:: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО?
На парламентских слушаниях спикер Сената Маулен Ашимбаев сообщил: "Казахстану, чтобы развиваться, нужно увеличить численность населения до 30-40 млн. человек в ближайшие 10 лет". При этом он тут же заявил, что "мы должны понимать, что освоение территории нашей, плюс освоение каких-то инновационных направлений, создание перспективных промышленных предприятий требует и специалистов, которых нужно при необходимости привлекать из-за рубежа, если у нас нет таких специалистов".
Без указанного роста населения, по его словам, "нам в предстоящее 10-летие будет очень сложно развивать девятую территорию в мире. Мы все гордимся, что у нас девятая территория в мире, но как ее развивать? Нужны человеческие ресурсы".
Подобная постановка проблемы, на мой взгляд, вызывает очень много вопросов.
Во-первых, понятно, что это повтор старого тезиса о том, что для формирования внутреннего спроса и диверсификации экономики население нужно удвоить или утроить. То есть, по этой логике, нужны не просто 30 миллионов человек, а 30 миллионов потребителей.
Отсюда вытекает второй вопрос: позволяют ли экономические, географические и экологические условия страны наращивать демографический рост? Мы уже столкнулись с дефицитом воды (и проблема даже по оптимистичным прогнозам правительства будет нарастать). Рано или поздно государство возможно озаботится и проблемой дефицита чистого воздуха.
Сельское хозяйство, от которого требуют развития экспортного потенциала, давно не покрывает потребности внутреннего рынка. Правительство и АСПИР в своих программах и концепциях указывают на дальнейшее развитие урбанизации ("как в развитых странах"), но мегаполисы с задачей "канализации" избыточного населения уже не справляются. Какие бы генпланы не рисовались - достаточно очевидно, что их инфраструктура и ресурсная база (земля, вода, электро- и тепловая энергия) трещит по швам.
Не поспевает за демографическим ростом и развитие инфраструктуры (школы, больницы, детсады), а также подготовка и развитие соответствующего кадрового потенциала.
Проект "Комфортные школы" в массе своей закончится тем, что на средства, конфискованные в рамках будущих уголовных дел по еще строящимся и планируемым объектам, будут планировать строить еще более комфортные школы.
Следующий вопрос, который из потенциальных рисков уже перешел в реальные, - это дефицит рабочих мест. Сейчас по госпрограммам создаются временные и фиктивные рабочие места; программы индустриализации и диверсификации, вы уже извините, но формируют точечную занятость. Правительство собирается развивать искусственный интеллект и даже обеспокоилось по поводу возможной безработицы у роботов.
Исходя из существующих тенденций, можно уверенно предположить регулярный рост удельного веса неквалифицированной рабочей силы и растущий дефицит рабочих мест для квалицированных специалистов. При том, что, как вполне правильно отметил спикер Сената, "освоение территории нашей, плюс освоение каких-то инновационных направлений, создание перспективных промышленных предприятий требует и специалистов, которых нужно при необходимости привлекать из-за рубежа, если у нас нет таких специалистов". А у нас нет очень многих специалистов, и нет особой надежды, что кадровый голод удастся восполнить.
В принципе, планируемый рост населения создаст спрос на развитие государственного управления, которое, правда, само дохода не приносит. Зато можно будет запускать нацпроект "Комфортный акимат".
Демографической политикой в стране действительно толком никто не занимается, но много раз озвученная идея создания Министерства трудовой и миграционной политики, которое бы занималось вопросами подготовки и переподготовки кадров, управления миграционными процессами, безопасностью труда и охраной трудовых прав, никому особенно не нравится. По той причине, что должна быть синхронизирована с системной промышленной, сельскохозяйственной и региональной политикой, а также государственным управлением, ориентированным на эффективность.
Но это так, риторический вопрос.
Вернемся к региональному аспекту. Программа переселения населения с южного Казахстана в северный ожидаемо провалилась (или еще проваливается). Аким СКО предложил резко увеличить финансовые стимулы. Как это повлияет на существующую модель, когда южане переезжают на север, получают льготы и недвижимость, а потом уезжают обратно, - аким не уточнил. Смысл - нулевой.
Комплексного видения развития регионов в стране как не было, так и нет. Правительство и квазигос находятся в одной плоскость, акиматы - в другой. Пересекаются только для того, чтобы свалить друг на друга ответственность за тот или иной провал (засуха, наводнения, инвестиции). Такие структуры, как, например, ГАСКи или земельные инспекции, много лет гуляют туда и обратно - и так плохо, и эдак не очень получается.
Темой собственно слушаний была указана такая: "Демографический рост - основа стратегического преимущества нации". Но мы имеем ситуации демографического роста преимущественно в южных регионах страны. В чем здесь стратегическое преимущество? Южные области лидируют по бедности и безработице. Эти проблемы превратились в самовоспроизводящееся явление. Сколько бы туда не направлялось финансовых вливаний - ситуацию это принципиально не меняет.
Есть еще Мангистау - единственную область, в которой есть и естественный прирост населения (1-е место в стране) и положительное сальдо внутренней миграции. Государство серьезно нарастило объем бюджетных вливаний и область впервые из числа доноров бюджета перешла в разряд реципиентов. Но изменило ли это ситуацию?
Жанаозен – город с высоким потенциалом и ...удивительно низким уровнем развития
Да нисколько: в регионе дефицит воды, дефицит сельхозземель и нехватка рабочих мест - причем все хотят именно в "нефтянку".
Получается, что модель дальнейшего развития такого "стратегического преимущества" Казахстана как демографический рост очень нуждается в критичном осмыслении.
Источник: Nomad.su