:: Андрей ЛОГИНОВ, Астана. ПОЧЕМУ ПЕТИЦИЯ ПО "НАРОДНЫМ ТАРИФНЫМ СОВЕТАМ" ВПОЛНЕ СЕБЕ ЗДРАВАЯ

Просмотров: 940 Рейтинг: 3.5

На прошлой неделе ресурсе epetition.kz обнародовал новую петицию с предложением создать в Казахстане "Народные советы по тарифам". По задумке ее автора, в регионах необходимо создать советы по тарифам для того, чтобы граждане сами могли участвовать в процессе формирования тарифов и отслеживать освоение получаемых от потребителей средств. "Есть пассионарные участники рынка – потребители в регионах. Это общественники, журналисты, активные граждане, профильные эксперты. Из их числа, считаю, надо формировать советы народного контроля. Механизмов работы таких советов может быть много, в том числе с посещением или без посещения объектов. Это будет организованный общественный контроль. Тот, кто мог бы заниматься контролем освоения тарифных денег, этого не делает на должном уровне. Поэтому надо строить общественный контроль снизу", - прокомментировал свое предложение корреспонденту издания inbusiness.kz автор петиции Сергей Агафонов. В петиции вновь поднят вопрос приостановления лицензии частных энергоснабжающих организаций, которые прекратили свою работу 1 апреля 2024 года: по мнению автора документа, на рынке энергетики должна быть конкуренция там, где это возможно, в том числе – и среди энергоснабжающих организаций. Одно из предложений, озвученное в петиции, касается формы собственности ТЭЦ – ее автор предлагает все региональные теплоцентрали вернуть в госсобственность.

С последним предложением нельзя не согласиться хотя бы потому, что "эффективные менагеры" в нашей энергетике себя уже показали во всей красе, а апофеозом их деятельности стало падение трубы на Петропавловской ТЭЦ в марте 2022-го года. Обращает на себя внимание тот факт, что петиция по "народным советам" появилась в аккурат под обсуждение идеи увеличения стоимости проезда в общественном транспорте в ряде городов страны. Так, в Алматы могут повысит стоимость проезда в общественном транспорте со 100 до 120 тенге, сообщили в пресс-службе городского акимата. Соответствующий проект постановления акимата города опубликован на сайте "Открытые НПА" для обсуждения общественностью. "В Управлении городской мобильности отметили, что тариф в 80 тенге не менялся с 2011 года и только в прошлом году был увеличен на 20 тенге. В настоящее время в Алматы стоимость тарифа на общественном транспорте установлена в размере 100 тенге при оплате безналичным способом и 200 тенге при оплате наличными", - говорится в сообщении. В ведомстве подчеркнули, что в текущем году средний тариф за проезд на общественном транспорте составляет 310 тенге, а на некоторых маршрутах достигает 400 тенге (тут нужно пояснить, что на самом деле речь идет не о тарифе, а о реальной себестоимости поездки одного пассажира по версии акимата).

"В этой связи ежегодно растет размер субсидий, выплачиваемых перевозчикам. Если в 2023 году им было выделено 68,7 миллиарда тенге, то в 2024 году прогнозная сумма субсидий выросла до 97,3 милларда. Таким образом, при нынешнем тарифе размер субсидирования будет все время увеличиваться, что может стать непомерным для местного бюджета", - заявили в градоуправе. Кроме того, проект предусматривает отмену оплаты за проезд наличными, чтобы не отвлекать водителей на сборы денег. "В Управлении городской мобильности подчеркнули, что при новом тарифе прогнозируемый объем субсидирования в 2024 году сократится более чем на 7 миллиардов тенге. Это позволит направить дополнительные средства на повышение привлекательности поездок на общественном транспорте с учетом требований горожан", - говорится в сообщении. Также в акимате отметили, что в текущем году начата реализация мастер-плана Транспортного каркаса, предполагающего развитие скоростного общественного транспорта – BRT и LRT. Предполагается, что к 2030 году в городе будут созданы 42 транспортных скоростных коридора протяженностью порядка 300 километров, что позволит охватить три четверти жилых территорий города. Также будет разработано новое тарифное меню с большим количеством вариантов оплаты проезда и бесплатной пересадки (видимо, с автобуса на LRT и наоборот).

Тут вот какое дело: LRT – вещь красивая и (теоретически) полезная, поскольку возвышается над забитой пробками автострадой и позволяет гражданам плевать на эти пробки в прямом и в переносном смыслах. Однако у нас один LRT-долгострой уже имеется – в Астане, и он изначально был обречен стать долгостроем хотя бы потому, что трассу под него выбрали нерентабельную, между аэропортом и новым железнодорожным вокзалом в столице. Дело в том, что большинство из потенциальных пользователей этого маршрута – люди, мягко говоря, не самые бедные и способны поэтому из аэропорта до Нурлы Жола доехать на такси, благо, непроходимых и дремучих пробок именно на этом отрезке столицы пока не наблюдается. А потому столичные составы LRT ходили бы полупустыми, за что идеологов "воздушной" железной городской дороги неоднократно критиковал бы президент страны Касым-Жомарт Токаев. Так вот, прежде чем начинать вбивать столбы под LRT в Алматы (а это дело долгое, увеличивающее пробки на дорогах на весь срок строительства – поверьте на слово жителю города, в котором эти сваи вбивались!), неплохо было бы ознакомиться с маршрутами, намеченными для нового транспорта с тем, чтобы понять: будут они окупаться на самом деле или LRT станет дорогостоящей игрушкой. Это во-первых.

А во-вторых, перевозчики Алматы уже требуют повысить тариф за проезд в автобусах до 180, а не до 120 тенге. В Ассоциации предприятий пассажирских перевозчиков утверждают, что только при таком тарифе алматинские автопарки смогут себе позволить покупку комфортных электрических автобусов с кондиционерами. "Предлагаемые 120 тенге не решают проблем автопарков. При среднем тарифе на маршруте в 310 тенге стоимость проезда должна составлять хотя бы половину, то есть 180 тенге как минимум. Все хотят ездить на новых автобусах с кондиционерами, но за качественные услуги должна быть соответствующая оплата. Акимат ставит нам условие покупать электрические автобусы, которые стоят минимум 170 миллионов тенге, — отметил директор ТОО City-Bus Абылай Остемир. – К тому же количество маршрутов в южном мегаполисе только увеличивается, для их обслуживания нужны водители, а им надо платить конкурентную зарплату. Поэтому данное повышение не решит проблем", - резюмировал он. Опять же, доводы резонные, но их нужно изучать с лупой в руках, причем желательно, чтобы эта лупа находилась не только в руках чиновников. В общем, петиция о народных советах появилась весьма вовремя – можно спорить о том, кто в их состав должен входить (например, нужны ли там журналисты и блогеры), но здравое зерно в этой идее в виде подключения граждан к формированию тарифов имеется. Так что надеемся, что петиция наберет требуемые 50 тысяч подписей – и попадет на рассмотрение правительства, а там уже будет проработана детально и насчет состава советов, и насчет их полномочий при обсуждении и утверждении тарифов.

Источник: Contur.kz

Средняя: 3.5 (2 оценок)