:: Алексей Мальченко. РОБОТИЗАЦИЯ КАК УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Просмотров: 2,281 Рейтинг: 4.2

В Сети можно найти много фейковых видео, в которых роботы-гуманоиды мастерски выступают в боксе, разыгрывают партию в пинг-понг или вальсируют на льду. Да, это за пределами реальности, однако и время шуток подходит к концу, ведь роботы-гуманоиды, способные выполнять многие человеческие функции, существуют уже сейчас. 

Атака роботов 

Яркий пример того, к чему может привести злоупотребление прогрессивными технологиями, режиссер Константин Бромберг хорошо отразил в своем творении — 3-серийной киноленте «Приключения Электроника». Это было в 1979 году. А в 1984-м Джеймс Кэмерон показал миру уже апокалипсическое развитие событий в фильме «Терминатор». В силу понятных всем причин в странах СНГ он был показан на восемь лет позже, в 1992-м, но сути это не меняет. Если роботам дать много власти, то они могут поднять бунт. Конечно, тогда восприятие фильма было на уровне фантастики, ведь и полет на Марс, и левитирующие машины, и роботы, выполняющие тяжелый человеческий труд, были на слуху повсеместно. Но с того времени сменилось не одно поколение, с каждым из которых наука прогрессировала. Сейчас мы живем в век прорывных технологий, когда появились виртуальные помощники, альтернативные источники энергии, идет массовая интернет-персонализация, а также развиваются роботы, наделенные искусственным интеллектом. 

Казалось бы... Что здесь может быть плохого, ведь человечество пережило уже не одну промышленную революцию. Каждая из них пусть и приводила к сокращению персонала, задействованного в промышленности, но облегчала человеческий труд. Получится ли у человека удерживать технологии в узде и в этот раз? 

Наверное, самая роботизированная на данный момент отрасль — автомобилестроение. В свое время автоматизация процесса, организованная Генри Фордом, позволила перевести автомобили из предметов роскоши в доступное средство передвижения. Плохо ли это? Конечно, нет. Представьте на секунду, насколько комфортно ездить на бричке в упряжке вместо собственного автомобиля или автобуса. 

Среди героев нашего времени можно выделить Илона Маска, который постоянно совершенствует систему автоматизации, успевает не только выпускать автомобили и запускать спутники, но и на полном серьезе готовится к полету на Марс. Например, на калифорнийском заводе, где собирают электромобили Tesla S, автоматике доверена практически вся работа — от штамповки деталей до монтажа батарей, электроники и прочих элементов внутренней отделки салона. Человек уже позднее контролирует результат, проделанный машинами. Но и это не предел, чему, понятно, многие противятся, вбрасывая различный информационный мусор. 

Так, в прошлом году во многих мировых СМИ была опубликована новость о том, что робот на одном из заводов Tesla «напал на инженера» и «вонзил свои металлические когти в спину и руку рабочего». Причем «взбесившаяся» машина — робот-гуманоид Optimus. Заявление громкое и пугающее. Но позже был проведен фактчекинг, который показал, что скандал был попросту раздут. Инцидент с происшествием на производстве действительно был, но не в 2023-м, а в 2021 году. И, главное, он произошел не с гуманоидом Optimus, а с обычным промышленным манипулятором. 

В частности, пострадавший инженер занимался отладкой программного обеспечения трех аппаратов. Однако по какой-то причине только два из них оказались отключены во время ремонта. А третий «робот», который должен был захватывать и перемещать по конвейеру алюминиевые детали, остался включенным в тот момент, когда рядом находилась команда отладчиков. В результате, двигаясь по своей стандартной программе, манипулятор прижал инженера к стене, тем самым нанеся ему травмы. Поэтому сейчас ни о каком «восстании машин» речи быть не может. 

Не один в поле 

Однако к роботу-гуманоиду Optimus, который упоминался в том инциденте, следует присмотреться внимательнее. Его Илон Маск презентовал широкой публике еще в 2022 году в рамках Дня искусственного интеллекта. Тогда он заявил, что робот будет стоить около 20 000 долларов, а его главной задачей станет выполнение за человека рутинной и опасной работы. При этом Илон отметил, что бизнес по созданию таких роботов может стать даже «более значимым», чем автомобильный бизнес Tesla. Заявка амбициозная, ведь на тот момент аналогичные роботы оценивались примерно в 100 000 долларов за единицу. 

Optimus был откровенно сырым и в серию так и не пошел, но уже в конце 2023 года компания выпустила робота второго поколения Optimus Gen 2. В отличие от подобных гуманоидов и его же предшественника в этом гуманоиде проглядывает определенная притягательность за счет большего человекоподобия. Optimus Gen 2 весит чуть более 60 килограммов и показывает впечатляющие возможности роботизированных суставов. В его пальцы встроены специальные датчики, которые помогают ему манипулировать хрупкими предметами. В частности, в Сети опубликовано несколько роликов, на которых запечатлено, как он аккуратно складывает вещи, поднимает различные грузы, поливает цветы и даже перекладывает сырые яйца, не повредив при этом скорлупу. Один только этот факт является большим прорывом, ведь имитация сложных движений рук человека прежде была для производителей роботов почти невыполнимой задачей. 

Дело в том, что манипуляторы, копирующие наши конечности, должны быть достаточно сильными, чтобы поднимать тяжести (а уже первый Optimus мог поднимать и переносить грузы весом до 20 килограммов), и при этом точными, чтобы работать с хрупкими или мелкими предметами. 

Помимо этого при работе Optimus Gen 2 используется сквозная обученная нейросеть, то есть с помощью ИИ гуманоид способен совершенствовать свои навыки. Если сегодня он умеет перекладывать яйца, то уже завтра спокойно сможет готовить яичницу. 

Представители компании Маска сообщили, что уже в ближайшее время планируют использовать робота в производственном процессе. И после того как полезность изобретения будет продемонстрирована, начнутся продажи следующего поколения. В целом даже сегодня Optimus Gen 2 можно считать не прототипом, а рабочей моделью. 

Самое интересное, что робот от Tesla относительно долго никем не воспринимался всерьез. Факт. Но давайте обратим внимание на автомобили Tesla, ведь и в них никто не верил... Была четкая установка, что нефтяные магнаты попросту не дадут развиться этим технологиям, а будущее исключительно за машинами с обычными двигателями, работающими на бензине. Маску в буквальном смысле удалось преломить ход истории, и теперь, пытаясь догнать Tesla, выпуском электромобилей занимаются абсолютно все автогиганты. 

Еще одна цифра в тему. По оценкам исследовательской компании Market sand Markets (специализируется на бизнес-исследованиях различных рынков с высокими темпами роста, передовых технологий и новых приложений), рынок гуманоидной робототехники ожидает значительный рост: от 1,8 миллиарда долларов в 2023 году до 13,8 миллиарда к 2028-му. Появление Optimus с его возможностями — лучшее тому подтверждение. Тем более что Gen 2 не одинок. Есть множество других проектов, которые также показывают впечатляющие результаты: Phoenix от Sanctuary AI, Sophia от Hanson Robotics, Ameca от Engineered Arts, Boston Dynamics и ряд других. 

На орбите 

Мало какой автоконцерн может похвастаться разработкой собственных роботов. Однако для выполнения аналогичных задач этого и не требуется, ведь есть множество узкопрофильных компаний, которые могут отлично выполнить данную задачу. Так, в конце января текущего года стало известно, что Figure (стартап, нацеленный на создание высокотехнологичных роботов) подписал партнерство с BMW. В частности, немецкий бренд планирует внедрить роботов под одноименным названием Figure с индексом 01 на заводе автопроизводителя в США. 

На первом этапе, понятно, будет заказана пробная партия. И если они докажут свою эффективность и будут достигнуты целевые показатели, то численность гуманоидов скорее всего увеличат. 

Известно, что гуманоиды Figure 01 будут размещены на производстве в Спартанбурге (Южная Каролина) — это крупнейший экспортер автомобилей в Северной Америке, на котором сегодня работают 11 000 человек. Figure 01 будут интегрированы в производственные процессы, включая кузовной цех, цех обработки листового металла и склады. Экспериментальный период продлится от одного до двух лет, в течение которых роботов будут постоянно обучать новым задачам. 

На самом деле этот проект не менее привлекателен, чем детище Маска, ведь американский стартап Figure всего за один 2023 год смог привлечь в проект 70 миллионов долларов инвестиций. Сейчас для реализации поставленных целей к работе были привлечены профессионалы из таких компаний как Boston Dynamics, Google Deepmind, Apple и Tesla. 

Как и Optimus Gen 2, Figure 01 способен переносить груз массой до 20 килограммов. Вес робота тоже сопоставим и составляет 60 килограммов. Здесь также применены алгоритмы ИИ, которые позволяют машине обучаться и со временем улучшать свои возможности. Робот способен ходить со скоростью до 1,2 метра в секунду (это средняя скорость пешехода при обычной ходьбе), а заряда батареи хватает на автономную работу в течение пяти часов. До человеческих параметров не дотягивает, но если учесть, что себестоимость робота составит около 20 000 долларов, а рабочий на заводе в среднем получает 5000 долларов в месяц, то уже через четыре месяца эксплуатации он пройдет черту самоокупаемости и будет приносить лишь прибыль. И потом — роботы не болеют, не употребляют алкоголь и сигареты, не могут проспать на работу. Декрет исключен как таковой, да и бастовать из-за маленькой заработной платы они тоже не будут. 

Вот и получается, что если Figure 01, Optimus Gen 2 или другие гуманоиды в ближайшие три года «встанут за станки», то это будет явным сигналом к радикальным переменам в последующие 10 лет. Сложно поверить, но уже сейчас создан и тестируется робот-гуманоид для работы в космосе — Valkyrie. Если его действительно отправят в космос для работы, то по значимости событие лишь немногим уступит первому полету в космос человека. 

Понятно, что гуманоиды лишены чувств и мышления, пусть даже способны просчитывать в короткий промежуток времени десятки тысяч алгоритмов. Вопрос в другом. Пока люди сами до конца не поняли, как далеко может завести этот ИИ, ведь если упустить момент, то на самом деле может случиться так, что, когда под контролем гуманоидов будут все промышленные предприятия, роботы придут к «мнению», что в их цепочке производства человек — лишнее звено.

Источник:  np.kz

Средняя: 4.2 (6 оценок)