:: Зубейда Давлетъярова. ХИТРЕЕ ВСЕХ: КАЗАХСТАН — ЛИДЕР ПО МОШЕННИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Мошенничество — один из наиболее распространенных видов преступления, в древние времена связанный преимущественно с торговлей. Это обстоятельство, казалось бы, роднит мошенничество с пестрыми и галдящими рынками Востока, и уже на уровне стереотипа связывается с определенными народами, населяющими современную Центральную Азию. Такого рода стереотипы исповедуют потомки гордых кочевников Великой Степи, жители современного Казахстана, хотя именно эта республика Центральной Азии по расцвету мошенничества и его приспособляемости к современным технологиям далеко обошла своих соседей — оседлые Узбекистан и Таджикистан, родину тех самых сказочных рынков.
Достаточно сказать, что среди фольклорных «хитрых сартов», как называли когда-то казахи узбеков, в ходу до сих пор такой вид мошенничества, как звонок пожилой женщине от имени ее внука/сына, который стал виновником ДТП/иного правонарушения и ему требуются деньги, чтобы «уладить проблему». В Казахстане «звонки родным» отзвенели еще в нулевые годы, период начала массового использования сотовых телефонов. Качество связи тогда оставляло желать лучшего, поэтому любое невнятное бормотание в трубке эмоциональные женщины могли легко принять за голос родного человека, попавшего в беду.
С тех пор утекло много воды и еще больше — денег. В конце февраля этого года прошло заседание координационного совета Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, посвященное мошенничеству с использованием современных технологий. В Казахстане его называют и кибермошенничеством, и интернет-мошенничеством, и телефонным мошенничеством, однако означают все эти понятия одно — обман граждан при помощи современных IT-технологий и психологических манипуляций. Только за прошлый год, как отметили участники заседания, на котором председательствовал генеральный прокурор РК Берик Асылов, тысячи казахстанцев пострадали от кибермошенников.
«Так, в городе Алматы телефонные мошенники убедили 82-летнего пенсионера совершить подряд 14 транзакций на 67 млн тенге. Они представлялись сотрудниками силовых органов, сообщив потерпевшему о террористической атаке с использованием его счетов. Кроме того, допускаются факты выдачи микрозаймов умершим или без прохождения биометрии, иностранцам, которые никогда не были в нашей стране, оформляются банковские счета, через которые проходят многие мошеннические транзакции», — перечислили участники заседания. (https://www.gov.kz/memleket/entities/prokuror/press/news/details/944720)
Участники заседания подвели итоги профилактических мероприятий 2024 года, главным из которых стал законопроект с поправками в действующие нормы, ужесточающие ответственность финансовых организаций, операторов связи и лиц, оказывающих услуги мошенникам путем предоставления им своих банковских карт, так называемых «дропов». При подготовке законопроекта использовался международный опыт. В отношении финансовых организаций и операторов связи с декабря 2024 года было заведено 71 уголовное дело, состоялись задержания.
«Так, в Западно-Казахстанской области расследуется дело в отношении двух работников банка второго уровня, открывших счета на гражданина Украины, хотя он никогда не заезжал в нашу страну. Именно на его счет пострадавшие переводили свои сбережения (ущерб 1 миллион тенге). На сегодняшний день сотрудники банка признаны подозреваемыми в злоупотреблении полномочиями (ст.250 УК). В отношении сотрудников операторов сотовой связи Билайн, Теле-2 и их дистрибьюторов возбуждено четыре дела по ст.ст.211 и 254 УК, в ЗКО — два, Караганда и Алматы — по одному. Они помогли мошенникам зарегистрировать тысячи сим-карт, которые были использованы для обмана граждан», — уточнили в пресс-службе Генпрокуратуры РК
Там также сообщили, что за 2024 год зафиксировано свыше восьми тысяч звонков от лжесотрудников банка, правоохранительных и других органов, операторов связи и близких родственников.
Считается, и это отметили на заседании координационного совета, что в основном злоумышленники действуют из-за рубежа, в связи с чем было активизировано международное сотрудничество.
«При поддержке иностранных коллег ликвидировано восемь ложных колл-центров, действовавших за пределами Казахстана в отношении граждан нашей страны», — отметили в Генпрокуратуре.
Политкорректно было обойдено уточнение, в каких именно странах располагались упомянутые колл-центры, однако особого секрета тут нет — это преимущественно Украина.
Так, еще в декабре 2022 года правоохранительные органы Казахстана и Украины ликвидировали колл-центр мошенников в украинском городе Днепр. Подозреваемые звонили казахстанцам, представляясь сотрудниками служб безопасности банков и полицейскими.
Им помогали граждане Казахстана, которые открывали карты и счета в отечественных банках. Похищенные у жертв деньги обналичивались за определенный процент. Мошенники использовали подмену телефонных номеров, чтобы жертвам звонили с якобы казахстанских номеров.
Во время спецоперации задержаны 32 участника преступной группы из числа граждан Украины. Всего call-центр состоял из 40 человек. (https://mgorod.kz/news/32-zhitelya-ukrainy-zaderzhali-za-telefonnoe-mosh...)
Еще одним большим достижением прошлого года стал запуск Антифрод-центра при Национальном банке, который помогает в блокировке мошеннических транзакций. За полгода его функционирования заблокировано 1,5 млрд тенге по подозрительным операциям.
Благодаря современному программному обеспечению, закупленному для правоохранительных органов, в 2024 году было разоблачено 59 мошеннических групп и привлечь к уголовной ответственности 128 граждан, оказывавших услуги по банковским переводам и обналичиванию похищенных средств.
Эксперт по Центральной Азии Андрей Захватов дал такой психологический портрет мошенника:
«Обычно это люди обоих полов, мотивированные на извлечение прибыли. Интересный момент – начиная «работу», мошенник искренне считает, что достоин большего, чем тот, с кем он ведет разговор. Первый же успех вызывает зависимость от этой игры, похожей на компьютерную. Завоеванное доверие маскирует истинные цели, а в числе причин формирования личности мошенника называют тяжелое детство, неумение достичь успеха честным путем и окружение, в котором обман является нормой». (https://www.ng.ru/dipkurer/2025-03-09/11_9208_asia.html)
Это описание полностью отвечает определенным чертам ментальности современного жителя центральноазиатских республик, выросшего в условиях пропаганды деколониализма, воспитавшей поколения людей, считающих, что им все должны, и чем старше его оппонент, тем больше он должен. Поэтому эпидемия мошенничества будет продолжаться и искать новые формы оболванивания граждан — преимущественно пожилых.
Стоит отметить, что в соседней России также обеспокоены ситуацией с киберпреступлениями. Именно россияне предложили Казахстану противостоять этому злу совместно. Еще в конце прошлого года было подписано соглашение между странами. Главы министерств внутренних дел завизировали документ о противодействии киберпреступности, в том числе интернет-мошенничеству. На встрече также присутствовали представители бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.