:: ИЗ ЧЕГО МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ ДОРОГИ?

Просмотров: 774 Рейтинг: 3.8

На фоне проблем собственного производства чрезмерный оптимизм проявило министерство транспорта: на прошлой неделе ведомство заявило, что автодорожники в Казахстане перейдут на стопроцентное использование элементов инфраструктуры отечественного производства, при этом в текущем году ввести в эксплуатацию планируют 2 тысяч километров автодорог республиканского значения на основных транзитных коридорах. При их благоустройстве специалисты будут использовать исключительно отечественные материалы: разметочные краски, барьерные ограждения, дорожные знаки, опоры освещения, выпускаемые порядка 20 казахстанских компаний, заявили на совещании в министерстве. В частности, для барьерных ограждений будет использована продукция отечественного металлургического комбината Qarmet: по мнению министра транспорта Марата Карабаева, эти меры позволят значительно поддержать отечественное производство и увеличить ВВП государства.

«В этом строительном сезоне по поручению главы государства планируется охватить рекордные 12 тысяч километров автодорог», - отметили в ведомстве. Продолжатся ремонт, строительство и реконструкция 5,3 тысячи километров дорог республиканской сети, и 4,2 тысячи километров дорог местного значения. Говоря о программе по среднему ремонту дорог с усилением конструкции, в министерстве подчеркнули, что приоритет отдадут дороги, где ремонтные работы не проводились с момента их строительства. Это 2,5 тысячи километров дополнительных транспортных сообщений по всей республике, напомнили в Минтранспорта, финансировать программу планируют за счет средств международных финансовых институтов. Вовлечение отечественных производителей в строительство и ремонт автодорог – это замечательный порыв курирующего ведомства, но хотелось бы при этом, чтобы основные элементы их строительства и ремонта, асфальт и битум, тоже были отечественными. А с этим у нас проблемы.

На прошлой неделе увеличение производственной мощности завода Caspi Bitum в Актау обсудили в Минэнерго Казахстана и АО НК «КазМунайГаз». Caspi Bitum (совместное казахстанско-китайское предприятие, дочерняя структура КМГ) является крупнейшим производителем дорожного битума в Центральной Азии, как утверждают в нацкомпании, проект по расширению производства позволит увеличить выработку битума с 500 до 750 тысяч тонн в год путем увеличения переработки высоковязкой нефти месторождения Каражанбас с 1 до 1,5 миллиона тонн в год. Модернизацию, согласно соглашению об увеличении объемов производства между КМГ и CITIC Group, планируется провести в 2024-2025 годах: до сентября планируют разработать проектную документацию, кроме того, стороны подписали договор на изготовление и поставку оборудования и материалов, проведение строительно-монтажных работ в период ноябрь 2024-март 2025 года. В ведомстве подчеркнули, что проект включили в план действий правительства по экономическому росту в 2024 году, а еще он позволит полностью обеспечить внутренний рынок отечественным битумом.

Оптимизм этот можно было бы разделить, кабы не одна мелкая деталь: в прошлом году Caspi Bitum выполнил план по производству дорожного битума только на 74% по итогам девяти месяцев 2023-го года. «Объемы переработки нефти с января по сентябрь текущего года составили 703 457 тонн, или 88% к плану, дорожного битума произведено 294 186 тонн, или 74% к плану», - указывалось тогда в сообщении завода: в компании отметили, что за аналогичный период 2022 года завод произвел 348 134 тонн битума. Завод Caspi Bitum, отметили в пресс-службе предприятия, в течение всего года готов работать в условиях максимальной производительности, если потребители будут вовремя отгружать требуемые объемы битума. Инновационный продукт завода - фасованный битум - можно заготавливать заранее - например, с зимы, чтобы к началу дорожно-строительного сезона у потребителя был запас материала. «Необходимо скоординировать процессы в части определения потребности для дорожно-строительных организаций в приобретении фасованного битума. В этом вопросе требуется поддержка от государства, в частности, со стороны Комитета автомобильных дорог и Министерства транспорта», - отмечали тогда на заводе.

Иными словами, предприятие работало ниже собственных возможностей по той причине, что было затоварено – акиматы вовремя продукцию не забирали. Тут насколько производство не увеличивай и как его не модернизируй, если акиматы привыкли латать автодороги в осеннюю распутицу, то ничего производитель с этим поделать не может. Зато с этим кое-что может поделать государство – например, устраивать постоянные разгоняи акимам за то, что склады Caspi Bitum затоварены. И никакая «невидимая рука» рынка эту проблему решить не сможет – только постоянное дыхание центра в затылок акиматам. Процесс, судя по всему, уже начался: в Шымкенте чиновники оштрафованы за плохое содержание местных автодорог, а 20 подрядчиков будут производить повторный их ремонт за свой счет. Нарушения во время мониторинга обнаружили прокуроры Каратауского района: в ведомстве сообщили, что работы по уборке дорог и улиц, а также ямочный ремонт не проводились. В итоге наказание понесли заместитель акима Каратауского района и заместитель руководителя управления транспорта и автомобильных дорог, передает Оtyrar.kz. Больше всего нареканий у прокуроров вызвала улица Теленшина: ее протяженность больше трех километров, и только часть покрытия ровная. А для жителей жилого массива Сайрам – это основной путь в центр города. Вся дорога в ямах и ухабах, жалуются водители. Объезжать полосу препятствий безопасно у них не всегда получается.

Прокуроры Каратауского района выяснили, что многие дороги, которые сейчас в аварийном состоянии, до сих пор на гарантийном сроке. Только вот восстанавливать их никто не спешит. В итоге наказание понесли чиновники, которые теперь должны выплатить штраф. «Поставщики должны на основе гарантийного срока обеспечить качество дорог, однако такие работы не были проведены. Образовались ямы, что повлекло за собой аварийные ситуации на дорогах. В течение дня нам поступает около 10-15 случаев, когда автомобильные происшествия возникают из-за появления ям», — говорит старший прокурор Каратауского района Шымкента Тимур Ажихан. И теперь 20 подрядчикам акимат отправил уведомление, о необходимости вернуться на объекты и провести повторный их ремонт, иначе компании могут по решению суда попасть в «черный список» и не смогут участвовать в госзакупках. Средства на дорожное хозяйство в мегаполисе ежегодно выделяются колоссальные: только в прошлом году в этой сфере было освоено 40 миллиардов тенге, на этот год выделено 20 миллиардов, еще 18 миллиардов запросили из республиканского бюджета на крупные проекты. Но пока заявка не одобрена, что и неудивительно, учитывая историю со штрафами для чиновников.

С этого года в Шымкенте также изменили гарантийные сроки на дороги: на объекты капитального ремонта-реконструкции гарантия теперь семь лет, а не пять, как ранее. Гарантия на средний ремонт дорог тоже увеличилась до пяти лет. По словам специалистов, это должно улучшить качество дорожного покрытия и уменьшить частоту его ремонтов. В общем, за акиматы как за организаторов ремонта и строительства автодорог наконец взялись, поэтому у отечественного производителя из Caspi Bitum есть надежда на то, что ситуация с затоваркой не повторится.

Источник: Contur.kz

Средняя: 3.8 (4 оценок)