:: КТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ ТОКАЕВУ: ДУМАЕТ ЛИ БИЗНЕС О ПРЕЕМНИКЕ? - respublika.kz.media
В публикации «Кто придет на смену Токаеву? Следующие президентские выборы будут уже через пять лет» мы задались вопросами, которые пока мало кого интересуют в стране:
- Кто сможет реально претендовать на кресло третьего по счету главы казахстанского государства и какую политику этот человек сможет или будет вынужден проводить?
- И если в стране вдруг повторятся январские события 2022 года, то это будет до 2029 года, когда истекут президентские полномочия Касым-Жомарта Токаева, или после?
- Под какими лозунгами они начнутся и с каким результатом они завершатся?
Очевидно, что любые прогнозы на эти темы сейчас сродни гаданиям на кофейной гуще, тем не менее кое-что можно предполагать с высокой степенью уверенности.
Например то, что присутствие государства, как прямое, так и через квазирыночные структуры, в экономике Казахстане останется крайне высоким. А доля расходов государства на социальную сферу останется близкой к половине всех расходов госбюджета.
А также то, что казахстанский средний и малый бизнес будут по-прежнему проигрывать конкурентную борьбу своим коллегам из близлежащих стран, причем уже не только из Китая и России, но и из Узбекистана.
Чтобы это прогнозировать, не нужно быть провидцем – достаточно вспомнить историю развития национального бизнеса, который после всплеска активности в девяностых годах прошлого века затем оказался не просто под контролем, но под жестким давлением, иногда прямым, но чаще косвенным, авторитарного политического режима Нурсултана Назарбаева.
Причины, по которым это происходило, лежат на поверхности:
- во-первых, после событий 2001 года, когда отдельные представители отечественной бизнес-элиты объединились с частью государственных менеджеров и выступили против вседозволенности и произвола первого президента РК и его клики, создав первый «Демократический выбор Казахстана», будущий «лидер нации» не на шутку испугался;
- во-вторых, в условиях, когда «суперпрезидентская» вертикаль власти полностью доминировала в политическом пространстве республики, бизнес был беззащитен и стал «кормовой базой» для власть имущих и ею злоупотребляющих;
- в-третьих, в условиях низкой плотности населения и невысоких доходов казахстанцев, а значит и слабого платежеспособного спроса в целом, конкуренция в малом и среднем бизнесе автоматически заставляла предпринимателей искать «крышу» среди чиновников, чтобы выживать и зарабатывать;
- в-четвертых, семейственность (клановость), обеспечивающая взаимную социальную поддержку и позволяющая выживать (жить, процветать), распространена и востребована в Казахстане и в ХХI веке. При этом она скорее препятствует формированию нормальной экономики и конкуренции в стране, чем помогает им.
Именно поэтому большая часть казахстанских предпринимательских структур была, есть и еще долго будет не слишком конкурентоспособной за пределами территории своего непосредственного «обитания». Хотя они могут вполне успешно бороться с вторжением «иноземцев» и побеждать их, в том числе с помощью местных чиновников, которые на них «кормятся».
В связи с этим позволим себе утверждать, что в Казахстане отсутствует единое экономическое пространство, когда товары и услуги из одной части страны могут без каких-либо проблем, с минимальными тратами времени, усилий и расходов, продаваться в других частях республики. Есть, конечно, примеры, когда компании (как правило, крупные и сетевые) успешно развиваются на всей территории страны, но их число ограничено. Да и оперируют они главным образом в трех мегаполисах страны и областных центрах.
Проблема отсутствия единого рыночного пространства, как и другие проблемы — дефицит дешевого капитала, недостаточная квалификация рабочей силы, произвол государства и отдельных чиновников, слабый внутренний платежеспособный спрос на большей территории, продолжат негативно воздействовать на страну и ее экономику в ближайшие десятилетия.
Как преодолеть все эти трудности в современных условиях, когда активность основной массы казахстанцев равна нулю, а более активные граждане имеют возможность уезжать из республики в более благополучные и перспективные страны, мы не знаем. И этого точно не знают в Акорде. Поэтому продолжают делать то, к чему их принуждает ситуация: забалтывая сограждан и «заливая» страну деньгами в расчете на то, что внутриполитическая ситуация и национальная экономика будут изменяться к лучшему сами собой.
Понимают ли это казахстанские предприниматели, если не мелкие, у которых главная задача заработать на жизнь, а средние и крупные? Возможно, что да. Об этом, в частности, свидетельствует активность в определенных кругах.
Как нам стало известно от инсайдеров, некие люди, не будем называть их по фамилии, в общении с широким кругом лиц убеждают их присоединится к некоему неформальному сообществу с целью регулярного обсуждения проблем. Якобы эти люди ставят своей целью продвижения во власть Мухтара Джакишева и его сотоварищей, которые, по их мнению, являются вполне достойными людьми и смогут защищать отечественный бизнес и продвигать его интересы.
Среди лидеров этого еще не движения, но сообщества наши инсайдеры называют мультимиллионеров Нурлана Смагулова, Арманжана Байтасова, Булата Абилова и других персон. Кстати, именно они первыми приветствовали Мухтара Джакишева на свободе после выхода его из колонии.