:: Айгуль Омарова. 28 ОКТЯБРЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЛЬДА БЕЛЬГЕРА

Просмотров: 1,370 Рейтинг: 3.9

Мне судьба подарила дружбу с одним из самых цельных, глубоких людей – Герольдом Бельгером. Впервые увидела его в Верховном Совете 13-го созыва. В зале заседаний Герольд Карлович сидел где-то в середине и говорил всегда только по делу. Большей частью поднимал тему сохранения казахского языка и аула. И это было не случайно. Попав в казахский аул после насильственного переселения поволжских немцев, он навсегда сохранил благодарность казахам, которые в трудные минуты помогли выжить не только его семье, но и тысячам спецпереселенцев. А казахский язык стал для него и профессией, и призванием.

Герольд Карлович удивительным образом вобрал в себя культуру казахского народа, сохранив при этом свой родной немецкий язык. Естественно, русский язык был для него не просто языком общения, но и рабочим инструментом, как и два других языка. Стоит ли говорить, что его всегда интересовали гиганты литературы всех трёх народов: Абай, Гёте, Пушкин. Гёте он читал постоянно, причём на всех трёх языках. И не случайно Герольд Карлович практически первым стал писать о том, что у всех вышеназванных писателей было много созвучий в темах, которые можно обозначить цитатой из Гёте: - Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!

Наше общение, переросшее с годами, смею надеяться, в дружбу, началось, когда Герольд Карлович окликнул меня в Верховном Совете и о чём-то спросил. Чуть позже увидев в какой-то газете публикацию Герольда Бельгера, я попросила Герольда Карловича рассказать о том, в чём он видит созвучия у Пушкина и Абая. Встретились мы у памятника Чокану Валиханову, возле которого Герольд Карлович любил гулять. Помню, как меня поразило то, как глубоко чувствовал писатель творчество обоих поэтов, как он связывал это со временем, в котором они жили и творили.

Так с публикации этих заметок в газете «Бірлік» и началось наше общение. На рубеже веков совершенно случайно попала на день рождения Герольда Карловича, а на следующий год Герольд Карлович позвонил и пригласил отпраздновать его день рождения. И с 2001 года по 2014 год появилась традиция праздновать день рождения Герольда Карловича с его семьёй. Тон за столом задавал, конечно, сам Герольд Карлович. На моей памяти только он и Серикболсын Абдильдаевич Абдильдин умели так пошутить, что никого не задевали, но зато их шутки меняли атмосферу в лучшую сторону. К сожалению, их обоих уже нет с нами. И их никому не заменить.

К слову, на этих днях рождения мне, как самой молодой, поручалось записывать, кто звонит. Привычку записывать тех, кто звонил поздравить, Герольд Карлович завёл, чтобы самому позже поздравлять с днём рождения всех, кто звонил. Одним из первых поздравлял писателя нынешний президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. А другим человеком, неизменно поздравлявшим Герольда Карловича, был Имангали Тасмагамбетов, с большим уважением относившийся  к писателю.

В этом году Герольду Карловичу исполнилось бы 90 лет. Увы, не дожил. Виной тому болезнь, подхваченная в детстве и которая не давала ему покоя ему всю жизнь. Несмотря на болезнь, Герольд Карлович много и плодотворно работал всю свою жизнь. В октябрьском номере журнала «Простор» за этот год его дочь Ирина пишет: «труд, если он настоящий, не может не дать свои плоды, не может быть не оценен по достоинству. А Герольд Карлович был величайшим тружеником, достаточно назвать порядка 75 изданных его книг и более 4000 публикаций, множество переводов классиков и огромную общественную деятельность».

Не все ведь знают, что деятельность немецких организаций в Казахстане во многом начиналась с того, что Герольд Бельгер неустанно заботился о том, чтобы объединить немцев. Казахстанский ПЕН-клуб состоялся, благодаря тому, что два больших друга – Абдижамиль Нурпеисов и Герольд Бельгер – объединили усилия и сделали всё, чтобы казахстанское отделение клуба стало заметным явлением.

Герольд Карлович, прежде всего, как мне кажется, был Гражданином. Именно поэтому он одним из первых подписывал обращения против продажи земли, за сохранение экологии в стране. А ещё он с большим уважением относился к своим коллегам. Вот что Герольд Карлович писал об Олжасе Сулейменове: «Олжасов в Казахстане – море. И Сулейменовых – пруд пруди. А вот Олжас Сулейменов – один. Не один – один-единственный.

Бірегей! Избранник земли. Любимец судьбы. Для своей нации он совершил потрясающе много. Как поэт. Как историк. Философ. Публицист. Этнолог. Лингвист. Деятель. Политик. Гражданин».

Но, то же самое можно сказать о самом Герольде Карловиче, которого недаром называют «Последним казахом», ибо то, как он радел о судьбе казахского языка и литературы, достойно признания повсеместно. Я помню, с какой болью Герольд Карлович рассказывал мне о писателе Тынымбае Нурмагамбетове, сетуя на то, что современники не могут по достоинству оценить талант этого человека. Вообще о людях, кого уважал и ценил, Герольд Карлович говорил всегда, много и охотно, и каждый раз находил какие-то новые грани их личности и творчества.

Свой 90-й год Герольд Карлович не встречает с нами. Но по всей стране прошли и уроки по творчеству Герольда Карловича, открылись музейные экспозиции и проведены конференции. И это – дань памяти, уважения Гражданину, Писателю, Личности.

Средняя: 3.9 (7 оценок)