Сразу отметим: принцип приоритетности государственного языка никем не оспаривается, никем не ставится под сомнение – ни властью, ни гражданами (во всяком случае, подавляющим их большинством, включая представителей этнических меньшинств). Но нужно разделять, в каких сферах жизни, в каких сегментах общественных отношений должен неукоснительно соблюдаться именно этот принцип, а в каких следует придерживаться другого – того, который изложен в пункте 2 статьи 19 Конституции РК: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Многие национал-патриоты утверждают, что приоритет, о котором идет речь, – всего лишь декларация, что власть устранилась от решения проблем, связанных с «ана тiлi», почти ничего не делает для расширения сферы его применения, для того, чтобы статус государственного, которым он наделен, наполнялся конкретным содержанием… Но такие оценки обычно строятся на субъективных наблюдениях и представлениях. А вот если опираться на тексты принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов, на программные документы, на статистические данные, то ситуация предстанет в совершенно ином свете.