:: АГЕНТСТВО ПО ЗАЩИТЕ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ УПОЛНОМОЧЕНО ЗАЯВИТЬ...

Просмотров: 1,143 Рейтинг: 3.7

....Одной из новостей прошлой недели, на которую странным образом мало кто отреагировал, стала активизация казахстанских антимонопольщиков, которые выпустили отчет Агентства по защите и развитию конкуренции за 2023-й год с некоторыми тенденциями, некоторые из которых неприятны для ума и кошелька обывателя. В частности, в АЗРК полагают, что казахстанские мобильные операторы продолжат в течение пяти ближайших лет повышать цены на тарифы сотовой связи на фоне увеличения инвестиций в установку базовых станций 5G. На данный момент в Казахстане работают государственный "Казахтелеком", владеющий компанией "Кселл" (Kcell и Activ) и "Мобайл-Телеком Сервис" (Altel и Tele2), с долей рынка 63%, а также частный "Кар-Тел" (Beeline) с долей в 37%. "Низкий уровень конкуренции на рынке, где преобладает квазигосударственный сектор, привел к снижению состязательности за клиента между операторами связи и к поддержанию цен. В результате можно отметить резкое увеличение жалоб на рост цен, на качество услуг связи и интернета", – говорится в отчете. С 2022 по 2023 годы в АЗРК поступило свыше 200 жалоб от потребителей касательно роста тарифов и навязывания невостребованных услуг. По поручению Агентства в отношении операторов были вынесены уведомления, которые в настоящее время обжалуются операторами в суде.

Ещё с начала 2023 года в АЗРК поступило около 5 тысяч жалоб по вопросам связи, в том числе по низким скорости интернета и качеству. В октябре 2023 года были опубликованы данные глобального рейтинга скорости мобильного интернета Speedtest, согласно которому Казахстан оказался на 67 месте из 142 стран со средней скоростью 35,9 Мбит/сек. При этом сотовые операторы заявляют о ежегодном растущем объеме инвестиций на поддержание и развитие сети, однако данные министерства цифрового развития говорят об обратном, отмечают в АЗРК: в последние годы наблюдается снижение инвестиций в отрасль связи, хотя прибыль сотовых операторов с 2021 по 2022 годы выросла на 21%. "Из чего следует, что при стабильной абонентской базе у сотовых операторов за анализируемый период на рынке наблюдается снижение объема инвестиций, также отмечается рост объема прибыли операторов от оказания услуг связи. В то же время, увеличилось количество жалоб населения на качество оказываемых операторами услуг и рост цен", – отмечают в АЗРК. А продолжение работы над сетью 5G приведет к росту тарифов, убеждены антимонопольщики: в настоящее время сотовые компании уже пытаются повысить тарифы на основании необходимости рассчитаться за приобретение радииочастот под эту сеть у государства на прошлогоднем аукционе.

И это еще без учета возврата планируемых инвестиций в инфраструктуру для внедрения сотовой связи пятого поколения около 160 миллиардов тенге. Антимонопольщики убеждены, что увеличение тарифов связано с усилением монополизации на рынке связи из-за того, что торги по радиочастотам нужно было бы провести в ином формате. Но вот ведь в чем штука: снижение инвестиций в сеть при одновременном повышении тарифов началось, по признанию АЗРК, до этого самого прошлогоднего конкурса, так что причина, представляется, в другом – государству с сотовыми операторами нужно было разговаривать жестко еще до строительства сети 5G. Что, в общем-то, не поздно сделать и сейчас.  Следующий пункт отчета антимонопольного агентства связан с рынком ипотеки, где наблюдается доминирование Отбасы Банка, кроме него в сегменте ипотечного кредитования стабильно работают в рамках госпрограмм Банк ЦентрКредит, Bereke Bank и Freedom Bank. "Вместе с тем, Отбасы банк занимает доминирующее положение на рынке ипотечного кредитования вне госпрограмм, то есть обладает возможностью контролировать данный рынок и оказывать значительное влияние на общие условия", – утверждает АЗРК. Чтобы повысить конкуренцию на рынке, Агентство предлагает ввести адресное субсидирование ипотечного займа, ориентируясь на социальный статус заемщика. "Субсидирование ипотеки должно быть адресовано непосредственно заемщикам, минуя банки. Банки должны предлагать только рыночные ставки, должны конкурировать между собой, сегодня же у всех банков, участвующих в ипотечных госпрограммах, одинаковые условия за счет субсидирования ставок, что приводит к отсутствию конкуренции среди них", - полагают в Агентстве.

Во-вторых, АЗРК предлагает разрешить использовать единовременные пенсионные выплаты из ЕНПФ для открытия целевых депозитов на улучшение жилищных условий. Это, по мнению АЗРК, предоставит гражданам возможность накапливать деньги в любом банке на более выгодных условиях. В-третьих, предлагается внести поправки в Налоговый кодекс и снизить индивидуальный подоходный налог для ипотечных заемщиков в части суммы погашения процентов по жилищному займу от зарплаты. В-четвертых, АЗРК считает нужным ввести механизм участия государства в первоначальном взносе, так государство сможет выдавать людям из социально уязвимых категорий заем на первоначальный взнос, а банк затем будет выдавать потребителю второй заем на оставшуюся стоимость жилья. И в этом случае заемщик сначала выплатит взносы по ипотеке банку - и только потом возвратит государству сумму первоначального взноса, что снижает риски финансовых организаций. При этом у государства есть возможность установить ставку по займу на первоначальный взнос существенно ниже ставки банка по ипотеке. Кроме того, Агентство полагает, что Отбасы банк следует вывести из коммерческого сегмента рынка, оставив ему только работу по госпрограммам. Ну и, наконец, АЗРК считает необходимым установить фиксированные цены на жилье в рамках государственных ипотечных программ, но это уже будет затрагивать интересы застройщиков, так что все эти предложения антимонопольщиков следует адресовать правительству, чтобы оно смогло оценить, вытянет ли бюджетный Боливар все эти благие намерения, особенно в части участия государства в первоначальных взносах.

Следующий сегмент отчета распространяется на угольную отрасль: по наблюдениям АЗРК, наши угледобывающие компании сохраняют практику реализации топлива непродуктивным посредникам, не имеющим собственных складов. А те занимаются перепродажей угля угольным операторам с наценкой, доходящей до 100%, или вытеснением их с рынка, так как у региональных угольных операторов отсутствуют контракты с недропользователями. К примеру, в 2023 году ТОО "Комир Гарант", не имея инфраструктуры и не являясь угольным оператором, заключив контракт с АО "Шубарколь Комир" на поставку 445 тысяч тонн угля (это около 4% от всего объема по республике) и обеспечив себе эксклюзивный доступ к разрезу, начало вытеснять с рынка других угольных операторов, не получивших объемов у угольных разрезов. Это, конечно, все возмутительно, но тут возникает вопрос к самому антимонопольному ведомству: а что оно сделало для того, чтобы таких ситуаций не случалось? Ведь АЗРК для того и создавали, чтобы оно выявляло такие схемы – и пресекало их, пока же антимонопольщики "в целях исключения данных посреднических схем и обеспечения свободного доступа региональным угольным тупикам к объемам угледобывающих предприятий проводят работу по увеличению обязательных объемов, подлежащих реализации на бирже квалифицированным участникам рынка". В 2021 году данная доля составляла 10%, к концу 2023 года она достигла 50%, но оставшаяся половина рынка, получается, позволяет свободно "химичить" с поставками и с ценами на уголь. Так что антимонопольщикам тут стоит проявить законотворческую инициативу и настойчивость – и добиться законодательно закрепленных требований к участникам рынка угля по наличию своих складов. А главное – жесткого наказания фирм-"прокладок", которые накручивают стоимость угля для конечного потребителя (секрет Полишинеля, что за этими "прокладками" чаще всего стоят крупные игроки рынка). 

Ну, и, наконец, вишенкой на торте стало обвинение торговых сетей в навязывании поставщикам услуг, влияющих на конечную цену товаров. К примеру, поставщиков заставляют оплачивать услуги по продвижению товара, размещению рекламы, проведению промоакций компаний и продаже торгового пространства (так называемый бонус "за вход в сеть"). Также АЗРК указывает, что торговые сети трижды в год (квартал, полугодие и год) взымают вознаграждение за оказание информационных услуг. Чаще других так делает сеть Magnum Cash&Carry, уточняет АЗРК, так как занимает самую крупную долю на рынке. "В результате поставщики вынуждены включать в стоимость товара процент вознаграждения за оказываемые услуги по продвижению товара, впоследствии влияющий на конечную стоимость продовольственных товаров. Также имеет место превышение установленного законодательством 15% размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары со стороны торговых сетей, что тоже влияет на конечную стоимость товара", – пояснили в Агентстве. В итоге основная прибыль сети формируется от услуг, навязываемых производителям и поставщикам товара, а не от основной деятельности – розничной реализации товара, утверждают антимонопольщики. Например, доля дохода Magnum Cash&Carry по продовольственным товарам за январь – сентябрь 2022 года от оказания услуг составила 62%, от розничной реализации товаров – 38%; у "Скиф Трейд" (бренд SMALL) от оказания услуг – 65%, от розничной реализации товаров – 35%. Кроме того, антимонопольный орган выявил со стороны SMALL и Magnum факты злоупотребления доминирующим положением на рынке: эти торговые сети безосновательно применяли разные цены и условия к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями, а также навязывали дополнительные обязательства при заключении соглашений, которые, согласно обычаям делового оборота, их не касаются.

По 27 фактам несоблюдения торговыми сетями размера надбавки на социально значимые товары в 15% и незаконное включение 5-процентного и более вознаграждения на социальную продукцию АЗРК направил соответствующие сведения в адрес Минторговли. И предложили ужесточить контроль в отношении торговых сетей, что, в общем-то, давно напрашивалось. Есть только один парадокс, связанный с личной покупательской практикой: поскольку у антимонопольщиков в числе главного нарушителя везде фигурирует Magnum, то и цены на продуктовые и непродуктовые товары у него для конечного покупателя должны быть выше, чем у остальных торговых сетей и прочих магазинов у дома. Однако же лично я где-то года полтора назад окончательно перешел на закупке именно в "Магнуме" как раз потому, что найти продукцию дешевле можно разве что в специализированных отделах самих производителей (типа небольших прилавков молочной "Родины" или магазинчиков "Рубикома"), а остальные супермаркеты по цене на те же самые продуктовые и непродуктовые товары ушли далеко вперед. И вот это различие в моей практике и выводах антимонопольщиков заставляет удивиться их выводам о "Магнуме" как о главном зле на рынке, потому что у главного нарушителя на рынке и цены должны быть выше, чем у остальных. Но это не в качестве обеления конкретной торговой сети, а в качестве наблюдения, поскольку у нас люди любят делать и подхватывать выводы, противоречащие тому, что их глаза видят.

Источник: Contur.kz

Средняя: 3.7 (3 оценок)