:: Фатима Оразбекова. ОРИСУ ЕРЗАКОВИЧУ - 115 ЛЕТ
Борис Гиршевич Ерзакович (1908–1997) – композитор, ученый-музыковед, фольклорист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1945), профессор, доктор искусствоведения (1966), член-корреспондент АН Казахской ССР (1967). Он является одним из зачинателей профессиональной музыки в Казахстане наравне с Затаевичем, Шабельским, Мацуциным и другими.
Неоценимы его заслуги в развитии монументальных форм в музыкальной культуре Казахстана, в собирании и обработке народных песен, в научно-исследовательской деятельности по изучению истории казахской музыки и песенного фольклора.
Борис Ерзакович родился в Акмолинске (ныне Астана). Окончил Омский музыкальный техникум по классу фортепиано в 1930 году, спустя годы – историко-теоретический факультет Казахской консерватории имени Курмангазы (1949), был учеником Евгения Брусиловского. Вся его творческая деятельность была связана с музыкальной культурой Казахстана.
В годы гражданской войны он записывал и изучал особенности новых песен, сложенных в народе и связанных с его чаяниями на новую свободную жизнь. «Песню партизана» записал от бывшего партизана Айташа Жубаншалиева и усматривал параллели в идейном содержании и музыкальных интонациях с русскими песнями революционного периода, как и в песне «Опора бедняков». В 1962 году написал труд «Творческие связи казахской и русской музыки», в 1955 – «Казахское народное песенное творчество дооктябрьского периода», в 1972 – «Революционные песни казахского народа».
В 1920-х годах к изучению музыкального творчества Абая обратились Затаевич, Бимбоэс, чуть позже и Ерзакович – им написана книга «Музыкальное творчество Абая» (1954, 1985).
Немало казахских песен прослушал в авторском исполнении и перевел на ноты. В середине 1930-х годов записал несколько песен у Исы Байзакова (1900–1946), среди которых «Бике», «Жар-жар», «Танысу», «Үридай», «Бір бидәй», «Кең сарай», «Қалқа» и др.
В 1939 году Естай Беркимбаев (1874–1946) – певец, акын и композитор, автор знаменитых песен «Хорлан» (звучит в операх «Биржан и Сара», «Ер-Таргын»), «Наз коныр»/«Назқоныр» и других, приехал в Алматы и встречался с Жамбылом, тогда же Борис Ерзакович записал на ноты его песни в авторском исполнении. Он сделал немало нотных записей песен из репертуара Амре Кашаубаева в исполнении известных певцов, а также песен Жаяу-Мусы и Биржана.
В 1930-х годах происходил процесс формирования казахской профессиональной музыки, в том числе зарождение камерной музыки, начиная с фортепианных пьес Затаевича. Для инструментальных пьес обрабатывались народные мелодии. Ерзакович создавал квартеты, инструментальные обработки. Канапин и Варшавский, авторы книги «Искусство Казахстана» (1958), отмечали: «Ре-мажорный квартет Б.Г. Ерзаковича – одно из первых произведений камерной музыки на казахские темы. Оно прозвучало по радио еще в 1937 году». В 1939 году впервые в казахской музыке им был написал «Казахский квартет» для струнного квартета педагогов музыкального училища.
Борис Ерзакович создавал произведения и для симфонического оркестра – «Увертюра на казахские темы» (1936), симфоническая поэма «Тулеген Тохтаров» (1944). Написал несколько крупных фортепианных произведений – соната памяти Маншук Маметовой (1947), вариации на тему песни «Япурай», музыкальные пьесы на казахские темы.
Композитор также писал песни, которые исполнялись различными хорами. В 1932 году он организовал первый женский хор, который через два года стал называться хором при Казахском радио. Позже он стал смешанным (женские и мужские голоса) и перешел под управление композитора Латифа Хамиди. Для этого хора Ерзакович написал песни «Айна кыз», «Алтай», «Отан анам» и другие; совместно с Хамиди и Мацуциным участвовал в переработке народных песен «Үридай», «Қара торғай», песен Абая «Айттым, сәлем, Қаламқас», «Көзімнің қарасы» и другие. Всего композитор сделал более 100 обработок казахских народных песен. Писал также романсы и музыку к театральным спектаклям «Амангельды», «Чокан Валиханов» и др. Он был также активным собирателем казахской народной поэзии, изучал ее и писал статьи.
Борис Гиршевич плодотворно занимался научно-исследовательской работой, изучая музыкальный и песенный фольклор казахского народа. Интересную работу опубликовал в «Этнографическом обозрении Московского университета» (1889, кн. III) – «Ценный труд о музыке южных казахов». Это большая обзорная статья о казахской народной музыке в дореволюционное время, в которой рассматриваются основные положения исследователей-этнографов и фольклористов – профессора Пфеннига (1823–1898), Рыбакова (1867–1922), Эйхгорна (1844–1909) и других, касающиеся особенностей казахской народной песни в условиях кочевой жизни, приводил и свои наблюдения.
Еще одна исследовательская статья Ерзаковича – «Врачевательная песня бахсы» (бақсы – знахарь, лечащий болезни изгнанием духов). Он рассматривает сохранившиеся с древних времен музыкальные интонации и их поэтическое содержание, которые использовались в различных вариантах шаманами (баксы) в периоды врачевания. В частности, приводит образец шаманского песнопения, записанного им от известного знатока народного искусства Восточного Казахстана и журналиста Садыка Касиманова, переложенного на ноты со словами в 1963 году.
Написал искусствоведческие труды о композиторском творчестве Абая Кунанбаева (1954, 1985), Биржана Кожагулова (1959, 1983), Ибрая Сандыбаева (1969), Кенена Азербаева (1955); издал монографии – «Народные песни Казахстана» (1955), «Казахские лирические песни» (1956), «Казахские советские народные песни» (1959), «Песенная культура казахского народа» (1966), «Музыкальное наследие казахского народа» (1979), также сборники произведений народных композиторов-певцов, акынов и другие.
Человек неутомимой энергии, он многое успевал делать – заниматься композиторским творчеством, выезжать в этнографические экспедиции, исследовать, анализировать образцы записанных мелодий и песен (а их 2600, по другим данным – 2500), писать научные статьи и монографии о представителях народной музыкальной культуры, обучать студентов, преподавая в консерватории историю казахской музыки, полифонию, аранжировку, руководить отделами искусствоведения, театрального и музыкального искусства в Институте литературы и искусства АН КазССР и др.
Своими исследованиями Борис Гиршевич Ерзакович оставил последующим поколениям труды о богатстве и разнообразии жанров народных музыкальных произведений, способствующие их сохранению.
Автор: педагог-ветеран, член Союза журналистов РК
Источник: Vecher.kz