:: Айгуль Омарова. ЕГО ЗНАЛ САМ АБАЙ

Просмотров: 1,329 Рейтинг: 4.9

В эти дни в Кызылординской области начинаются празднования, посвящённые Айкоже ишану.

Символично, что празднования открываются научно-практической конференцией, в которой принимают участие учёные из разных стран, включая Афганистан. Из-за тяжелейшего землетрясения в окрестностях Герата выезд учёных из Афганистана  затруднён.

Конференция проходит  в период, когда в стране вырабатываются новые подходы к миру и стабильности в стране, в том числе и при помощи конфессионального диалога. Напомню, что в этом году исполнилось 20 лет со дня проведения первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Как отметил в одном из своих выступлений президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, важно укреплять традиционный ислам в соответствии с мировоззрением казахов. Глава государства считает, что необходимо духовное воспитание народа, иначе можно потерять национальные традиции. С президентом Токаевым нельзя не согласиться, и здесь уместно будет вспомнить, что издавна в степи проповедники занимались просвещением, духовным воспитанием сородичей.

Одним из таких просветителей был Айкожа ишан. Имя его было широко известно в 19-м веке. По преданиям, его знал сам Абай.  Проповеди в те времена устно передавались. Через учеников Айкожи ишана их слушали Абай, Шакарим, Машхур Жусуп.  Доподлинно известно, что с Айкожей вместе в Бухаре учился Кулболды ишан, а его сын Калтай ишан в Павлодаре был учителем Машхура Жусупа.

Однако сохранились ли письменные труды, неизвестно. Известно одно: этот человек с детства отличался прилежанием в учёбе, при этом стремился изучать труды богословов. Учился Айкожа в Бухаре в медресе Мир-Арапб. После окончания учёбы вместе со своим духовным наставником отправился в Афганистан, чтобы продолжить обучение у святого Ислам Шейха. Говорят, что Айкожа отличался и даром ясновидения. В пользу последнего говорит факт, который передавался из поколения в поколение. Когда Айкожа прибыл в дом святого, тот пригласил его войти. Однако юноша отказался. На вопрос, почему он не заходит, когда его приглашают войти, то Айкожа ответил, что не смеет переступить через священный Коран, который лежит у порога. Оказалось, что книга, действительно, была спрятана у входа. Это сделал Ислам Шейх, чтобы проверить, насколько развиты способности ясновидения у молодого человека, собиравшегося стать его учеником.

Естественно, что святой взял Айкожу в ученики. Очевидно, что сам Айкожа стремился только к знаниям и старательно перенимал от учителя то, как он разговаривает с людьми, приобщает их не только к исламу, но и учит тому, что духовное развитие человека становится главным.

Учёба заканчивается и Айкожа возвращается в родные места. Здесь он принимает страждущих людей, знакомит с канонами традиционного ислама. Время было непростое.  Под влиянием царской администрации на задворках Российской империи начали насаждать православие. Не обошло это стороной и казахские степи, особенно на севере и востоке. На юге таких проблем не было. И потому со временем часть ишанов стала совершать просветительские поездки, чтобы  не дать соплеменникам перейти в другую веру. Особенно прославился на этом поприще Айкожа ишан. Сам он, по преданиям, являлся прямым потомком пророка Мухаммеда. Поэтому просветительство и стремление вернуть казахов к традиционному исламу становятся для него главным. И во многом благодаря нему, не только южные казахи смогли сохранить свою национальную идентичность, как считают некоторые исследователи. Труд Айкожи ишана высоко ценили. Как рассказал кинорежиссёру-документалисту Калиле Умарову писатель Кабдеш Жумадилов, Шорман би и его знаменитые сыновья Муса и Мустафа к приезду Айкожи-ишана дарили ему по 500 лошадей. Дары ишан тратил на нужды медресе в родных краях. Традиция прекратилась после революции.

Об этом факте самому писателю рассказал отец Мухтара Кул-Мухаммеда, хорошо знавший историю противостояния ишанов на религиозном фронте .

На юге нынешнего Казахстана имя Айкожи ишана становится широко известным при его жизни. Однако в последние годы советской власти это имя чуть не исчезло. И не только его имя. Некоторые белсенди (активисты) стремились забыть всё, что связано с историей казахов.  Почти было забыто имя и Айкожи ишана, а комплекс «Актас», куда входят мавзолей и мечеть, стали разрушаться.  Хотя ещё в 1982 году постановлением Совета министров Казахской ССР установлен статус памятника истории и культуры республиканского значения. Этот статус действует и сегодня.

Интересна история создания комплекса. Ещё находясь в расцвете сил, Айкожа ишан завещает своим сыновьям построить мечеть в родном районе. Так появилась мечеть «Актас», высота которой поражает и сегодня. Рядом с мечетью расположился мавзолей самого Айкожи ишана. Сыновья Ибадулла и Атамагзум выполнили наказ отца.  

                                х х х

После получения суверенитета на местах решили  обратиться к полузабытым памятникам и именам. Так, по программе «Культурное наследие» была проведена реконструкция комплекса «Актас», а об Айкоже ишане стали писать и даже снимать телевизионные сюжеты.

Одним из первых обратился к имени своего пращура режиссёр-документалист Калила Умаров.  С Калилой Нематовичем мы знакомы много лет, с начала 90-х годов, когда он снял фильм о Мустафе Озтюрке. С тех пор знаю, что главным предметом его изысканий, как режиссёра, является не просто Человек, а тот, о ком современные люди не знают. Заполнить белые пятна истории – долг кинодокументалиста, считает он. Достаточно назвать несколько его фильмов, по которым можно изучить историю страны: «Магжан», «Слово об Алаше», Ахмет Жубанов», «Легендарный Бауржан», «Темирбек Жургенов».

Меня всегда поражала его дотошность в поисках материала для съёмок. Он изучает всё, что связано с людьми, о которых собирается рассказать. И потому ничего удивительного не было для меня, что сейчас Калила Нематович с увлечением рассказывает о фильме, посвящённом Айкоже ишану. Оказалось, что в 2019 году, когда режиссёру сделали операцию, он увидел во сне человека, который сказал ему: - Ты должен снять фильм и рассказать всем, кто такой Айкожа ишан.

В процессе работы над картиной Калила знакомится с Талгатом Ашимовым, бизнесменом. Вышло, что и Талгат - потомок Айкожи ишана.  Вдвоём они отправляются в поездку по местам, где бывал их далёкий предок. Больше всего поработать пришлось в поисках материалов в Афганистане, где полтора столетия назад учился их предок.

Для самого Талгата Азимхановича обращение к истокам – явление не рядовое. Как и Айкожа ишан, он считает, что необходимо духовное просвещение. И повторяет слова президента Токаева:  - Наша многовековая история – это предмет нашей национальной гордости, важная составляющая культурного кода нашего народа.

Культурный код не противоречит религиозному началу, считает он. Важно просвещать народ, укрепить понимание, что следование традиционным канонам ислама отвечает мировоззрению казахов, как-то: уважение старших, почитание и соблюдение традиций.

Если для Калилы Умарова одним из несомненных достоинств его далекого предка является противостояние с царской Россией за сохранение традиций казахов, то Талгат Азимханович акцент делает на просветительской работе Айкожи ишана. С этой целью он вместе с соратниками организовал фонд имени Айкожи ишана. Одним из главных направлений фонда стала пропаганда деятельности самого Айкожи ишана. В наше время, когда потребительская культура доминирует, отмечает Талгат Ашимов, важно обратиться к духовному наследию предков. Нужно осознать, что рано или поздно придёт пресыщение материальным, и может оказаться, что возникнет пустота. Чтобы не было этой пустоты и нужно обращаться к таким именам, как Айкожа ишан. Именно поэтому он стал организатором научно-практической конференции, в рамках которой пройдут презентация многих документов, связанных с Айкожей ишаном. Продемонстрируют, например, Коран, который ишан хранил и передал детям.

Но конференция лишь начало мероприятий, связанных с 250-летием рождения Айкожи ишана. Планируются поездки по стране с выступлениями учёных, показом фильма Калилы Умарова. Кто знает, возможно, вдохновлённые примером потомков Айкожи ишана, и другие  жители страны начнут разыскивать своих предков и рассказывать о них.

Средняя: 4.9 (9 оценок)