:: Алексей Вьюгин. ОБ ОБНОВЛЕНИИ ЭЛИТЫ, РАСФОРМИРОВАНИИ КНБ, УПРАЗДНЕНИИ «НУР-ОТАН» И РАСЧЛЕНЕНИИ ГРУППЫ «JYSAN»

Просмотров: 1,272 Рейтинг: 3.6

Касым-Жомарт Токаев вдобавок к стратегическому терпению продемонстрировал способность к мгновенной оценке ситуации и принятию верных решений. Глава государства оказался не только чиновником, но и Политиком с большой буквы. Благодаря этому мощная попытка государственного переворота, в которой были задействованы высокопоставленные сотрудники спецслужб, государственного аппарата и представители олигархата – успешно подавлена. Теперь нужно не только наказывать виновных, но и создавать среду, в которой повторение таких масштабных кровавых уроков станет невозможным.

ПОДЛЫЕ ЛЮДИ

Двоевластие в Казахстане закончилось. Это очень хорошо видно по тому, в каком количестве и с какой скоростью стали переобуваться и перекрашиваться функционеры, которые крайне двусмысленно вели себя в тот момент, когда не было ясности чья сторона возьмет верх.

По выступлению президента в парламенте ясно, что начинается процесс очищения от всего старорежимного, неэффективного и максимально подлого. К сожалению, при позднем Нурсултане Назарбаеве стало нездоровым мейнстримом изобилие в органах власти и государственного управления назначенцев с акцентуацией на интриганстве и непорядочности. Про профессионализм и компетентность большинство из них понятия не имели, зато всегда фонтанировали «подлянами». Подлости могли быть разными – тупыми или креативными – но фигурировали как константа.

Технология win-win (победил – победил) мозгом таких кадров не воспринималось как явление. Никаких компромиссов и уступок они не понимали и не принимали. Только хапнуть, продавить, отобрать, унизить, нахамить. Тяга к доминированию у людей вообще-то присутствует эволюционно от приматов, когда нужно выпендриться, чтобы показать свою высокую позицию в социальной иерархии. Но здесь уже любому шимпанзе было стыдно за таких сородичей, поскольку ничего от человека разумного не наблюдалось.

Касым-Жомарт Токаев оперативно пошел на такой сильный политический шаг, как приглашение войск ОДКБ для помощи в наведении порядка. Теперь нужно проявить политическую волю в деле удаления из власти людей, которые организовывали беспорядки и потворствовали им. Часть старой элиты фактически предала президента. Вместе с нею «слились» и многие силовики, особенно в структуре КНБ. Армия тоже действовала неэффективно.

 

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЦЫ

Обновлять элиту нужно. Делать это системно, глубоко и фундаментально. Откладывать вопрос в долгий ящик опасно не только для главы государства, но и для всей республики. Опираться на прежние кадры следует с оговоркой и осторожностью.

По поведению многих из тех, кто сейчас наперебой клянется в верности лидеру страны видно, что в самый ответственный момент они выжидали. Даже если кто-то и не знал о планах заговорщиков, то как минимум оказался трусом, который озабочен только спасением своей шкуры. Они присоединились к Касым-Жомарту Токаеву лишь тогда, когда он взял всю полноту власти в свои руки и победил.

Где брать новых? Совершенно очевидно, что в первую очередь нужно выдвигать людей из второго и третьего эшелона, которые в критический для Казахстана момент не «отморозились», а проявляли деятельную инициативу и активность, компетентно выполняли распоряжения государственного руководства. В общем, из акимов районов и городов двигать на областной уровень, из начальников комитетов – в министры.

При перетряхивании кадрового состава отдельное внимание стоит уделить управленческой молодежи (30+), которая на деле показала свою преданность и полезность в чрезвычайной ситуации. Глава государства уже говорил о необходимости подбора кадров по принципу меритократии (личных заслуг), а тут такое «удачное» стечение обстоятельств. Через жесткий стресс-тест прошло огромное количество чиновников и силовиков, поэтому однозначно есть из кого выбирать.

При кадровых решениях необходим акцент на людях, которые ничем не обязаны прежнему режиму и хорошо при нем не жили. Даже беглый взгляд показывает, что часть элитариев, которые если не предали президента, то хранили долгое молчание или исчезли с поля зрения в критический для страны момент, прекрасно жили и при прежнем руководителе. Поэтому им было все равно.

Помимо аппаратчиков нужны политики для государственной службы. Их можно привлекать из общественных организаций, бизнеса, медийной сферы. При таком подходе легче добавить этнической инклюзивности министерствам, ведомствам и акиматам.

Имеется и такой пласт для кадрового резерва, как пострадавшие от прежней власти. Они могут назвать опасных людей поименно, готовы не просто сводить с ними счеты, а указать на слабые места и механизмы в государственной системе, с помощью которых осуществляются корыстные и противоправные действия. С помощью таких людей аппаратные и судебные «зачистки» можно будет произвести гораздо качественней и методичней.

 

КНБ

По итогам мятежа Комитет национальной безопасности оказался самым дискредитированным органом во всей государственной машине. Здесь помимо прочего требуются структурные реформы. В ФСБ России, например, функции антитеррора и общественной безопасности разведены между собой. Для Казахстана вообще можно подумать над выделением антитеррористической деятельности в самостоятельное ведомство.

Не стоит исключать вероятность, что в ходе проведения операции «Жусан», когда в страну возвращались граждане, отправившиеся воевать в рядах ИГИЛ (запрещенного в Казахстане), прежнее руководство КНБ занималось их перевербовкой и использовало в качестве спящих ячеек. Тщательное расследование алматинских, таразских, талдыкорганских и прочих событий покажет, были ли среди погромщиков якобы «раскаявшиеся» и «перевоспитавшиеся» участники боевых действий на Ближнем Востоке.

Нет сомнений в том, что КНБ нужно лишить функции заводить уголовные дела по коррупционным преступлениям. Уволенный из руководства проштрафившегося ведомства Даулет Ергожин, как бывший налоговик, занимался экономическими и коррупционными преступлениями. Часто это выливалось в фактические кошмаривание бизнеса в интересах конкретных персоналий. С помощью этого же инструмента оказывалось давление на неугодных чиновников. К тому же в Республике Казахстан уже есть Антикор, поэтому довольно легко и логично передать ему профильные полномочия.

Необходимо провести срочную ревизию всех уголовных дел по линии КНБ, особенно проведенных в секретном судебном режиме, хотя бы за последние пять-шесть лет. Нет сомнений, что вскроется масса неприятных, но крайне важных фактов.

Правильнее было бы создать отдельную службу внутренней разведки в прямом подчинении президенту. Не стоит впадать в крайности и обжегшись на молоке дуть на воду. Мы не исходим из того, что новое переформатированное и перенабранное кадрами КНБ будет рассадником антигосударственной и антиобщественной деятельности. Наоборот, обновленный Комитет должен стать одним из столпов государственной безопасности. Но в любом случае стране нужно некое отдельное ведомство с профилем внутренней разведки, которое будет уполномочено сигнализировать государственному руководству о вызывающих подозрение вещах и персоналиях в блоке спецслужб.

 

НУР-ОТАН

Руководство партии «Нур Отан» себя полностью дискредитировало. В самый ответственный момент оно самоустранилось из происходящих в стране опасных процессов. Слухи о том, что топ-менеджмент партии власти не являлся дружественным по отношению к президенту Токаеву подтвердились практикой.

Почти весь прошлый год партийное начальство в узком кругу озвучивало миф, будто один из руководителей партии «Нур-Отан» станет следующим третьим президентом Казахстана. Только когда в ноябре бывший президент Нурсултан Назарбаев публично заявил о передаче верховенства в «Нур Отан» Касым-Жомарту Токаеву – их «отпустило».

Распространяется информация, будто один из высших руководителей партии заболел коронавирусом, а потому не мог активно участвовать в защите государства. Даже если это правда, то уважительная причина для бездействия в столь ответственный момент только смерть.

Такие функционеры не нужны не только в партии власти, а вообще уже ни на каких должностях. С самим «Нур Отаном» вопросов больше, чем ответов. По идее, после окончания режима ЧП можно проводить досрочные выборы в Мажилис. Делать это честно и конкурентно, с участием всех зарегистрированных партий. Самих партий пусть станет на пару-тройку больше.

В идеале хорошо бы вернуться к смешанной системе выборов, когда половина парламента избирается по партийным спискам, а вторая через одномандатные округа. Ассамблея народа Казахстана должна быть лишена своей квоты в 9 депутатских мандатов, поскольку фактически это антиконституционная льгота.

Не факт, что в честной борьбе «Нур Отан» пройдет даже новый пониженный барьер попадания в Мажилис. Если такое случится, то партию следует отключить от всех видов государственного финансирования. Ну а если такая структура нужна главе государства, то ее необходимо быстро очищать, перезагружать, ребрендировать, менять идеологию и вообще приводить в нормальный вид.

 

РАСЧЛЕНЕНИЕ ГРУППЫ «JYSAN»

Касым-Жомарт Токаев, подводя предварительные итоги мятежа, распорядился уделить особое внимание вопросу финансирования боевиков и других участников государственного переворота. В реалиях Казахстана подобное «мероприятие» однозначно финансово затратное и в кейсах или спортивных сумках наличные деньги через границу не навозишься. Поэтому велика вероятность, что мятежники пользовались банковской инфраструктурой на местах.

Мы пока не знаем, кто из банкиров мог приложить руку к финансированию экстремисткой деятельности, предстоит расследование, поэтому утверждать ничего не будем.

Просто расскажем об экосистеме, которая долгое время контролировалась командой экс-председателя КНБ РК Карима Масимова и в своих разных делах прикрывалась именем бывшего президента Назарбаева.

По данным Казахстанской фондовой биржи (KASE) АО «First Heartland Securities» не является конечным владельцем «Jysan Bank», так как сама компания принадлежит зарегистрированной в Великобритании «Jysan Technologies Ltd.». С точки зрения конечного владения «Jysan Bank», «First Heartland Securities», ТОО «Pioneer Capital Invest», «Jysan Technologies Ltd», корпоративные фонды «Фонд развития» и «Фонд социального развития», автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», автономная организация образования «Назарбаев Университет» и частный фонд «Назарбаев Фонд» образуют одну группу лиц.

Логика национальной безопасности требует, чтобы такой мощный конгломерат был раздроблен. Пусть «Назарбаев Университет» функционирует самостоятельно, а «Назарбаев Интеллектуальные школы» отдельно от всего остального. То же самое с «Назарбаев Фондом», его также следует отпустить в свободное плавание – в конкурентную среду. Выплывет и выживет – молодец, нет – значит, нет.

Что касается «Jysan Bank», то его тоже пора вывести в самостоятельное плавание и как следует прошерстить. Повод для этого более чем уважительный.

Во-первых, мы уже писали о том, что «Jysan Bank» так и не сдал аудированную отчетность за 2021 год. Во-вторых, «Jysan Bank» единственный в Казахстане банк, за кого в спорах частных хозяйствующих субъектов вечно вписывалась генеральная прокуратура. Из-за того, что генпрокуратура подала в Сарыаркинскй районный суд города Нур-Султан требование изъять имущество ТОО «Алтын Соре Астана» в пользу банка, истцу удалось сэкономить на государственной пошлине 1,35 млрд тенге. То есть госбюджет элементарно не получил эти деньги. И такие случаи отнюдь не единичные. В ближайшее время, мы обнародуем и другие факты, где сотрудники Генпрокуратуры подавали иски в интересах этого коммерческого банка, прикрываясь интересами якобы национальной безопасности.

Речь в данном контексте идет не о праздных вещах, а о причинении государству ущерба на крупные суммы, которые отдельные лица в прокуратуре помогали этой группе не выплачивать в бюджет, хотя другие банки такой привилегией не пользовались и все делали в рамках гражданско-правовых отношений.

В настоящий момент Карим Масимов взят под стражу по обвинению в измене родине, а в «Jysan Bank» работает Ербол Орынбаев, который был заместителем премьер-министра, когда кабинетом руководил нынешний фигурант мятежа. Еще в группе «Jysan» есть Аслан Саринжипов, в прошлом министр образования и науки.

Подобное тянется к подобному, поэтому здесь стоит проверять всех топ-функционеров.

Источник; «Ведомости Казахстана»

Средняя: 3.6 (5 оценок)