:: ВРЕМЯ ЭКОНОМИКИ

Просмотров: 1,246 Рейтинг: 4.2

Продолжается активное обсуждение Послания главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. Специальный корреспондент «Вечернего Алматы» обратился к известным экспертам с вопросом, что они думают относительно тезисов и документа и задач, которые в нем обозначены.

Политика «малых» шагов

Данияр АШИМБАЕВ:

Говоря о Послании президента необходимо понимать следующие вещи. Во-первых, значительная часть тезисов, касающихся экономики, повторяется рефреном не первый год и даже не первое десятилетие. Есть, конечно, ряд вопросов, где у нас достигнут определённый прогресс, но в целом уровень выполнения экономических программ, стратегий, посланий оставляет желать лучшего. Касым-Жомарт Токаев вновь акцентировал все эти вопросы в силу того, что их выполнение правительством остаётся на бумаге.

Во-вторых, президент особое внимание уделил технологической модернизации большинства отраслей. Ситуация с инфраструктурой, как мы знаем, более чем удручающая, и национальная экономика так и не вышла из состояния "сырьевого придатка". Подавляющая доля иностранных инвестиций идёт в добычу и транспортировку сырья, а не его переработку.

Забавно, что либералы и националисты, обвиняющие Россию-СССР в "колониализме", сидят на западном финансировании, являющемся частью модели по эксплуатации природных ресурсов Казахстана и выводе финансов из страны. Хочется лишний раз задать вопрос: а кто тут на самом деле колонизатор?

Вернёмся к Посланию. Президент не так давно жёстко критиковал экономических чиновников за неспособность предложить адекватный курс развития экономики. И мы видим, что послание фиксирует провал очередной системы планирования и не так давно сформулированных проектов. Токаев решил ограничить горизонт планирования 3-летним сроком, поскольку на большее страна оказалась пока не способна.

Президент дал конкретные поручения по широкому комплексу вопросов на эту перспективу с тем, чтобы перейти к политике "малых шагов", и провел изменения в администрации и правительстве.

Идеи в целом неплохие, но нужно посмотреть, как обновлённая система управления с ними справиться.

 

Программа развития

Алибек ТАЖИБАЕВ:

Содержание и характер нового Послания соответствует логике президентских реформ, а также наполняет её четкими смыслами.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев системно реализует и последовательно разъясняет стратегический курс на реформирование экономической, управленческой (как на политическом, так и на экономическом направлениях) сфер.

Глава Государства в Послании презентовал дальнейшую программу развития страны. Важную часть Послания составили экономические интенции. На первый взгляд, Токаев предлагает новые правила функционирования и развития экономики, однако необходимо понимать, что это не столько новеллы, сколько жизненно необходимые инициативы, опирающиеся на философию последовательной реализации курса, поддержанного народом Казахстана в референдуме 2022 года.

Ожидается, что произойдёт трансформация внутренней коммуникации в исполнительной власти, улучшится взаимодействий центра с регионами. Что же касается экономики и бизнеса, то налоговое стимулирование и улучшение инвестиционных условий для местного и иностранного капитала будут обеспечены необходимой нормативно-правовой базой.

Важную часть послания составили инициативы социально-гуманитарного характера. В социальной сфере был сделан акцент на повышение зарплат, безопасности детей, повышении уровня занятости, улучшения доступа к качественному образованию.

Безусловно, послание посвящено формированию глубинного понимания происходящих в Казахстане процессов трансформации, демократизации и реализации прагматичного подхода в политике и экономике среди представителей государственной власти, предпринимательского сообщества, некоммерческого сектора и народа Казахстана. Именно в Послании наиболее явственно показан подход, опирающийся на триединство государства, народа и бизнеса.

 

Акцент на важном

Гульмира ИЛЕУОВА:

В Послании этого года сделан акцент на экономическом развитии, сказано о необходимости изменений в подходах к этой важнейшей сферы нашей жизни. Но меня в большей степени заинтересовало то реформирование, которое президент предложил в отношении правительства и своей администрации. Названия новых министерств выглядят более «консервативно», т.е. определеннее очерчен круг вопросов, которыми они будут заниматься. Хотя есть понимание, что пока это бюрократический ответ на комплекс возникших острых социально-экономических проблем и диспропорций в развитии страны, все же эффективность перестройки чиновничьего организма будет видна в самое ближайшее время. И, конечно, многое будет зависеть от работы первых руководителей ведомств. В этой связи представляется, что некоторые назначения (Балаева, Маржикпаев, Жакупова) понятны и даже обоснованы, а вот некоторые другие потребуют более длительного периода наблюдения. Особенно за ответственными из экономического блока, на который повторюсь, президент сделал максимальный акцент в своем выступлении в парламенте. В общем, определенные ожидания от работы кураторов экономического блока есть, посмотрим, получится ли эффективной их работа.

Что касается АП, то за время ее существования она многократно претерпевала изменения, и та структура, которая предложена сейчас возвращает нас, скорее, к началу ее создания как президентской канцелярии, аппарата. Это уже совсем не тот авторитетный и массивный орган, центр принятия решений, что был в период «старого Казахстана».  Но у нашей АП пульсирующая траектория судьбы, и после периода сжимания чаще следовало ее последующее расширение, так что все может быть.

 

Работа над ошибками

Марат ШИБУТОВ:

После окончания трансформации политической системы Казахстана настало время уже заняться и экономикой. Те, кто раньше был против изменения экономической ситуации, существенно потеряли в политическом влиянии и можно уже на них не оглядываться.

Экономика заняла главенствующее место в послании, гораздо меньше пришлось на госуправление и на социальную сферу.

Предложения по экономике можно разделить на текущие, вроде ремонта энергетической системы и перспективные, вроде геологоразведки. В целом, послание четко отвечает на вопросы, что нам делать в экономике в ближайшие 3 года. Новая экономическая политика развивает наши традиционно сильные стороны, а также ориентирует на новые сферы такие как IT. Мы отвечаем на мировые вызовы – сейчас нехватка редких металлов, продовольствия, поэтому у нас геологоразведка и сельское хозяйство в приоритете.

При этом еще меняется формула – правительство усиливается в целом, но не за счет своего веса, а за счет самостоятельности министров. Это уже работа над ошибками этого года

 

 

Средняя: 4.2 (6 оценок)