:: Андрей Жданов. ТУДА ЕМУ И ДОРОГА

Просмотров: 2,022 Рейтинг: 4.0

На вопрос журналистов в кулуарах правительства, почему казахстанская сеть  McDonald’s приостановила свою работу и не уйдет ли фирма с местного рынка вообще, министр торговли РК Серик Жумангарин ответил: «Честно говоря, не знаю. Давайте я узнаю и отвечу вам. Самому интересно стало. Люди привыкли просто к McDonald’s».

Автору этих строк хватило всего одного раза попробовать гамбургер, чтобы в дальнейшем никогда больше не вкушать американизированный фаст-фуд. Было это в Москве в далеком 1990-м, в год захода McDonald’s еще на советский рынок. Для этого мне не пришлось отстаивать километровую очередь на Пушкинской площади к первому в СССР заведению McDonald’s . Просто оказался неподалеку в гостях на квартире московского товарища, знакомый которого и принес к застолью несколько несуразно толстых бутербродов, купленных якобы по блату с черного входа.

Воспитанному на исторически богатой многонациональной алматинской кухне, мне гамбургер показался заурядно-примитивным. Помнится, тогда и остальные гости моего товарища, жуя свои порции, недоуменно переглядывались, вопрошали друг друга «ну и чё?.. » и досадливо запивали «диковинку» водкой.

Но начитался и наслушался я об американизированном фаст-фуде за минувшие 30 с гаком лет столько, что даже мой профессиональный архив буквально распух от отзывов о нем. Среди них масса свидетельств дегустаторов, поваров и обычных потребителей о том, что фаст-фуд заокеанского образца не представляет собой ничего особенного с точки зрения вкусовых достоинств. И может нравиться разве что едокам, которым пока особо не с чем сравнивать, то есть детям и молодежи.

Мало того. Еще в 1990-х диетологи и врачи постсоветского пространства забили тревогу насчет, мягко говоря, не полезности заокеанской «быстрой еды». Которая не показана в первую очередь как раз таки детям и молодежи. На продвинутом Западе этот процесс начался намного раньше, что, кстати, и стало одной из основных причин агрессивного вторжения фастфудщиков в новые независимые государства на развалинах СССР. Другими словами,  ведь в определенной степени разгром СССР и было возможностью завоевать новые рынки для сбыта  - в том числе и для   McDonald’s and Coca-Cola/

…Из всего массива моего архива на эту тему приведу лишь одно, но красноречивое высказывание аксакала продвижения здорового питания в Казахстане Торегельды Шарманова пятнадцатилетней давности на конференции о проблемах долголетия в Астане: «Пора отходить от фаст-фуда и кока-колы, это самое страшное. Сами прародители этих продуктов — Соединенные Штаты — уже отказываются от фаст-фуда, гамбургеров и чипсов».

Заместителя премьер-министра – министра торговли и интеграции РК Серика Жумангарина не отнесешь к молодежи – ему 53 года. Он-то наверняка может сопоставить вкус гамбургера и, например, казы или шужука. Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Однако и пагубность регулярного употребления американизированного фаст-фуда для министра тоже однозначно не секрет. Тем удивительнее для меня, что г-н Жумангарин вознамерился разбираться в причинах приостановки отечественных забегаловок McDonald’s. Не слишком ли мелко для министра? Других забот ему мало?

Какими бы ни были эти причины, государству, на каждом углу декларирующему заботу о здоровье нации, куда актуальнее использовать  момент для начала планомерного вытеснения американизированного фаст-фуда с территории Казахстана. И не только McDonald’s, но и всех остальных подобных иже с ним.

Прежде всего, экономически – наращиванием на фастфудщиков налогов и других платежей и отказом в каких-либо преференциях, все более жесткими стандартами качества с максимальным снижением в «быстрой пище» допустимого объема трансжиров и других вредных ингредиентов. А также агрессивной долгосрочной социальной рекламой, которая бы в противовес рекламе фастфудщиков (она, в частности, восторгается запивкой гамбургера кока-колой – более вредного сочетания не придумаешь!) раскрывала никчемность их еды и выставляла ее потребителя убогим и отставшим от трендов современности. Дорого? Так здоровье нации вообще бесценно.

Государство должно поставить McDonald’s и его коллег перед выбором: или вы переходите на выпуск 100-процентно доброкачественной безопасной еды, или мы поведем дело к тому, что будете вынуждены не «приостанавливаться», а закрываться. Но ведь даже если пойти по первому пути, то исчезнет «фирменность»  McDonald’s и остальных. Да и фиг с ней, с этой дешевкой-«фирменностью», туда ей и дорога!

И последнее. Американским изобретением прошлого века фаст-фуд считается ошибочно. Таковым является разве что название. Если пользоваться им, то фаст-фуд зарождался в древности, в том числе в кухнях Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси и т.д. Только в те седые времена пища быстрого приготовления и поедания готовилась из сугубо натурального сырья и не содержала красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса и прочей, рассчитанной на лоха заманухи, до которой человечество додумалось лишь в ХХ веке. Есть нормальный, здоровый фаст-фуд и в традиционной казахской кухне. Например, сытные баурсаки, целебный кумыс, курт с высоким содержанием кальция, благодаря которому казахи Великой Степи до старости не нуждались в стоматологии. Производителям подобного питания и его продвижению в народ должны оказываться всяческие внимание и поддержка государства, а не выяснению причин, почему не работает один из одиозных рудиментов ХХ века по кличке McDonald’s.

P.S. Когда этот материал уже был готов к публикации, стало известно, что McDonald’s уходит из Белоруссии. «Я всегда вас призывал и призываю: питайтесь, потребляйте свое, не бросайтесь на заморское, откликнулся на новость глава республики Александр Лукашенко. Это сегодня актуально звучит в плане того, что некоторые, особенно среди молодежи (да и, наверное, среднего возраста, а может, и старшего), стали ахать и охать: «Ах, «Макдональдс» уходит». Я думаю: слава тебе, Господи, что хоть уходит! Но только место «Макдональдса», где работают наши люди, наши специалисты, где потребляется наш товар, должны занять белорусы. Запомните, никто иной! Мы сами должны делать то, что когда-то делал этот «Макдональдс», если кому-то это надо, и даже лучше. У нас что, булочку пополам не могут разрезать и впихнуть в эти две половинки кусочек мяса, картошки и салата?! Господи, кто это потребляет? Не знаю…».

Средняя: 4 (6 оценок)