:: ВОКРУГ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РК СКЛАДЫВАЕТСЯ ТРЕВОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Торговая война с Россией уже началась? Судите сами, в последней декаде прошлого месяца (23 числа) Россия ввела ограничения на транзит казахстанского зерна, зернопродуктов, семян подсолнечника, томатов и перцев. И, начиная с этой даты, возвратила почти 90 машин с казахстанской экспортной продукцией весом почти в две тысячи тонн – под раздачу попали казахстанские томаты, перец, рис, пшено, мука и сухофрукты. В министерстве сельского хозяйства Казахстана заявили, что вся эта продукция перемещалась в сопровождении фитосанитарных сертификатов РК, выданных комитетом госинспекции в соответствии с едиными карантинными фитосанитарными требованиями, утвержденными советом Евразийской экономической комиссии в 2016 году. "В октябре по инициативе казахстанской стороны на площадке Евразийской экономической комиссии проведены первый и второй раунды консультаций с участием представителей заинтересованных государственных органов и бизнеса Казахстана, представителей Россельхознадзора и госорганов РФ. В настоящее время ведется работа по скорейшему разрешению сложившейся ситуации", — заявили в профильном ведомстве страны.
___________________
Тем временем, мажилисмен Айдарбек Ходжаназаров в своем депутатском запросе на имя премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова предложил в ответ пересмотреть тарифы на транзит российской продукции через Казахстан. "При необходимости до решения вышеуказанных вопросов нужно ввести такие меры, как ограничение доступа товаров соседней страны на рынок Казахстана. Мы должны обеспечить законодательную защиту интересов казахстанских экспортеров, пострадавших от действий Россельхознадзора. Предъявить иск российским партнерам для возмещения убытков, связанных с задержкой и порчей недоставленных товаров. Также следует запустить другие логистические направления для экспорта казахстанской продукции. Например, через Каспийское море с участием Азербайджана, Ирана и Туркменистана. При необходимости предусмотреть субсидию на транспортировку. Это предотвратит зависимость от российского транзита", - считает Ходжаназаров. Он также предлагает активизировать сотрудничество с Китаем и рассмотреть вопрос увеличения квот на импорт казахстанского зерна и другой сельскохозяйственной продукции в эту страну.
Тут проблема в том, что Казахстан уже запретил импорт российской пшеницы на свою территорию, после чего Россельхознадзор, собственно, и начал чинить препоны для казахстанской продукции. Иными словами, то, что предлагает сделать мажилисмен, собственно, уже было сделано – можно, конечно, перекинуть запрет на российское молоко, но проблема в том, что тогда мы сами ударим по себе. Потому что у нас мощность молокозаводов не позволяет закрывать внутренние потребности. Можно запретить ввозить российские конфеты, но предварительно неплохо было бы поинтересоваться у "Рахата" и "Баян Сулу", в состоянии ли они сами полностью закрывать эти же внутренние потребности. Потому что без таких консультаций запрет может привести к дефициту, то есть ударить по его инициаторам больнее, чем по тем, кого они стремятся наказать. Ну, и не стоит забывать, что, помимо сельскохозяйственной продукции, мы по территории России транспортируем ту же нефть, а также металл – и если торговая война с отрасли АПК перекинется на эту продукцию, то никакой Сулейменов остановить дополнительные транши в бюджет из Нацфонда не сможет. Потому что без них бюджета не будет (вернее, он будет весьма "похудевшим").
Проблема еще и в том, что, пока мы выясняем отношения с Россией, некоторые наши постоянные партнеры тоже не дремлют – и ужесточают доступ на свои рынки: так, на прошлой неделе стало известно, что Афганистан поднял растаможку для казахстанской муки вдвое, с 5% до 10% с целью наладить и нарастить собственную переработку зерна. На сегодня, учитывая курс, рост составил 16,2 доллара на тонну, которые казахстанские мукомолы вычитают из своего потенциального дохода. Причем пошлины на казахстанское зерно в этой стране не повышались, то есть ввоз сырья никто в Афганистане не ограничивает – это мы уже проходили в случае с Узбекистаном, который точно также повышал пошлины на ввоз муки, а пшеницу не трогал. В результате разница таможенных платежей, транспортных расходов и налоговых платежей между пшеницей и мукой на сегодня в Афганистане составляет 40 долларов за тонну. Теперь в Союзе зернопереработчиков Казахстана прогнозируют снижение закупочных цен на зерно у казахстанских же поставщиков, причем не только на внутреннем рынке: на те же шаги сегодня идут и узбекские мукомолы, снизившие закупочную стоимость казахстанской пшеницы, для того чтобы без потерь войти на афганский рынок.
Казахстан должен предпринять хоть какие-то зеркальные меры, считают участники рынка: например, перенаправив средства, выделяемые на транзит зерна через Россию, на субсидирование крестьян, сдающих свою пшеницу именно на отечественную переработку. "Пока мы здесь ищем черную кошку в черной комнате, не принимая мер по урегулированию рынка, так и будет происходить. Скоро Афганистан откажется от импортной муки, казахстанской и узбекской из казахстанской пшеницы, и будет приобретать исключительно пшеницу и молоть самостоятельно муку. Также, увеличивая посевы и культивируя выращивание собственной пшеницы, значительно со временем сократят и импорт пшеницы. Даже талибы защищают свой рынок и поднимают собственное производство готовой продукции!" – указывается в сообщении отраслевой организации зернового рынка страны. Что касается поиска новых рынков сбыта, то, по мнению аграриев, здесь нужно предусмотреть компенсацию затрат на логистику. В России, по их же словам, в некоторых случаях транспортные расходы государство покрывает на 100%, подобную практику в Казахстане предложил ввести член комитета мажилиса по аграрным вопросам Нуржан Алшимбетов.
Коллеги поддержали депутата, отметив, что даже в рамках жестких требований ВТО Казахстан мог бы более эффективно отстаивать свои интересы. Однако в правительстве уже пояснили, что такой вариант невозможен даже не в силу отсутствия средств, а как раз из-за международных обязательств. "В мандат министерства торговли и интеграции входит поддержка экспорта товаров. До 30% на транспортировку муки и до 80% на продукты более высоких переделов. Транспортировку зерна поддерживать не можем – есть прямой запрет ВТО", – отметил вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев. Как вариант крестьянам предлагают объединяться и экспортировать свою продукцию через Продкорпорацию. "Мы запустили программу "Консолидация экспортных партий". Суть – в объединении небольших партий зерна от различных товаропроизводителей в более крупные партии. Это позволяет снизить логистические издержки и повысить конкурентоспособность казахстанской пшеницы на мировом рынке. Продкорпорация берет на себя организацию всех этапов экспортной операции", – сказал председатель правления АО "НК "Продкорпорация" Асылхан Джувашев. Сегодня корпорация прорабатывает вариант экспортных поставок пшеницы в Китай в размере 2-3 миллионов тонн в консорциуме с крупными частными зерновыми компаниями Казахстана. Для крестьян в этом случае Продкорпорация должна стать посредником, который будет отстаивать их интересы перед китайскими покупателями.
В итоге же в Зерновом союзе считают, что сложившиеся обстоятельства обещают дальнейшее снижение цены на зерно. Для сельхозтоваропроизводителей ситуация осложняется тем, что они до сих пор не получили всего объема причитающихся субсидий. В минсельхозе говорят о необходимости диверсификации площадей и снижении зерновых посевов к 2028 году на 855 тысяч га (до 13,2 миллиона га). Наращивать предлагают главным образом площади под масличные и кормовые культуры, а объемы производства пшеницы сохранить за счет повышения урожайности – но, опять же, вопроса о путях сбыта за границу своей продукции это не решает. А самое забавное состоит в том, что ровно те же обвинения, которые мы выдвигаем в отношении России, на прошлой неделе в отношении нас выдвинули в Кыргызстане: при рассмотрении законопроекта "О ратификации договора об углублении и расширении союзнических отношений между Кыргызстаном и Казахстаном" депутат местного парламента Улугбек Ормонов отметил, что ежегодно в сезон экспорта сельхозпродукции из КР на границе с РК образуются огромные очереди из фур.
"У нас с Казахстаном есть десятки соглашений. Там все четко прописано, но мы не можем требовать от соседней страны их исполнения. А когда Казахстан нуждается в чем-то, мы раскрываем объятия и даем все, что они просят", - заявил Ормонов. В свою очередь, его коллега Айбек Маткеримов поднял вопрос целесообразности очередного договора с Казахстаном, учитывая прошлый опыт исполнения договоренностей между странами: он задал вопрос, не постигнет ли этот договор та же участь, что и другие соглашения, которые так и не были реализованы. Заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Алмаз Имангазиев ответил, что по инициативе президента этой страны была проведена ревизия всех соглашений, внесены изменения, направленные на их улучшение. "Совместно с Таможенной службой и министерством экономики мы выделили проблему грузоперевозок как первоочередную. В планах - увеличение числа контрольно-пропускных пунктов на границе с Казахстаном для уменьшения нагрузки на существующие КПП, вроде "Ак-Жола" Также прорабатывается вопрос внедрения навигационных пломб", - сообщил Имангазиев. Он добавил, что казахстанская сторона ссылается на недобросовестных перевозчиков, занимающихся контрабандой, что стало причиной проведения дополнительных проверок на границе.
В общем, торговые войны, похоже, сейчас начнут разворачиваться везде и всюду – фрагментация мира приводит к тому, что каждая страна заботится, прежде всего, о себе и о своих производителях и потребителях. Что сейчас наглядно демонстрируют все – и россияне, и кыргызы, и талибы. Устраивать торговые войны со всеми бесперспективно, значит, нужно договариваться. И чем быстрее, тем лучше.
Источник: Contur.kz