:: Наиль Мивтохотдинов. КРАСНАЯ ЮРТА

Просмотров: 742 Рейтинг: 5.0

В советскую эпоху все общество было пропитано социалистическим духом и надеждой на светлое коммунистическое будущее. По крайней мере, официально. В целом почти весь ХХ век во всем мире прошел под знаком левых социалистических идеалов. Можно вспомнить и кубинскую революцию с легендарными Фиделем и Че, и антиколониальное движение в Африке с Патрисом Лумумбой, и леворадикальные движения в Западной Европе. С тех пор утекло много воды. Есть ли социалистические идеи и движения в современном Казахстане? Или вся общественная мысль полностью отдана на откуп потребительству и золотому тельцу? 

Советский период в нашей истории ознаменовался коренными изменениями в обществе и до сих пор является одним из самых значимых отрезков нашего прошлого. Вот только после обретения независимости в официальном дискурсе все было переосмыслено. Совсем скоро, кажется, настанет момент, когда любое упоминание советского прошлого в позитивном ключе будет восприниматься, мягко говоря, неодобрительно. А то и преследоваться. 

На этом фоне складывается впечатление, что и мнение общества однозначно негативное к этому явлению. Но так ли это на самом деле? 

 

Не простая, а красная

Есть такой исторический термин в казахстанской историографии «красная юрта». В период ликвидации безграмотности на территории Казахстан именно в таких юртах люди учились читать, писать, а заодно изучали азы марксистского учения. Мы решили обратиться к современной виртуальной «Красной юрте» — информационной интернет-площадке социалистического толка, декларирующей левые взгляды онлайн, через социальную сеть «Вконтакте» (https://vk.com/red_yurt). Редакция «Красной юрты» дала нам коллективно согласованные ответы на интересующие нас вопросы. 

Не станем комментировать некоторые спорные и даже наивные утверждения авторов из «Красной юрты» на предмет соответствия их исторической науке. Но сам факт наличия в нашей стране молодых людей, пропагандирующих социалистическое мировоззрение, является весьма интересным и заслуживающим внимания и уважения. 

— Что же такое «Красная юрта»? 

— «Красная юрта» — информационный ресурс Организации трудящихся Казахстана, который представляет собой добровольное объединение людей, стремящихся создать коммунистическое общество, руководствуясь учением марксизма в его современном развитом виде на основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. 

— Для чего она существует? 

— «Красная юрта» имеет своей целью агитацию и пропаганду марксизма в рамках существующего законодательства Республики Казахстан для приближения социализма как первой стадии коммунизма. Социалистическое государство в данном случае нами, марксистами, понимается как государство, в котором было произведено обобществление средств производства и установлена власть трудящихся. 

Обобществление средств производства — это в первой своей стадии национализация в пользу государства. Но не государства капиталистического, ибо в таком случае в ней не будет смысла. Достаточно посмотреть на КТЖ, Казахтелеком, АО «Самрук-Казына», чтобы понять бессмысленность этого действия. Поэтому государство должно быть нового типа. Социалистическое государство, управляемое трудящимися массами. 

Но каким же должно быть это государство, чтобы широкие массы трудящегося народа смогли непосредственно им управлять? Конечно же, оно должно быть “советским”. К сожалению, за годы нашей независимости многие позабыли, в чем суть советской власти, и черпают представления о ней из сомнительных кинофильмов и “научных” работ. Мы постараемся восполнить этот пробел. Основу советской власти составляют Советы — это местный выборный орган, совмещающий в себе и маслихат, и акимат, то есть имеющий исполнительно-законодательную власть. 

Первая отличительная черта Советов — в них могут избираться люди только из рабочего класса, трудящиеся. Второе, для участия в выборах в Советы не нужны деньги. Сейчас для того, чтоб избираться депутатом, нужны деньги. Очень много денег. Поэтому народ выбирает не того, кого хочет, а из тех, кого предложили. В депутаты идут либо богатые люди, чтобы стать еще богаче, либо те, кому дали денег, чтоб они потом сделали еще богаче спонсора. Эта великая несправедливость практически полностью исключает из политической жизни страны простых граждан, создавая иллюзию демократии. И это не только в Казахстане, но и во всех буржуазных странах мира. А в советской системе все не так. Для выдвижения депутатом в Советы не нужно никаких денег, никаких подписей и иных преград. Достаточно поддержки людей, готовых за вас проголосовать. В-третьих, избиратели дают избранным депутатам Советов “установки”. То есть список задач, которые Советы должны решить. Это не депутаты решают, чем они будут заниматься, а избравший их народ. В-четвертых, если депутат или депутаты Советов саботируют задачи и не исполняют их, то избиратели имеют полное право отозвать мандат у любого депутата. Советское депутатство — это не привилегия, а тяжкий труд. В-шестых, и это самое важное, благодаря национализации и отсутствию капиталистов никто не сможет купить выборы, не будет иметь никаких привилегий на них в деле тех же пропаганды и агитации. Иными словами, советская власть, советское социалистическое государство — это демократическое устройство общества нового уровня. 

юрта (1).jpg

— Ни для кого не секрет, что советский период в нашей истории является наиболее значимым. Каждая страна бывшего СССР нашла свою трактовку этого периода в истории. Часто, к сожалению, негативную. Судя по вашей деятельности, вы активно противопоставляете свой взгляд взгляду официальному и популярному. Что все-таки привело вас к такому решению? 

— Суровая действительность. Многие пишут, мол, это всего лишь ностальгия по СССР, но на самом деле большая часть наших товарищей — это молодежь, выросшая и сформировавшаяся в новом независимом Казахстане. Мы не противопоставляем СССР нынешним Казахстану, России или какой-либо другой стране. Мы противопоставляем социалистическую систему капиталистической. И привела нас к этому сама рыночная действительность со всеми своими несуразностями и несправедливостью. Несправедливо, что люди вынуждены бросать свою малую родину и переезжать в Астану или Алматы для банального выживания. Несправедливо, что люди вынуждены работать по 20-30 лет для покупки собственного жилья. Несправедливо, что простые граждане вынуждены залезать в кредитную яму даже для банальной покупки еды. Мы не хотим реставрации СССР или подобного невозможного бреда, мы хотим донести до людей преимущества социалистической общественно-экономической формации, которая была в СССР. Капиталистическая же власть пытается либо умолчать об этом, либо же прямо лжет, рассказывая, например, об уничтожении казахской культуры. Хотя расцвет казахской классической литературы, казахской науки и вообще всего нашего народа пришелся именно на период социализма и советской власти. Для чего это делается? Для того чтобы создать иллюзию, будто капитализм не имеет альтернативы, будто нам нужно смириться и жить под гнетом несправедливой эксплуатации. 

— Что вы думаете об уровне протестных настроений в рабочей среде? 

— Протестные настроения в рабочей среде растут и будут расти и дальше, а власть будет реагировать, как и всегда, — давить, давить и давить. Потому что капиталисты не могут уступать рабочим. Если они будут уступать, то потеряют самое любимое и дорогое их сердцу — деньги. Сейчас уже несколько месяцев идут забастовки нефтяников в Жетыбае, многие рабочие коллективы в этой отрасли проявляют солидарность, появляются даже проблески политических требований. Но власти упорно их игнорируют, потому как тоже находятся в щепетильном положении. Силовое подавление таких выступлений может спровоцировать выступления по всей стране, но при этом владельцы капитала, в том числе иностранного, тоже давят на власть, ибо каждый день забастовки — это потерянные деньги. При этом значительные усилия власти прилагают для информационной изоляции рабочих выступлений, абсолютное большинство непричастных граждан не знает о забастовках рабочих. В СМИ эта тема фактически табуирована: они попросту отказываются освещать такие события, если их участники предлагают это сделать. Касается это не только отечественных, но и иностранных СМИ. К сожалению, рабочие коллективы в нашей стране политически безграмотны, а потому профсоюзное движение, реальное и независимое, тоже в зачаточном состоянии. Препоны и преграды со стороны властей также не способствуют их развитию, а имеющиеся профсоюзы либо прямо находятся под управлением самих капиталистов, либо же очень стеснены в действиях. Опять же, любая борьба за свои права означает конфронтацию как с собственниками средств производства, так и с властями. А конфронтация ведет к репрессиям. 

— Какие наиболее существенные проблемы, по вашему мнению, наблюдаются в современном Казахстане? Какие противоречия необходимо разрешить рабочему обществу, чтобы преодолеть кризисы? 

— Наиболее существенная проблема — это обнищание населения. Ежегодно кредитная нагрузка растет, реальные доходы падают, инфляция не ослабевает, безработица душит регионы, вынуждая десятки и сотни тысяч наших граждан мигрировать в и так переполненные столичные города. И наше капиталистическое государство, к сожалению, не способно решить эту проблему. 

Основное противоречие рабочих нашей страны — это желание добиться улучшения условий, не выдвигая политических требований. К сожалению, добиться изменения общества, не меняя сути самого общества, невозможно. Если сама суть капиталистического общества основана на максиме “сделай меньше, заработай больше”, то о какой заинтересованности частных собственников в решении проблем рабочих может идти речь? Никому из частных собственников не интересно ни развивать местное производство, ни поддерживать имеющееся. Даже поддержка социальной инфраструктуры в виде ТЭЦ, теплои водоснабжения им не интересна. За 30 лет вся советская инфраструктура сгнила, потери воды из-за этого достигают 50 процентов — у нас теперь нехватка воды. ТЭЦ все износились, и нужны десятки миллиардов для ремонта, из-за чего у нас в стране впервые за многие десятилетия в этом году будет дефицит электроэнергии. Про перебои теплоснабжения и говорить нечего. Нужно менять саму систему. И трудящимся нужно это понять. Это понимание постепенно к ним приходит, ибо положение трудящихся становится все хуже и хуже, терпеть все сложнее и сложнее. 

юрта (3).jpg

— Что вы думаете о переосмыслении советского периода в истории нашей страны? 

— Советский период в истории нашей страны имел как негативные, так позитивные последствия. Но позитивного, очевидно, было больше. Плюс качественно эти достижения совершенно на другом уровне. Именно коммунисты построили абсолютное большинство наших городов, заводов, комбинатов, ТЭЦ, ГЭС, провели разведку полезных ископаемых и сделали многое другое. Не русские, не казахи, а коммунисты-интернационалисты. Попытки изобличения советской власти и коммунистов сегодня имеют лишь одну цель — вбить людям в голову отсутствие альтернативы, национализм, разбить трудящиеся массы по национальному и религиозному принципу, не дать им соединиться по признаку классовому. Но рано или поздно справедливость восторжествует, наше общество сформирует объективное мнение о советском периоде нашей истории. Огорчает лишь то, что за годы нашей независимости многое из культурного наследия КазССР было потеряно. 

Фото из открытых источников 

Источник: Новое поколение 

Средняя: 5 (1 оценка)