:: Баян Ахметова. РОССИЙСКИЕ АРТИСТЫ В КАЗАХСТАНЕ: ОТМЕНЫ И ЗАПРЕТЫ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ?

Просмотров: 1,850 Рейтинг: 4.0

Есть ощущение, что та разновидность так называемой «культуры отмены», которая была вызвана политическими обстоятельствами и приняла у нас несколько уродливые формы, теперь пошла на спад. То ли инициаторы выдохлись, то ли обществу надоело, когда кто-то, присвоив себе право выступать от имени всех казахстанцев, требует запретить те или иные концерты, то ли повлияла позиция властей.

По принципу «как бы чего не вышло»

После вторжения войск РФ на территорию Украины и до осени прошлого года отмена в Казахстане гастролей российских артистов, уличённых или просто заподозренных в поддержке СВО, воспринималась как обычное явление. Организаторы их приезда, оказавшись под информационным давлением со стороны активистов-«запретителей», обычно быстро шли на попятную – во избежание нежелательных последствий. Плюс к этому теперь им приходилось тщательно проверять потенциальных гастролёров на предмет того, не ляпнули ли те про войну что-нибудь такое, что могло бы стать поводом для требований отменить их концерты в РК. Как следствие, исполнителей из РФ стало приезжать существенно меньше, чем до 24 февраля 2022-го.

Ситуация начала меняться осенью прошлого года. В середине сентября после появления очередной петиции была прекращена продажа билетов на выступления юмористической команды «Камызяки» во главе с Азаматом Мусагалиевым, который ранее побывал в Донбассе. А в начале октября представители концертных площадок Алматы и Астаны объявили о том, что не смогут принять Максима Галкина, артиста, занимающего в отношении войны России с Украиной прямо противоположную позицию.

Похоже, в обоих случаях не обошлось без вмешательства местных властей, привыкших действовать по принципу «как бы чего не вышло» и при этом исходивших из того, что применительно к конфликту двух стран Казахстан придерживается нейтралитета.

Спустя несколько дней вооружённые подразделения ХАМАС атаковали израильские поселения, после чего еврейское государство начало бомбардировки сектора Газа. И поддержавший (как, кстати, и Галкин) «Израиль в его справедливой войне» Андрей Макаревич стал «персоной нон грата» для приверженцев ислама, да и вообще для всех тех в Казахстане, кто встал на сторону палестинцев. В итоге лидеру «Машины времени» пришлось отменить запланированный на начало декабря гастрольный тур этой знаменитой группы в Алматы и Астану. Он мотивировал такое решение тем, что «в адрес организаторов концертов поступают угрозы». Нужно сказать, что в поддержку Израиля выступило и немало других российских исполнителей, осудивших вторжение в Украину и объявленных на своей родине «предателями».

Активисты уже не столь активны

Словом, стало очевидным, что «культура отмены» в том виде, который она приняла в нашей стране, может ударить по любому из артистов, а значит, и по всем тем казахстанцам, кто ждёт их приезда. Причём есть все основания полагать, что требования «не пущать» озвучивали и озвучивают люди, которые сами ни на какие концерты не ходят, но получают удовольствие от того, что лишают такой возможности других

.В начале уже нынешнего года была запущена петиция с требованием запретить гастроли популярной юмористической команды «Уральские пельмени» из Екатеринбурга, собравшейся в конце января проехаться по четырём городам Казахстана. Мотив: некоторые её члены положительно отозвались о коллегах, погибших на российско-украинской войне. Но если в случае с «Камызяками» обращение за несколько дней поддержали около 15 тысяч человек, то теперь за больший срок (полмесяца) не набралось и одной тысячи. Организаторы, похоже, просто проигнорировали их: все выступления состоялись в намеченные даты и, как сообщила в телефонном разговоре журналисту Spik.kz представительница команды, отвечающая за гастрольную деятельность, прошли без эксцессов.

В первые дни февраля появилась новая петиция – против приезда певца Владимира Преснякова, чей концерт в Алматы запланирован на 16 марта. Ему вменили в вину следующее (цитата): «Он сказал, что направит все вырученные за мероприятие деньги на помощь соотечественникам, которые участвуют в спецоперации. Также упомянул, что часто посещает больницы в Москве и Подмосковье, где проводит благотворительные выступления». Однако до сего дня, то есть за целый месяц, удалось собрать немногим более двух тысяч подписей. Да и вообще, прежней активности, которой сопровождались подобного рода обращения, сегодня не наблюдается.

Кроме того, в социальных сетях чаще стали высказываться те, кому уже изрядно надоели такие призывы и требования. Вот лишь некоторые из комментариев: «Кто вам дал право говорить от имени всех казахстанцев?»; «Не нравится – не ходите, а другие не должны под вас подстраиваться»; «Что, в стране все другие проблемы решены, и осталась только эта?», «Не надо примешивать сюда политику».

 

«Культура отмены» или доносительство с цензурой?

Наверное, «культура отмены» имеет право на существование. Но одно дело, когда она формируется внутри самого общества, часть которого выступает с осуждением какого-то человека или группы людей и агитирует другую часть игнорировать, бойкотировать его (их). И совершенно иное, когда звучат требования запретить концерты, спектакли и т.д., причём требования, адресованные государству, властям.

Это уже близко к тому, что принято называть доносительством, к призывам ввести некую форму цензуры. Выступающие с такими инициативами казахстанцы почти ничем не отличаются от тех «патриотов» в нынешней России, которые внимательно отслеживают негативные высказывания публичных фигур, в том числе артистов, об СВО, политике властей РФ, а потом требуют от госорганов «перекрыть им кислород».

Иными словами, объявляйте бойкот тем, кого вы считаете нежелательными для Казахстана персонами, призывайте к этому других, благо современные средства коммуникации дают в этом плане много возможностей, устраивайте флешмобы и т.д. – разумеется, в рамках закона и приличий, никого не оскорбляя и тем более не применяя насилие. А апеллировать к властям – значит, расписаться в собственном бессилии, в неспособности что-то организовать. Или в том, что ваша позиция в данном вопросе не пользуется широкой общественной поддержкой. Да и, по большому счёту, не дело это акиматов или Министерства культуры – решать в каждом конкретном случае, выступать артисту N. на казахстанской сцене или нет. Подобные вещи должны регулироваться на законодательном уровне.

 

Концерты – вне политики

Отмена гастролей, помимо всего прочего, несёт с собой и потерю доходов теми, кто их организует, то есть отечественными компаниями, работающими на этом рынке. Недополучают денег концертные площадки и гостиницы в наших городах, авиаперевозчики, а соответственно и их сотрудники, являющиеся гражданами Казахстана.

Ну и, конечно, в роли пострадавших оказываются также потенциальные (многочисленные) зрители, которым хочется отдохнуть на концертах популярных певцов, комиков, посмотреть театральные спектакли или «вживую» послушать исполнителей классической музыки. Причём акиматы стали настороженно относиться к артистам не только из России, но и из Украины – опять же из соображений «как бы чего не вышло».

Между тем, например, в Объединённых Арабских Эмиратах, куда в последнее время зачастили российские исполнители (там осело несколько сотен тысяч граждан РФ, большей частью далеко не бедных), проходят выступления и тех, кто ранее ездил с концертами на оккупированные территории Украины, и тех, кто осуждает СВО. При этом им выдвигают условие – не делать со сцены никаких политических заявлений. Нарушителям светят немалые штрафы (например, тому же Галкину пришлось выложить 100 тысяч дирхам, или 25,5 тысячи долларов) и даже запрет на въезд в страну.

Думается, это вполне разумный подход. Возможно, он найдёт отражение в тех изменениях, которые профильное министерство собирается внести в закон РК «О культуре» и которые касаются регламентирования концертной деятельности.

Источник: СПИК-Тайим

Средняя: 4 (8 оценок)