:: ПОЧЕМУ КАЗАХИ В МАССЕ СВОЕЙ ЖИВУТ БЕДНЕЕ, ЧЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ЭТНОСОВ РК?

Просмотров: 1,022 Рейтинг: 4.2

«Оян, қазақ!» – это воззвание, прозвучавшее более ста лет назад в стихотворении Миржакыпа Дулатова, сегодня понимается многими, главным образом, в модном ныне антиколониальном дискурсе. Но ветеран труда, житель Жамбылской области Галым Баймырзаев, приславший письмо в редакцию «Spik.kz», считает, что сейчас его надо воспринимать как настойчивый призыв к современным казахам пробудиться, посмотреть вокруг себя широко открытыми глазами и серьёзно задуматься: в правильно ли мы живём?

Очень часто слышу сетования: мол, мы, казахи, на своей собственной земле, будучи государствообразующим этносом, живём хуже, чем представители других национальностей. Не могу сказать за весь Казахстан, но в нашем регионе, судя по моим наблюдениям, это так. Почему? Многие винят в сложившемся положении либо нынешнюю власть, либо прежний советский строй, при котором наш народ был якобы самым бесправным и угнетаемым. А некоторые искренне считают, что ресурсы страны большей частью оказались в руках национальных меньшинств, тогда как казахский этнос, за исключением его так называемой элиты, остался обделённым. И что если перераспределить их, то мы заживём богато и счастливо. Возможно, именно такие настроения двигали теми, кто в феврале 2020-го года отправился громить дунганские сёла в одном из районов нашей области.

Но давайте сравним. В конце 1930-х и в 1940-е годы на территорию Казахстана, в том числе и к нам, насильно депортировали сотни тысяч корейцев, немцев, чеченцев, представителей других народов, которым пришлось начинать жизнь на новом месте практически с нуля. А спустя два-три десятилетия, в поздний советский период, они в большинстве своём жили лучше, чем казахи. Хотя все трудились в одних и тех же совхозах, колхозах, на одних и тех же предприятиях, состояли в одних и тех же трудовых коллективах.

Все мы хорошо знаем, что переселённым сюда народам советская власть не создавала каких-то льготных условий. Мало того, на первых порах им приходилось гораздо тяжелее, чем казахам. Но тогда благодаря чему поднялись, например, корейцы? Ответ очевиден: благодаря трудолюбию, упорству, предприимчивости. Многие из них гектарами брали в аренду земли и, работая на них всё лето, растили лук, другие овощи, которые затем тоннами продавали заготовителям. Это позволило им поставить на ноги детей, дать им хорошее образование, создать прочный материальный задел на будущее. А когда советско-социалистический строй рухнул и пришли рыночные отношения, они уже имели первоначальный капитал и предпринимательский опыт для того, чтобы успешно встроиться в новую жизнь.

Или вспомните, в каких домах жили немцы, трудившиеся в совхозах и колхозах. Очень добротные, аккуратные, окружённые зеленью, внутри – самые современные по тем временам бытовые приборы, нередко ванны и другая сантехника, которые для нас, сельских казахов, были в диковинку, во дворе – личный автомобиль, мотоцикл. И опять же всё это благодаря трудолюбию, прагматизму, а также знаменитой немецкой дисциплине.
 

Проявляли ли мы тогда такие качества? Выращивали ли что-то хотя бы на приусадебных участках и хотя бы для собственного потребления (всё-таки это было время повального дефицита)? Искали ли другие источники доходов, помимо ежемесячной зарплаты и разовых премий? Или же посвящали свободное от работы время хождениям по тоям и другим застольным посиделкам, праздному времяпровождению?

После обретения Казахстаном независимости прошло уже свыше тридцати лет – больше, чем потребовалось упомянутым выше народам на то, чтобы зажить благополучно. Как мы, казахи, распорядились этим временем и выпавшим нам шансом? Будем откровенными: мы их потратили без пользы для себя и для страны, за которую теперь несём главную ответственность как самый многочисленный этнос.

Вместо того, чтобы по максимуму использовать те возможности, которые появились благодаря появлению собственного государства и свободы предпринимательства, мы предались увеселениям. Тратим на проведение всевозможных тоев (свадеб, юбилеев, «тұсау кесер» и т.д.), а также на участие в них немалую часть своего времени, которое можно было бы посвятить чему-то полезному – например, получению новых знаний и навыков, подработке. А заодно расходуем огромные суммы из семейных бюджетов, хотя их можно было бы направить, например, на открытие небольшого собственного дела: разведение скота, открытие мастерской…

Многие даже берут большие кредиты на то, чтобы провести «ұзату» или свадьбу «не хуже, чем у других», и в итоге оказываются должниками перед банками. Причём находится немало общественных деятелей, представителей интеллигенции, оправдывающих такое поведение: мол, казах без тоя – не казах, и, мол, это одно из важных проявлений национального характера. Хотя налицо двойное расточительство – и материальное, и, как назвал его в своей речи на недавнем заседании Национального курултая президент страны Касым-Жомарт Токаев, духовное.
 

Даже в самый острый период пандемии коронавируса, когда собираться вместе было опасно не только для здоровья, но и для жизни, люди тайно проводили тои. Знаю немало случаев, когда участники таких празднеств затем оказывались в госпиталях, некоторые ушли в мир иной. То есть даже угроза смерти нас не останавливает.

Конечно, представители других этнических групп, живущих в Казахстане, тоже празднуют какие-то важные события. Но делают это обычно без излишеств: без приглашения дорогостоящих эстрадных «звёзд», без въезда в ресторан на «джипах» (как недавно в Актюбинске) и прочих необязательных элементов. Они понимают, что деньги достаются им трудом и потом, поэтому знают им цену. Ведь трудолюбие и бережливость обычно идут рука об руку, и именно их сочетание позволяет человеку создавать благополучие для себя и для своей семьи.

Плюс к этому многим из национальных меньшинств – уйгурам, дунганам, чеченцам и другим – присуще чувство солидарности. Они не оставят соплеменника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, без помощи, проявят участие, поддержат и словом, и делом, объединятся перед лицом общей беды. А если кто-то сбился с пути, то совместными усилиями попытаются образумить его. Мы же всё время не можем что-то поделить, завидуем успехам ближнего, причём это явление настолько распространено, что в казахском языке ему дано много определений: қызғану, іштарлық, көре алмаушылық.
 

А ещё мы с пренебрежением относимся к узбекам, кыргызам, таджикам, отправляющимся на заработки в Россию, где они трудятся дворниками, чернорабочими, убирают урожай. Мол, для нас это как бы ниже достоинства. Можно вспомнить, как даже бывший министр культуры, впоследствии осуждённый за коррупцию, презрительно отозвался о гастарбайтерах из соседнего с нашей областью Кыргызстана. Выходит, заниматься непрестижным трудом и получать за это честно заработанные деньги – унизительно, а клянчить у государства социальную помощь или тем более воровать у него – достойно человека?

Такие вопросы, затрагивающие национальное самосознание, должны поднимать наши зиялы қауым. Но им не хватает ни мудрости, ни мужества – они больше любят рассуждать о величии народа, о его достоинствах, поскольку знают, что ему хочется слышать приятные слова в свой адрес. То есть, желая понравиться соотечественникам, идут у них на поводу, забыв о своей миссии – воспитывать, правильно ориентировать общество, при необходимости говорить пусть горькие, обидные, но заставляющие людей задуматься слова. Один из редких интеллектуалов, кто не боится сказать правду, призывает казахов меньше оглядываться назад, в прошлое, и больше смотреть вперёд, в будущее, адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, становиться технократами, – замечательный учёный-математик Аскар Джумадильдаев. К сожалению, таких у нас единицы.

Года три назад довелось посмотреть на Youtube видео с размышлениями общественного активиста и предпринимателя Ахметбека Нурсилы, который откровенно высказался на эту тему перед казахской аудиторией. Приведя примеры, касающиеся благосостояния представителей различных этнических групп, проживающих в стране, он задал вопрос: «Кто-нибудь может сказать, что наши корейцы или дунгане – бишара, сорлы? Да если даже кто-то скажет, они не станут обижаться – мол, говорите, что хотите – и будут продолжать делать своё дело. А мы обижаемся, когда про нас говорят такое. Значит, где-то глубоко внутри себя понимаем, что это правда. Соответственно мы должны делать всё от нас зависящее, чтобы ни у кого не было оснований говорить эти слова».

Трудно с ним не согласиться...

Источник; СПИК-Тайм

Средняя: 4.2 (5 оценок)