:: КТО ДОЛЖЕН ПОДПАДАТЬ ПОД НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СТРАНЕ?
Намерение миннацэкономики уменьшить налоговые льготы на 20% похвально, но, как показывает практика, может выйти боком нашей экономике. Потому что, как только начинается конкретное сокращение, сразу находятся неприкасаемые: напомним, что одними из первых льготы хотели отобрать у инвесторов на KASE и AIX, но теперь их отменять не будут. "В рамках обсуждения проекта нового Налогового кодекса этой весной мы предлагали снизить ставку налога на выплату дивидендов и прирост стоимости ценных бумаг до 5% с текущих 10%, но при этом упразднить налоговые льготы. Все льготы мы отменить не можем. У нас есть МФЦА, KASE, Astana Hub. Освобождение от налогов в МФЦА в том числе предусмотрены в Конституционном законе. Поэтому мы упразднить льготы не можем. В связи с этим мы оставили ставку в 10% и налоговые льготы", – сказал Амрин. Напомним, что к такой точке зрения министерство пришло после того, как ему это порекомендовал сделать глава государства – и теперь министерству экономики вместе с минфином надо готовиться к осаде со стороны желающих сохранить, преувеличить или даже получить впервые льготы и преференции от государства, причем не обязательно по налогам.
Первыми в атаку пошли парламентарии, которые в запросе заместителю премьер-министра Серику Жумангарину потребовали расширить перечень направлений по льготному кредитованию сельчан в Казахстане. Депутаты считают, что, несмотря на сильную государственную поддержку, аграрный сектор медленно развивается и все еще остается малоэффективным и неконкурентоспособным. Одна из причин этого - высокие процентные ставки по кредитам, из-за которых средства остаются недоступными. "Отсюда вывод – чтобы не просто оставаться на плаву, нам необходимо в ближайшие десятилетия вывести сельское хозяйство на качественно новый уровень развития. На сегодня сельское хозяйство достаточно прогрессивное направление предпринимательской деятельности, которое, как и любое другое, нуждается в оборотных средствах. Причем надо отметить, что именно эта отрасль хозяйствования, как ни одна другая, требует высокую технологию возделывания", - отметили депутаты. Также в запросе отмечено, что земледельцы должны точно рассчитывать и управлять текущими ресурсами, чтобы поддерживать процесс производства сельского хозяйства. Однако казахстанские фермеры уже не первый год заявляют об их катастрофической нехватке, и это при том, что государство ежегодно направляет значительные средства на поддержку АПК.
Причина такого парадокса на сегодня заключается в том, что сельхозтоваропроизводители не проявляют интереса к кредитованию через банки второго уровня и Аграрную кредитную корпорацию. Причинами являются - длительный процесс кредитования, залоговая политика, высокая процентная ставка (22,4%), а также короткий срок кредитования. "Вместе с тем, действующий механизм кредитования в сфере сельского хозяйства под 2,5%, предусмотрен только для крупных проектов и по направлениям, указанным в правилах кредитования проектов. То есть кредитование на оборотные средства и иные проекты не предусмотрено", - пояснили народные избранники. И предложили Серику Жумангарину безотлагательно рассмотреть вопрос внесения изменений в правила, утвержденные приказом министра сельского хозяйства, в части введения кредитования иных приоритетных проектов в сфере АПК, определяемых как центральными, так и местными исполнительными органами. Добавив, что регионы готовы принять участие в кредитовании и финансировать приоритетные проекты, отвечающие актуальным потребностям и ожиданиям крестьян. Ранее льготное кредитование под 5% годовых, введенное в этом году, аграрии назвали кабальным, так как в качестве обеспечения займа финансовый институт требовал и залог, и гарантию. Кроме того, уже год аграрии вынуждены платить за кредиты 22% годовых, хотя государство обещало субсидировать ставку вознаграждения, но денег на это пока нет.
Вот тут и спорить с депутатами не о чем: сельское хозяйство действительно нуждается в льготном финансировании, но не только оно – на прошлой неделе выяснилось, что кредиты для бизнеса в Казахстане оказались самыми дорогими в ЕАЭС по итогам 2023-го года – 20,7% по краткосрочным и 20,5% по долгосрочным займам. Об этом сообщается в обзоре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - ниболее доступные кредиты для бизнеса в 2023 году были отмечены в Беларуси – по краткосрочным 8,3% и 9,1% по долгосрочным займам. И стоит ли после этого удивляться тому, что в наших магазинах преобладает белорусская и российская "молочка", а также товары ширпотреба? То есть в льготном кредитовании нуждаются у нас не только сельчане, но и все производители в принципе – и как тонкий бюджетный ломтик льгот размазать по всем нуждающимся, похоже, наше правительство сейчас четко себе не представляет. Отсюда и рекомендация президента в начале сентября – не городить очередной огород с перекраиванием льгот, а просчитать все до середины 2025-го года и тогда уже принимать новый Налоговый кодекс. Может быть, к тому времени разработчики его изменят свой взгляд на вопрос послаблений по социальным налогам и взносам, которые на данный момент никто снижать не собирается.
"Мы много обсуждали социальные налоги и взносы, но, поскольку у нас есть социальные обязательства, задачи Минздрава, Минтруда по медицинскому и социальному обеспечению наших граждан, нагрузка на фонд оплаты труда будет расти. Она сейчас на медстрахование растет до 2029 года и по фонду соцстрахования, по ОПВР (обязательные пенсионные взносы работодателя), в итоге порядка 46% к 2029 году общая финансовая нагрузка на ФОТ будет", - констатировал Азамат Амрин. И это печально хотя бы потому, что дополнительная нагрузка на фонд оплаты труда – это снижение нашей покупательской способности, что ударит и по отечественному производителю: мы же у него меньше покупать будем. Одно утешает – в рамках роста нагрузки на ФОТ курс тенге будет стабильнее. Потому как денег на покупку долларов и евро не останется.
Источник: Contur.kz