:: Равиль Мухаметшин. «КАЗФОСФАТ». КТО СЛЕДУЮЩИЙ? ЕСИМОВ ИЛИ НИГМАТУЛИН?
14 июля состоялось расширенное заседание правительства, на котором выступил президент РК Касым-Жомарт Токаев.
Тема выступления главы государства была посвящена сельскому хозяйству. Говорилось о том, что сельхозпроизводители испытывают немало трудностей из-за ничем не оправданного повышения цен на отдельные товары, необходимые для производства зерновых, в частности, удобрения. Обращает на себя внимание то, что впервые прозвучали имена конкретных нарушителей. И среди них ТОО «Казфосфат».
«… недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев. Например, ТОО «Казфосфат» продавало значительные объемы удобрений аффилированной компании (ТОО «KAZ Chemicals Trading House»), которая добавляла до 30 % торговой наценки.
Данную ситуацию удалось исправить мерами антимонопольного реагирования – производитель возвращает свой незаконный доход», - отметил Касым-Жомарт Токаев. И далее подчеркнул: «Соответствующие ведомства должны держать вопрос на жестком контроле».
Вероятно, под соответствующими ведомствами имелись антимонопольное ведомство, финконтроль, прокуратура и т.д. Интересно здесь другое. Понятно, что сам глава государства не будет держать в поле зрения отдельную компанию. Следовательно, упоминание о «Казфосфат» произошло не без помощи спичрайтеров. И здесь начинается самое интересно. Кто этот невидимый или невидимые кукловоды, что вкладывают в уста президента страны слова о какой-то компании?
Очевидно, что речь идёт о том, что не так давно объявили об открытии уголовного дела в отношении сына бывшего спикера мажилиса Нурлана Нигматулина – Нурхана Нурланова. Но только ли о нём?
Известно, что сыновья Нигматулина – Нурхан и Нуржан – стали владельцами ТОО «Казфосфат» лишь в мае 2021 года. До этого компанией владели совсем другие люди. Напомним, что само ТОО появилось в 1999 году. Упоминание о владельцах появилось намного позже и среди них называли израильских бизнесменов Аркадия Гайдамака и Льва Леваева. Последний известен тем, что являлся почётным консулом Казахстана в Израиле до 2008 года, хотя родился в Ташкенте.
За год до этого, а именно в 2007 году «Казфосфат» был продан и новыми хозяевами стали казахстанские граждане. И если имя одного из них – Нурлана Бизакова, одного из членов казахстанского списка «Форбс», было довольно известно, то о других обладателях акций ТОО «Казфосфат» мы мало знаем. С течением времени выяснилось, что среди владельцев есть некий Галимжан Есенов. Можно было бы порадоваться тому, что в казахстанском бизнес-сообществе появился новый талантливый предприниматель, если не одно обстоятельства. Всё дело в том, что Галимжан Есенов некоторое время назад являлся зятем Ахметжана Есимова, называемого родственником Первого президента РК. Отдельные СМИ сообщают, что акции «Казфосфат» г-н Есенов заполучил сразу после женитьбы на дочери Есимова, которые в те годы занимал посты министра сельского хозяйства и акима Астаны. Чуть позже Ахметжан Есимов руководил ЭКСПО-2017, но эта страница в его биографии должна быть исследована отдельно.
Пока же речь идёт о том, что «Казфосфат» имел солидные прибыли, вероятно, как раз за счёт наценки на удобрения для сельчан. То, о чём говорил президент страны на расширенном заседании правительства. Как пишут, весьма внушительную сумму в 3 401 360.09 тенге ТОО получило в 2020 году, когда одним из крупных владельцев компании был Галимжан Есенов, а его тесть руководил фондом «Самрук-Казына». Заметим, что полностью фонд называется так: АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Не знаем, как там народное благосостояние, а то, что сам Есенов обогатился, несомненно, как, возможно, и его тесть.
Недавняя авария в Жамбылской области, а также проверка ТОО «Казфосфат» показали, что в компании годами нарушалось законодательства о труде, что послужило основанием для подачи судебных исков. Однако даже выигранные сотрудниками компании суды не изменили ситуацию. Нарушение трудового законодательства, как и наценки за продукцию, всё так же имели место.
И потому упоминание компании в выступлении президента Токаева приобретает особое значение. Очевидно, что сегодня идёт чистка рядов. Очиститься от наследия Первого президента РК стремятся в верхах. И мы видим, что «неприкасаемых» становится всё меньше. Не случайно, что упоминание ТОО «Казфосфат» и сообщение об открытии уголовного дела в отношении одного из сыновей бывшего председателя мажилиса случились практически одновременно. Однако понятно и то, что ни Галимжан Есенов, ни Нурхан и Нуржан Нигматулин не смогли бы так распоряжаться активами «Казфосфат», если бы ни именитые родственники. Отсюда возникает вопрос, кто же следующий окажется под дамокловым мечом? Ахметжан Есимов или Нурлан Нигматулин? Есимов уже не тесть Галимжана Есенова, но кто знает, что может наговорить недавний зятёк.
Нурлан Нигматулин, как и его брат-близнец Ерлан, считается человеком близким к миллиардеру Владимиру Киму, которого также называют одним из владельцев ТОО «Казфосфат». Следовательно, всем троим, есть чего опасаться?..