства иностранных СМИ – как правило, информационных агентств. Кроме них, могут себе позволить профессионалов редакции, дотируемые крупным бизнесом – металло- и нефтедобычей, авиа и ж/д, банками и др.
Рядовые, «некрышуемые» игроки медиа-рынка, выживающие самостоятельно, вряд ли могу позволить себе платить журналистам больше ста тысяч тенге в месяц. Здесь следует дифференцировать оплату работы журналистов и редакторов, а также топ-менеджеров на ТВ. Оплата их труда порой в несколько раз больше, чем у рядовых корреспондентов, и может достигать миллиона тенге в месяц. Впрочем, для сравнения, редакторы в регионах порой довольны оплатой в 70-80 тысяч тенге.
У пиарщиков аналогичная ситуация. Их зарплата зависит и от региона, и от работодателя.
Наиболее высокооплачиваемые – корпоративные пиарщики (руководители PR-департаментов крупных структур) в нефтяном, банковском секторах, в нацкомпаниях. Их зарплаты сопоставимы порой с оплатой топ-менеджеров СМИ. Несколько ниже оплата труда пиарщиков в государственных институтах развития, в коммерческих структурах, а также в ряде международных организаций. В среднем это 150-250 тысяч тенге плюс соцпакет.
Еще меньше зарабатывают PR-специалисты в государственных органах (компенсируя это благами типа квартиры в Астане и «близостью к телу» людей, принимающих решения), в IT-секторе и др. Вряд ли стабильна оплата труда пиарщиков в агентствах, работающих зачастую сезонно (выборы, деловая активность, конкурентная борьба и т.п.) – здесь цифры могут варьироваться ежемесячно, но в среднем – вряд ли превышают среднерыночные 100-150 тысяч.
- Какова потребность на Казахстанском рынке журналистов и пи-ар менеджеров, и насколько она закрыта?
А.Д.: Потребность в кадрах на рынке масс-медиа и PR очень высока. Настолько высока, что даже крупные холдинги, которые могут платить на порядок выше остальных игроков на рынке, испытывают жуткий кадровый голод. Однако в этих условиях дефицит профессионалов на медиа-рынке чреват усугублением монополизации СМИ. Мелкие издания не в состоянии конкурировать по зарплатам с крупными, что создает еще больший дисбаланс в качестве. Кроме того, отсутствие кадров влияет на конкурентоспособность отечественного медиа-продукта, что подтверждается любым тестом. К примеру, если подсчитать, сколько времени смотрит казахстанский зритель свои каналы, а сколько - российские, имея выбор (например, кабельное ТВ), можно прийти к неутешительным для казахстанских масс-медиа выводам.
Если выразить проблему кадров в цифрах, получается, что лишь от 5 до 40% выпускников факультета (как известно, у нас единственный факультет журналистики – действует в КазНУ им. Аль-Фараби), кафедр, отделений, департаментов, идут в СМИ. Из полутора тысяч студентов этой специальности журналистами ежегодно становятся не более трех сотен. Учитывая, что в стране действуют почти 3 тысячи СМИ, их потребность в кадрах составляет порядка 2-5 тысяч человек ежегодно. На фоне роста рекламы – до 50% в год, а значит, возможности редакций увеличивать зарплату журналистам – происходит отток кадров в другие сферы, начиная с университетской скамьи. Но еще хуже сказывается переток состоявшихся профессионалов из СМИ в PR и другие сферы деятельности. Это резко негативно отражается на качестве информационных продуктов. Сейчас кадровую проблему частично решает стихийная переквалификация – когда люди с нежурналистским образованием идут в СМИ.
Надо сказать, что причин проблемы кадров много. Нельзя в этом обвинять факультеты журналистики. Дело в том, что сейчас рынок растет настолько быстро, что система образования не успевает за этим темпом. В этих условиях возможно содействовать решению проблемы недостатка журналистов разнообразными формами обучения – как академической, так и краткосрочными курсами с привлечением практиков в качестве преподавателей. Именно поэтому MediaNet  создал Медиа-Школу – интенсивные курсы по журналистике, где тренерами являются исключительно практикующие профессионалы – редакторы, юристы, репортеры и др. Медиа-Школа – не альтернатива журфакам, а вариант содействия решению проблемы кадров.  Такие курсы позволяют сделать профессию более доступной и расширить «вход» туда, вовлечь людей из других специальностей, молодежи, стать связующим звеном между СМИ и населением. Помимо курсов по подготовке-переподготовке могли бы помочь точечные исследования на предмет выявления потребностей на рынке и выработка рекомендаций академическим структурам и министерству. Кроме того, для решения повышения качества отечественного медиа-продукта в целом необходима либерализация рынка с допуском иностранных инвесторов и устранением абсурдного ограничения иностранного участия двадцатью процентами.
На рынке PR, который в основном «подпитывается» кадрами из СМИ, ситуация не намного лучше. Эти сферы - как сообщающиеся сосуды: сюда в основном идут профи из редакций, уставшие от журналистских будней. Как это ни парадоксально, но пока на рынке PR дефицит кадров сдерживается недооценкой казахстанским бизнесом и госаппаратом важности связей с общественностью. Иногда даже крупные компании не имеют в штате пиарщиков, не имеют PR-стратегии и не считают вообще необходимым формировать или корректировать свою репутацию. Имиджевые кризисы они пытаются решить в основном платными публикациями. Однако главная проблема сферы PR – отсутствие такой специальности в вузах и дефицит преподавательских кадров. Учитывая, что в стране несколько десятков тысяч структур, нуждающихся в корпоративных PR-специалистах – это без учета сотни работающих PR-агентств – необходимо внедрять в вузах эту специальность.
Материал подготовила Мариам Унгарова
Источник: сайт ThinkTank

Средняя: 3.8 (4 оценок)

Комментарии

Рядовые, <некрышуемые> игроки медиа-рынка, выживающие самостоятельно, вряд ли могу позволить себе платить журналистам больше ста тысяч тенге в месяц. Здесь следует дифференцировать оплату работы журналистов и редакторов, а также топ-менеджеров на ТВ. Оплата их труда порой в несколько раз больше, чем у рядовых корреспондентов, и может достигать миллиона тенге в месяц. Впрочем, для сравнения, редакторы в регионах порой довольны оплатой в 70-80 тысяч тенге.

--------------------------------------------------------

Голимая правда.

Убои: постсовскота УР, тенге-врагов, полит-идиот-послании. Жертвомиллионы фантика евродоллара. Уголов-бухгалтерия: внешдолга,МИД,НБ,МФ,НК,таможни, ИК вкладов в нацдоход, зарпначисления, госсписании. Бюджеты: сионист-министров, спидмедицины(без актов реализации). Калбиты безопасности: дорож-пож-ЧС-эко-вет-сан-топл-энерг-тов-прод-фин-прав-мигр-национ(без счетплан, страхфонд,СРБП). ЦРУ: законы, гражданство вне этно-родо-жузо-прописки. КНБ сокрытие: доходов, окладов, пенсии, инвалют-диверсантов, подотчета казущерба(180трлн). Ассамблея захватчиков УК младорентабельности. Кровники Адая(Балг,Кулиб,итд). М Ишаев Ставка ордабасы ООН РК тел 662891, +7706711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ry

Низложение профэкстремистов Астаны (Совжузов). Ассамблея,СМИ,НПО,экспортеры, религии,партии: инвалюткиллеров, эмиссии инфляции, стерилизации млнрабмест, ЗВР безработицы(32млрд$). Воина: инязычного права, стат-бухг-счет-штраф-пени-долг-исков, крим-доходо-деньго-получения(ктРНН), внекластерной недродобычи, энерг-трансп-строит-КСК, непотребитУК торговли. Террорист Нацбанк: фикактивы финсектора, депоз-сбереж-прибыли вне производ-балансов. КИМЭП скот УР. ЦРУ законы: казграбежа, межгособмена 1=4, банк-коммерч-таин(180трлн). Смертники: казахгеит власти, крысоградов, сионист-праздн-карнав-каник-выходных. М Ишаев Ставка ордабасы ООН РК тел 662891, +7706711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ry