:: Констатнтин Козлов. ФИЛЬМ «БРАТЬЯ»: КАК ВСТРЕТИЛИСЬ ДВА КАЗАХСТАНА

Просмотров: 1,198 Рейтинг: 4.3

Социальную драму Дархана Тулегенова «Братья» ждал долгий путь к широкому прокату. Сниималась она еще в разгар ковида, затем год «каталась» по мировым кинофестивалям, собрав там неплохой урожай. Презентовавшись в прошлом году на фестивале «Байконур», до полноценного кинопроката «Братья» добрались лишь сейчас. А зря – подобные фильмы нужны нашему киноэкрану как можно больше.

Вообще, фильмы с таким названием как будто обречены на своего рода проклятие. Ведь сколько фильмов выпускается с такими на первый взгляд безликими названиями: «Пацаны», «Сестры», «Я тебя люблю» и т.д. И всегда можно угадать, какой сюжет за ним кроется. Вот и здесь, если прочитать краткую аннотацию и посмотреть первые секунды, кажется, что сюжет вполне предсказуем.

Собственно, два главных героя-брата узнают о существовании друг друга в первые минуты фильма. Братья растут в разных средах. Таким странным образом нам показывают два Казахстана, которые живут параллельно и практически не соприкасаются друг с другом. Старший брат — детдомовец Акжол символизирует собой «глубинный народ», провинциальный, казахоязычный, в чем-то суровый, а в чем-то наивный. Он бьется за выживание в этом мире. И не брезгует криминалом. Со своим соседом Димашем Акжол промышляет разбоями и ограблениями.

Второй брат Дален живет со своей тетей (сестрой умершей матери), как кажется на первый взгляд, в комфорте и достатке. Это городская, космополитичная, русскоязычная среда. У нее, в свою очередь, собственные проблемы. Дален живет в комфорте, однако под жестким моральным прессингом мужа своей тети — религиозного фанатика. Редкий случай, но в качестве религиозного фанатика в казахстанском кино нам впервые показывают не мусульманина-салафита, а протестанта-евангелиста. Муж тетки фанатично набожен и, что отнюдь не редкость для такого явления, абсолютно тираничен. Молитвы перед трапезами он чередует скандалами и избиениями жены, требованием родить наследника и постоянным моральным террором явно нежеланного в их доме Далена. Тетя Далена любит, но мужу противостоять не в силах.

Едва ли здесь закладывался политический смысл изображения двух Казахстанов, однако миры эти дейстительно очень узнаваемы. Так бы они и жили, не пересекаясь. Но однажды братья узнают о существовании друг друга. Несчастный принц и несчастный нищий вместе начинают поиски отца. О том, что отец существует и будет рад их визиту, уверен старший сын Акжол — он и тянет за собой домашнего и интеллигентного младшего брата.

Эта странная встреча двух казахстанских миров одновременно трогает, удивляет и даже пугает. Иной раз кажется, что сейчас старший сын начнет мстить младшему из зависти за более комфортную жизнь. Но на удивление старший сын чем дальше, тем заботливее о младшем. Хотя идиллией это назвать трудно. Скитания, поиски отца и очень опасные приключения превращают домашнего мальчика Далена в волчонка — это довольно популярный сюжетный ход. Самый свежий пример, пожалуй, в нашумевшем «Слове пацана», с которым здесь немало сюжетных перекличек. Как и в целом, сюжет «пацанских драм» довольно схематичен. Легкое приключение увязывает героев в водоворот, который, понятное дело, ничем хорошим кончится не может.

Стоит отметить и необычайно удачный выбор исполнителей главных ролей — Айбара Салы (Дален) и Алишера Исмаилова (Акжол). Особенно колоритен исполнитель роли соседа-подельника Димаша — Азат Жумадил — после роли в сериале «Шекер» он очень востребован как в Казахстане, так и в России.

Отдельный шарм фильма — место действия. История разворачивается в Актау, на берегу Каспийского моря. Море — отдельный персонаж фильма, играющий ключевую роль в сюжете. Впрочем, если сказать чуть больше на эту тему, то это явно станет спойлером. Здесь удивительно, насколько отечественные кинематографисты недооценивают собственную страну в плане пейзажей и фактуры для кино. Еще раз убеждаешься, что создатели кассового кино работают весьма шаблонно.

Сцены церковных служб — тоже в новинку для казахстанского кино, которые в лучшем случае покажут лишь поминальную молитву муллы. А библейские стихи вполне могут сойти за спойлер сюжета, если их правильно прочитать. Конечно, это режиссерский ход, но понимают его далеко не сразу и далеко не все.

В общем, «Братья» — хороший пример сочетания узнаваемой стилистики и новаторства. Что вряд ли ново для кино мирового, вполне прогрессивно для нас. Впрочем, уже давно пора отказаться от критериев оценки своих фильмов типа «для наших сойдет». «Братья», как мы видим, в мире очень даже «сошли». Оценит ли его отечественная аудитория — вопрос открытый.

Источник: Check-point.kz

Средняя: 4.3 (3 оценок)